Почему в РФ под видом продуктов питания продаётся г@вно

Nov 15, 2013 01:13

Оригинал взят у t_itanium в Почему в РФ под видом продуктов питания продаётся г@вно
Мы уже много раз обсуждали то, что в ресурсной федерации купить нормальные продукты питания практически невозможно. А то, что продаётся в сетях можно назвать чем угодно, но только не продуктами питания. И всегда находились упоротые поцреоты или просто откровенные идиоты, которые считали, что продукты в РФ отличного качества, и даже молоко, которое продаётся в шестёрочках натуральное и чуть ли не только что из под коровы. Хотя вменяемым людям давно ясен весь масштаб катастрофы.


…Пробелы в законах, слабая логистика и жадность ритейлеров - три главные причины, по которым в московских магазинах продается плохая еда. В равной степени это относится и к магазинам эконом-класса, и к премиальному сегменту.
По данным НИИ питания РАМН, от трети до половины всех заболеваний россиян связано с некачественным питанием. Считается, все из-за того, что экономят на еде, но это не так: в России тратят столько же, сколько, например, в Венгрии или Чехии (около 5-7 тыс. руб. в месяц на человека). Однако получают за эти деньги продукты куда более низкого качества.
Не случайно жители приграничных территорий ездят за едой в чужие края. По 10 кг мяса и творога на человека в месяц из Польши привозят многие в Калининграде. А из Санкт-Петербурга и Карелии едут в Финляндию - не потому, что дешевле, а потому, что вкуснее. Москвичи спасаются кто как может: делятся адресами магазинчиков с «настоящими» мясом и овощами, заказывают фермерские продукты в интернете. Тем не менее доля покупок в сетевых магазинах с каждым годом растет - разве что в Москве медленнее отказываются от походов на рынок, чем в регионах.

Руководитель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков качеством продуктов в сетевых магазинах недоволен. «Грибы делят на съедобные, условно съедобные и несъедобные. Так вот в Москве большинство продуктов - условно съедобные. Совсем испорченных или опасных для здоровья продуктов в Москве уже практически нет,- обнадеживает он.- Не умрете, но от сознания, что в Евросоюзе такими продуктами свинок кормят, приятнее не становится».

Основную причину низкого качества продуктов эксперты видят в законодательстве. Технические регламенты все еще позволяют производителям на продукте без грамма мяса написать «колбаса», а на молочном напитке, разведенном из сухого порошка,- «молоко». (привет долбо@бам, которые считают, что в шестёрочках продаётся натуральное молоко). С упразднением в 2003 году ГОСТов примерно из 400 обязательных для исполнения технических регламентов осталось 28, все остальное - на усмотрение производителя.

«Даже за соблюдением обязательных к исполнению техстандартов, по сути, никто не следит,- утверждает Михаил Аншаков.- Роспотребнадзор, который мог бы этим заниматься, занят совсем другими вещами: эта организация работает скорее как подразделение МИДа, им не до защиты прав потребителей».

Ситуацию могли бы улучшить сами ритейлеры, если бы сотрудничали только с производителями качественного товара. Однако на данный момент, по утверждению большинства экспертов, поставщики конкурируют между собой только в цене, и это касается всех сегментов торговли.

«Это неправда, что ритейлеры совсем не задумываются о качестве товара,- пытаются оправдать продуктовые сети в организации "Ростест-Москва", занимающейся сертификацией продукции и лабораторными исследованиями.- Ритейлеры ежемесячно присылают нам на лабораторные исследования продукцию своих поставщиков. По ним бывают и отрицательные заключения, которые порой приводят к тому, что не всех пускают в сети».

"Ритейлеры и правда уже давно создают свои отделы контроля качества, но это совсем не помогает,- говорит Аншаков.- Понятно же, что тестовые образцы от поставщиков всегда идеальны. Не секрет, что на производствах всегда есть специальная партия тестового товара - натурального и вкусного. Но вот как только тест пройден, поставлять начинают черт знает что".

