Экономическая, политическая и социальная ситуация на Украине находится на грани катастрофы. Наиболее ярко происходящие в стране процессы отражает динамика национальной валюты - гривны.
На днях в интервью ТАСС основные моменты озвучил бывший премьер-министр Украины Сергей Арбузов. "Украина сейчас на дне экономического развития. Национальная валюта девальвирована на 300%, цены на энергоносители - тепло и газ - выросли в 2-3 раза, стипендии и пенсии не выплачиваются", - констатировал Арбузов.
Неудивительно, что отток капитала из страны просто колоссальный, и Национальный банк Украины (НБУ) пытается с этим бороться. Ранее глава НБУ уже заявляла, что готовятся определенные меры, но озвучивать заранее их отказалась. Долго ждать не пришлось, и уже сегодня НБУ попросту запретил банкам покупать валюту по поручению клиентов до 28 февраля. Тем не менее между собой банки торговать все-таки могут.
"Банки имеют право осуществлять собственные операции по покупке безналичной иностранной валюты в пределах установленных лимитов открытой валютной позиции в сумме, не превышающей 0,5% размера регулятивного капитала банка в течение одного рабочего дня", - говорится в заявлении регулятора.
Что же, ЦБ действительно удалось остановить свободное падение гривны, однако к середине дня не было зафиксировано ни одной сделки. За предыдущие два дня гривна потеряла примерно 13%, еще 8,4% - за всю прошлую неделю. В обменных пунктах валюту можно было купить в ограниченном объеме и то по курсу 39 гривен за доллар или около того, то есть примерно на 20% выше курса, установленного в банках. Впрочем, в банках валюты все равно не было.
У украинского регулятора, по сути, нет другого выхода, и он вынужден идти на столь жесткие меры. ЦБ уже продал почти все золото, которое у него было, да и валютные резервы фактически иссякли. ЗВР Украины опустились до $6,4 млрд, что вдвое меньше трехмесячного импорта страны - защищать курс гривны просто нечем.
Итак, поскольку валютный рынок фактически закрыт, у НБУ появилась возможность искусственно устанавливать курс валюты. Ближе к вечеру доллар опустился с 32 до 24 гривен, но, повторимся, это искусственная котировка, она оказывает влияние только на экспортеров, которые должны продавать 75% валютной выручки центральному банку.
Кстати, сегодня президент Петр Порошенко потребовал от главы Нацбанка стабилизировать курс гривны на уровне 21,7 за доллар. Цифра взялась не с потолка, именно такой курс фигурировал при утверждении изменений в бюджет. Если НБУ продолжит устанавливать искусственный курс, совсем скоро госпожа Гонтарева сможет торжественно отчитаться о выполнении задания.
Также стоит отметить очевидные конфликты в верхних эшелонах власти. Так, премьер Арсений Яценюк заявил, что с ужасом узнал из СМИ о решении НБУ закрыть валютный рынок. Тем не менее Валерия Гонтарева утверждает, что координирует все действия с хозяевами из МВФ и принимает решения только после одобрения фонда.
Короче говоря, на Украине царит хаос, что является явным сигналом - страна катится в гиперинфляционную бездну.
Во вторник на украинском телевидении сообщили о том, что при текущем курсе средняя заработная плата по стране составляет $42,90, то есть ниже, чем в Замбии и Гане.
Ну и, собственно, сама гиперинфляция: производственная инфляция продуктов питания составила 57,1%, при этом зерно и овощи в годовом выражении подорожали на 91%. Официальная же инфляция составляет всего 28,5%. Разумеется, украинские потребители не могли не отреагировать на это и сократили расходы в гривнах на 22,6%.
Как пишет издание Zerohedge, сегодня в Киеве мужчина менял доллары на гривны, ему вручили пакет с гривнами, он засмеялся и произнес: "Скоро мы будем ходить с чемоданами наличных, как в 1990-е".