Статус «не места для дискуссий» акционерные собрания Газпрома приобрели гораздо раньше шокирующего заявления Алексея Миллера, сделанного им на внеочередном собрании 30.06.11, что
прения по вопросам повестки дня акционерного собрания не предусмотрены, хотя это собрание и было созвано для «обсуждения вопросов повестки дня…».
Не лучше дела обстоят уже много лет и на других (годовых) акционерных собраниях Газпрома. Несмотря на катастрофическое падение капитализации, сомнительные сделки, вызывающие крайнее недоумение у инвесторов, при обсуждении годовых докладов участники прений высказывают руководству госкомпании полный «одобрямс». И лишь изредка какие-нибудь «несознательные» миноритарии своими грубыми выкриками с места пытаются испортить поток елея, льющийся на газпромовских «эффективных менеджеров». Почему же так довольны выступающие в прениях?
Возьмем три последних годовых акционерных собрания Газпрома. Их вел председатель Совета директоров В. Зубков, который является заместителем председателя правительства Путина.
Из протоколов собраний можно узнать не только фамилии выступавших в прениях по годовому отчету, но и их должности.
На
последнем годовом собрании (30.06.2011) счастливчиками, которым было позволено выступить в прениях по годовому отчету, стали 5 человек, из них четверо, по «странному совпадению», оказались генеральными директорами дочерних компаний Газпрома. Впрочем, пятый участник прений, выступивший «в качестве представителя инвестиционного сообщества», тоже оправдал доверие организаторов собрания. А вот остальным акционерам, записавшимся на прения и настроенным критически, слово не предоставили, сославшись на то, что якобы время, отведенное на прения, истекло.
Интересно, что на
первом проведенном Зубковым собрании акционеров Газпрома (в 2009 году) в прениях по докладу Миллера выступили 2 гендиректора газпромовских «дочек» и вице-президент Бэнк оф Нью-Йорк, на
годовом собрании в 2010 году - уже 3 гендиректора «дочек» и опять один «представитель акционеров».
Учитывая, что в 2011 году в прениях по докладу выступили 4 гендиректора дочерних компаний Газпрома, становится понятной формула Зубкова по дальнейшей «демократизации» годовых собраний: в 2012 году прославлять трудовые подвиги газпромовского руководства будут аж 5 гендиректоров газпромовских «дочек»…
Боязнь любого критического выступления на собраниях Газпрома приобрела уже гипертрофированные черты: организаторы идут даже на изменение порядка рассмотрения вопросов. Так на последнем годовом собрании основной докладчик Миллер выступил, не делая перерыва, сразу по семи вопросам повестки дня, хотя в повестке дня вопросы шли не подряд.
Председатель собрания почему-то решил, что выступление Миллера сразу по семи вопросам повестки дня якобы позволяет проигнорировать
регламент собрания, согласно которому общая продолжительность прений по каждому вопросу повестки дня составляет до 30 минут. Т.е. общее время на прения по этим 7 вопросам можно не увеличивать, а оставить как для одного вопроса - всего 30 минут. Возможно, эта уловка объясняется тем, что если соблюдать регламент, то трудно отыскать столько выступающих, лояльных руководству Газпрома. А главная задача, похоже, состоит в том, чтобы не дать выступить акционерам, критикующим деятельность «эффективных менеджеров».
Конечно, нельзя сказать, что руководство Газпрома совсем не интересует мнение инвесторов, но вот представления об интересах инвесторов у руководителей Газпрома довольно оригинальные.
Например, в 2010 году на годовом акционерном собрании Зубков, отвечая на вопрос по поводу «безобразного и циничного обогащения совета директоров - по 15-17 млн рублей в год», заявил, что отмена огромных (и необоснованных) выплат членам совета директоров Газпрома, оказывается, «
даст сигнал рынку, что что-то не в порядке» и это будет «не очень красиво выглядеть»…
Трудно поверить в искренность такого утверждения, даже если оно звучит от бывшего функционера КПСС, но, к сожалению, похоже, именно этот «принцип» (главное -не дивиденды, не рост капитализации, а высокое вознаграждение членам совета директоров и правления) воплощается руководством Газпрома на практике.