«Да кому это качество вообще нужно?! - сокрушается Олег Иванцев, год тому назад продавший свой мясокомбинат в Свердловской области.- Помню, когда начинал, в колбасу клал по минимуму всех консервантов и ароматизаторов. И что? Собираю фокус-группу, и мне люди говорят, что невкусно: ни цвета, ни запаха. Я туда красителей и усилителей вкуса побольше - говорят: вот теперь - да, то, что надо». По словам Олега, покупатели сами виноваты в том, что им продают некачественный продукт: «Гонятся за тем, что подешевле, и думать не хотят, что натуральная свежая колбаса никогда не будет стоить меньше 700-1000 руб. за килограмм».

«Не стоит винить покупателей в низком качестве продуктов,- считает Михаил Аншаков.- Во-первых, с чего бы у россиян мог появиться правильный вкус, когда никто из поставщиков им его не привил? Во-вторых, даже эксперты порой не могут разобраться в составе и качестве продуктов, если не носят, конечно, с собой мини-лаборатории. Для этого и нужны регулирующие органы, которые у нас отсутствуют».

Аншаков уверен, что если бы производители и ритейлеры несли заслуженное наказание за продажу некачественной продукции, то все было бы по-другому. «Вон в Америке иски о некачественной продукции рассматриваются сотнями, компенсации по ним - десятки миллионов долларов,- рассказывает он.- И это правильно. Судебная система должна делать все, чтобы очищать рынок от недобросовестных игроков. И огромные взыскания как раз то, что нужно. Либо компания после этого начинает строго выполнять все нормы, либо же вообще разоряется и вынуждена покинуть рынок».

В России же, по словам Аншакова, суд защищает себя от потоков потребительских исков и делает все, чтобы такие процессы проходили медленно и безрезультатно для истца. Ситуацию могли бы спасти коллективные иски, но в России к ним прибегают редко. Если в США это давно устоявшаяся практика, союзы потребителей ищут всех пострадавших от некачественной продукции и ведут их дела в рамках совместного судопроизводства, то в России такого почти нет.

«Так и получается, что отравился колбасой, потратил год на судебные тяжбы, получил в лучшем случае 5-10 тыс. руб. компенсации морального вреда,- объясняет Аншаков.- Все на это смотрят, понимают, что все равно ничего не выгорит, и в суд не обращаются». Статистика судебного департамента Верховного суда, по его словам, подтверждает: число исков о защите прав потребителей в 2012 году уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 32%, с 287 тыс. до 195 тыс. «Именно поэтому провинившиеся остаются безнаказанными, продолжая производить и продавать низкокачественную продукцию»,- заключает Аншаков.

Российские потребители привыкли считать, что бич продуктового ритейла - просроченные продукты. Как выясняется, это не так. «С жалобами на просроченные продукты к нам обращаются крайне редко, максимум пару раз в месяц,- говорит Олег Фролов, юрист Общества защиты прав потребителей.- Эта проблема уходит в прошлое». С удовольствием подхватывают его слова сами ритейлеры. «Проблема просрочки в сетевых магазинах за последние годы значительно потеряла остроту,- говорит Екатерина Куманина, директор по внешним связям «Дикси Групп».- Это результат и работы над ошибками самих ритейлеров, и усилий государства, и активности общественных организаций».

«С товарами, у которых истек срок годности, связана другая проблема - наличие при всех крупных ритейлерских сетях «реанимационных цехов», маленьких производств, где из товаров с истекшим сроком годности делают «новые» продукты питания»,- отмечает Михаил Аншаков. Он рассказывает, как в рамках эксперимента отправил двух сотрудниц продавцами в две известные столичные сети. «Так вот там «реанимационные» действия с утратившими свежесть продуктами - в обязанностях всех и каждого. То есть пришел, проверил прилавки, нашел заплесневелую рыбу - в цех ее,- говорит Аншаков.- Там помыть моющим раствором, намазать подсолнечным маслом и снова на прилавок, уже блестящую и заманчивую». По его словам, еще одно направление «реанимационных цехов» - это полуфабрикаты: салаты, выпечка и т. д.: «Вы ими, конечно, не отравитесь, но ни пользы, ни гаммы вкуса не получите».

Корень этой проблемы, кстати, в том, что в России отсутствует система утилизации продуктов питания. Зарубежные ритейлеры давно наладили связи с фермерскими хозяйствами, с заводами по утилизации: отдают им пропавшие продукты и даже зарабатывают на этом. В бизнес-плане любого продуктового магазина заложены риски по определенному объему товара, не проданного до истечения срока годности, и написано о возможности на этом заработать. В России же за нереализованный товар с истекшим сроком годности платят поставщики, а зарабатывают на его переработке ритейлеры.

