На минувшей неделе глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила о том, что будущий год станет переломным в плане изменения инфляционных показателей в России. По словам Набиуллиной, инфляция сократится вдвое.
Подобного мнения придерживаются и некоторые западные экономисты, включая эксперта Barclays Capital Дэниела Хьюитта. По словам Хьюитта, инфляция в России находится на падающей траектории и к концу года может опуститься примерно к 7-8%, что даст возможность ЦБ в очередной раз пойти на снижение ключевой ставки. Выступая на экономическом форуме «Россия зовёт!», президент России Владимир Путин отметил, что «пик экономического кризиса пройден», и российская экономика «приспособилась к новым условиям».
Пройден ли пик или не пройден, и насколько верны утверждения о том, что инфляция в будущем году будет вдвое ниже текущих показателей - это всё вопросы, реальный ответ на которые даст только сам 2016-й, и потому рассматривать всерьёз эти прогнозы сейчас вряд ли стоит. А вот на заявление Владимира Путина о том, что российская экономика к новым условиям приспособилась, и на конкретные «новые условия» обратить внимание стоит.
Главное «новое условие», которое оказывает наиболее существенное влияние на российскую экономику - вовсе не санкции, как пытаются представить некоторые западные «партнёры». Это условие - новые цены на нефть, которые оставили позади такое понятие как «жирные нефтяные годы». Под «жирными годами», естественно, понимается период времени, когда цена нефтяной бочки стоила в два с лишним раза выше цены нынешней.
Нефтедоллары в экономику текли рекой, правда, факт остаётся фактом - по каким-то «фантастическим» причинам этот колоссальный приток средств так и не смог запустить механизмы более или менее ощутимого роста. При ценах в 110-120 долларов за баррель ВВП России, если можно так выразиться, «рос» на 1,5%... Как говорится: где деньги, Зин?.. «Кубышка» всё не съела, расходы на оборонку, конечно же, тоже, а потому вопрос об «эффективном расходовании» свалившейся нефтяной манны в предыдущие (те самые - «жирные» годы) как бы повисает в воздухе…
Если для эффективного роста экономики не хватало и $110 за баррель, то вследствие неизменности состава так называемого «экономического блока правительства» $45-55 на те же цели точно хватать не будет, и уже не хватает. Тут, как говорится, либо «девочек менять», либо предпринимать кардинальные шаги, способные изменить цены на нефть. Возможно, есть и альтернативные варианты, но для их реализации опять-таки ситуация может свестись к необходимости «смены девочек».
«Девочек», как все мы прекрасно видим, не меняют, а значит, работает вариант за номером 2 - то бишь кардинальные меры.
Многие экономические эксперты сходятся во мнении, что достаточно затяжное падение цен на нефть с относительно долгим удерживанием цены барреля «на дне» - вещь, которая объективными экономическими законами описана быть не может. Если так, то удержание нефтяных котировок на весьма низком уровне, притом что уже десятки американских «сланцевых» компаний объявили о своём банкротстве, производится во многом искусственно. Есть ли какие-либо подтверждения этому тезису? В качестве подтверждения можно привести информацию о делах саудовских.
По оценкам эксперта энергетического рынка Буна Пикенса, высказанным в эфире телеканала CNBC, Саудовская Аравия «тянет» непосильную ношу в виде нынешних цен на нефть. Пикенс (именно он, кстати, в 2002 году первым из экспертов спрогнозировал взлёт цен на нефть выше 100 долларов за баррель) заявляет, что бездефицитный бюджет Саудовской Аравии начинается с отметки примерно в 80 долларов, а потому при сохранении нынешних котировок бюджет СА будет страдать существенно больше российского, так как саудовская экономика посажена на нефть куда прочнее, чем российская. По данным МВФ, степень наполняемости бюджета СА от продажи нефти достигает 90%. А бюджет Саудовской Аравии на последние годы верстался, исходя из предполагаемой цены на нефть на уровне 104 долларов за баррель. Не 40… Не 50…
Россия - "новый шериф" Ближнего Востока?
По мнению западного экономиста, саудиты как те мыши, которые плакали и кололись, но продолжали грызть кактус - в том плане, что им самим теоретически выгодно снижение объёмов добычи, чтобы цены на нефть пошли вверх, но, понимаешь, не снижают. Единственное, что откровенно останавливает Эр-Рияд - это Иран, которые после снятия западных санкций, как считают в СА, способен заполнить саудовское нефтяное место, если объёмы добычи государство снизит.
Доводы Пикенса подтверждаются данными МВФ, который выдал прогноз по экономике Саудовской Аравии, который Эр-Рияд явно заставляет задуматься. Согласно этому прогнозу в 2015 году Эр-Рияд получит дефицит бюджета аж в 20% ВВП - свыше 120 миллиардов долларов! Это абсолютный рекорд всех последних лет для саудитов. Да - у Саудовской Аравии гигантский суверенный фонд (в 2014 году он составлял около 700 млрд. долларов), но только за 9 месяцев текущего года он потерял около 100 млрд.!
В этой связи участившиеся личные встречи представителей саудовской династии с российским президентом и переговоры по линии экономических ведомств и министерств иностранных дел - это отнюдь не только конкретное обсуждение военной составляющей в Сирии. Саудовская Аравия явно пытается узнать у Кремля и подробности о готовности или неготовности Ирана «залить» мир собственной нефтью. Можно предположить, что монаршие особы из Эр-Рияда крайне заинтересованы в ответе на этот вопрос, а потому и ищут возможности обсудить ситуацию с представителями российских властей. Ну, не у Ирана же Саудовская Аравия будет такой щекотливой вещью интересоваться… В Эр-Рияде всё ещё считают, что контактировать с Тегераном по экономическим (да и по любым другим вопросам) не комильфо…
Ну, не комильфо, так не комильфо, - отвечает Иран, и вступает вместе с Россией в антитеррористическую коалицию в Сирии, которая является одним из наиболее важных аргументов в деле убеждения Эр-Рияда в сомнительности его, учитывая горячую поддержку «умеренной ан-Нусры», шагов.
Кстати, упомянутый выше Бун Пикенс заявляет, что действия России и её партнёров по антитеррористической коалиции превращают РФ в «нового шерифа Ближнего Востока», который возвращает себе влияние в одном из ключевых с энергетической точки зрения регионов мира. Значат ли такие заявления, что это и есть те самые кардинальные меры, на которые решила пойти Россия, чтобы одним выстрелом убить сразу нескольких зайцев. Включая и «зайца», которого можно назвать защитой российских экономических интересов на дальних подступах?.. Вполне, вполне.
©