«Принято считать, что продуктовые ритейлеры бывают трех типов - дискаунтеры, супермаркеты и магазины премиального сегмента,- объясняет Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».- Проблема в том, что в Москве это разделение весьма условное. Между дискаунтерами и супермаркетами в Москве отличие в ассортименте продуктов и сервисе минимальное. Выделяется только премиум-сегмент, который фактически представлен только в Москве. Впрочем, по-настоящему элитным этот сегмент назвать сложно: качество сильно отстает от цен».

Даже в Москве премиальный сегмент крайне узок и представлен, по сути, двумя сетями - это «Азбука вкуса», у которой около 50 магазинов в Москве и ближайшем Подмосковье, и «Глобус Гурмэ», у которой 7 магазинов в столичном регионе. Большинство других компаний, которые пробовали действовать в этом сегменте, из него ушли. В 2006 году на Тверской-Ямской закрылся, проработав чуть больше года, продуктовый бутик самой дорогой французской сети Fauchon, в ближайшее время закроется фермерский рынок «Цветной базар» в универмаге «Цветной», нет ясности относительно будущего бутика Hediard, принадлежащего российскому экс-сенатору Сергею Пугачеву,- в Торговом суде Парижа начинаются слушания по поводу неплатежеспособности сети.

Выручка «Азбуки вкуса» в 2012 году составила 26 млрд руб., выручка «Глобус Гурмэ» - около 5 млрд руб. На фоне размеров российского ритейла экономкласса цифры почти микроскопические. Для сравнения, выручка «Магнита» составила 449 млрд руб., X5 Retail Group - 490 млрд руб. Оно и понятно: в московских элитных продуктовых сетях 60-70% товаров местного производства, точно такие же, как и в «Метро» или «Перекрестке», но на 20-30% дороже. Средний чек в «Азбуке вкуса» в прошлом году составлял 1,6 тыс. руб., в «Глобус Гурмэ» - 2,5 тыс. руб., тогда как в продуктовых магазинах экономкласса - 250-640 руб. Остальные 30-40% представленных «премиальных» продуктов - импорт.

Поставщики считают, что производить все продукты премиального сегмента в России невозможно. «В России нет пастбищ, нет культуры производства, еще много чего нет»,- говорит владелец компании, поставляющей французские продукты питания на московский рынок. Он добавляет, что именно это так сильно влияет на цену: «Поставка качественных продуктов означает очень сложную и дорогую логистику: заказать, привезти, растаможить, хранить на складах и оперативно доставлять до ритейлеров - все это крайне трудоемко, требует много времени и денег». По его словам, до 100% может стоить таможенное прохождение товара, еще около 30% составляет маржа непосредственно поставщиков, а наценка сетей начинается с 60-70%.

«На рынке существует монопольный диктат сетей,- жалуется поставщик продуктов из Франции.- Они забирают львиную долю прибыли и не хотят делиться ни с производителями, ни с поставщиками. Сети фактически выстроили всю историю исключительно под себя, а теперь жалуются, что под ними выросли уроды».

«Мы в сети заходили два года,- рассказывает похожую историю один из региональных производителей макаронных изделий, которые сейчас продаются в некоторых супермаркетах.- Мало того что они агрессивно настаивают на минимальной закупочной цене, так еще требуют деньги за все, начиная от хорошего места на полке и заканчивая обещаниями следить за своими менеджерами, чтобы те не забывали товар на складах». «Не будем забывать еще про практику отсрочки платежей до 120 дней, а также все убытки от просроченной нереализованной продукции,- говорит владелец подмосковного молокозавода.- В совокупности с тратами на логистику ритейлеры ставят нас в режим выживания, в рамках которого об улучшении качества продукции говорить не приходится».

Цепочка, таким образом, выстраивается следующая: ритейлеры хотят большую маржу и тем самым душат поставщиков. Те, в свою очередь, давят на производителей, которые вынуждены изыскивать способы сделать товар более дешевым. Это не может не сказаться на качестве.

«Можно, конечно, сказать, что если бы производили и поставляли по-настоящему качественный товар, то цены на него в сетях были бы еще выше, но, может, все дело в марже сетей? - комментирует эту ситуацию московский банкир, связанный с финансированием импортных поставок продуктов.- Сети растут, строят новые магазины, увеличивают размер площадей, а собственники раскручивают капитализацию компаний перед потенциальным IPO. Они стремятся раскрутить и как можно скорее выйти, поэтому и не следят за качеством».

«У нас в компании существует управление по качеству,- отвергает все обвинения пресс-секретарь «Азбуки вкуса» Андрей Голубков.- В 2012 году наши аудиторы DNV не сделали ни одного замечания на предмет несоответствия стандартам". Зато делали замечания гражданские активисты - и «Азбука вкуса» приняла решение о сотрудничестве с ними. Вместе с движением «Хрюши против» (некоммерческая организация по защите прав потребителей, созданная движением «Наши») компания запустила программу, в рамках которой покупателю, обнаружившему просроченный продукт, возвращают его стоимость и бесплатно выдают аналогичный товар.

«Последний факт обращения был связан с йогуртами одной известной фирмы, часть партии которых оказались прокисшими, несмотря на действующий срок годности. Мы провели внутреннее расследование, которое показало, что, скорее всего, проблема возникла на пути от поставщика в магазины. Мы сняли с продаж всю партию, предъявили поставщику претензию и в настоящий момент ждем разъяснений»,- говорит Голубков.

Тем не менее, претензии к качеству продуктов в сетях премиум-класса существуют, и небезосновательные. Возьмем, скажем, рыбу. Вся рыба в Москве привозная, в основном с Дальнего Востока и из Норвегии, если речь идет о премиальном сегменте - из Японии или европейских стран. Позиционируется она чаще всего как свежая, хотя на самом деле замороженная. «Для потребителя это совсем неплохо: рыбу размораживают правильным образом, который называется «дефростация», что позволяет сохранить ей свежесть и товарный вид, однако обман все же налицо»,- говорит источник, связанный с рыбной базой в Теплом Стане.

Именно на эту базу ранним утром каждую среду и пятницу свозятся контейнеры рыбы, доставленной большими самолетами в Домодедово. «Еще одна база есть в Очаково,- поясняет источник.- Это закрытая зона возле НИИ «Дельфин» с прилегающей территорией с ангарами и складами. На этот рынок-город привозится рыба не самого высокого качества. Часто даже не рыба, а рыбсырье. Но туда даже местные жители идут за покупками, так как семга там, например, почти вдвое дешевле, чем в «Ашане».

В хранилищах рыбу не только сгружают, складируют и перенаправляют в магазины, но и готовят к продаже, например солят или коптят. «Покупатели уверены, что коптят ее на углях, а в реальности в контейнеры с подвешенной рыбой просто запускают жидкий газ. По санитарным нормам так делать нельзя, но эта установка коптит за 15 минут, давая громадную экономию человеко-часов»,- говорит источник на базе в Теплом Стане.

Другую историю рассказал «Деньгам» поставщик продуктов питания в магазины премиум-сегмента. Начинается она с того, что к производителю сыра в Италию приехал российский поставщик. Предложил произвести моцареллу весом 150 г по закупочной цене €1. Производитель заявил, что минимальная закупочная цена - €1,2 за шар, а если дешевле - это уже не моцарелла. Российский покупатель несколько раз переспросил, «будет ли это похоже на моцареллу», и после утвердительного ответа продолжил настаивать на производстве за €1. Производитель, не хотевший терять крупного закупщика, отправился в муниципалитет, получил разрешение на разовый выпуск продукции такого качества и дал обещание, что на внутреннем рынке этот товар не появится. «Да пусть русские что угодно покупают, наш бизнес получает прибыль, а мы - налоги»,- решили в итальянской мэрии…

Источник «Коммерсант Деньги». Special thanks to markizoid.

А вменяемым людям ничего не остаётся как затариваться хамоном, сыром, ветчиной, оливковым маслом и пр. в JamonShop и великолепным бельгийским шоколадом в Zaabär.

Напомню, что обо всём этом я писал в блоге много раз. А теперь в студию приглашаются те, кто считал и считает, что всё это неправда.

Update: еще один сюжет в тему.

Previous post Next post
Up