Итак, позавчера у нас состоялась презентация и обсуждение книги С.В. Данько "Субъективность без субъекта, или исчезающее Я". Фрагменты работы можно посмотреть здесь.
Спасибо! Правильно ли я понимаю, что С.В. пытается разобраться в связи между двумя иллюзиями (если это иллюзии) - независимого от нас существования реальности и персональной идентичности?
Да, наверное, можно и так сказать. Похоже на витгенштейновское преодоление солипсизма: "Я = мой мир". Хотя, на мой взгляд, вторая часть вопроса - проблема персональной идентичности - развита недостаточно, вместо идентичности акцент делается на реальности субъекта. А ведь на самом деле, субъект реален ровно настолько, насколько он идентичен себе самому. Самотождественность - фундаментальное свойство всего сущего. С другой же стороны, субъект реален ровно настолько, насколько он тождественен своему миру. Ведь эталоном реальности выступает внешняя действительность, определяемая через её независимость от субъекта. Получается, мы ищем такую формулировку субъективности, при которой самотождественность субъекта была бы тождественна его тождественности миру... Доклад был очень длинный, больше часа. Весь его выложить проблематично, да и вряд ли это имеет смысл. Лучше, наверное, посмотреть саму книжку. Самые важные фрагменты (1 и 4 гл.) доступны по ссылке наверху.
Дело в том, что, когда имеется в виду процесс познания, обычно имеется в виду, что этот не просто процесс познания, а процесс познания исследователем (субъектом) некоей вещи, называемой реальностью (объектом). По-другому задать понятие "процесс познания" было бы затруднительно. Поэтому то, что познающий субъект находится вне познаваемой реальности - это очевидно, и следует непосредственно из определения процесса познания. Что так удивляет публику, мне, честно говоря, непонятно...
>>то, что познающий субъект находится вне познаваемой реальности - это очевидно, и следует непосредственно из определения процесса познания
А кто сказал, что это единственно возможное определение познания? В рамках концепции embodied mind познание рассматривается прямо противоположным образом: познать = успешно существовать в среде, адаптироваться к ней, слиться.
Не единственное, конечно, но вполне интуитивно ясное и доминирующее в европейской философской традиции. embodied mind - ближе к индийской классической традиции, чем к новоевропейской.
Согласен. Но и в европейской традиции, мне кажется, понятие "познание в условиях растворенности субъекта в мире" не лишено потенциала. Порус тогда высказался в таком ключе: мол, если уже есть ответы на все вопросы, то как философствовать? Однако "есть ответы на все вопросы" еще не означает "есть вопросы на все ответы". Так что вывод однозначен - придется искать вопросы к уже имеющимся ответам. Что тоже довольно интересно. Разве это не познание?))
Субъект - это самое понятное? Кто так считает в наш век?! Ааааа! В век фрейдистского "незнаюктоятакоесть", в век абсолютно шизоидной художественнойой культуры 20-го века!
Re: не в темуvic_gorbatovApril 4 2010, 23:46:50 UTC
Нет, не знаю такого. Но судя по тем нескольким постам, что я увидел в вашем журнале (если, как вы говорите, они инспирированы его работами), ничего особо нового тут нет )) Лучшей порой для таких рассуждений был 19 век с его просвещенческой беллетристикой, довольно беспомощной как в философском, так и в естественнонаучном отношениях. Я сам могу с удовольствием взять книжку какого-нибудь Лео Таксиля, посмеяться вместе с ним над нелепостями и натяжками Св. Писания. А потом спокойно отложить в сторону, потому что ничего глубокого и ценного в этой критике нет - "чисто поржать", как говорится ))
Лучшей порой для таких рассуждений был 19 век с его просвещенческой беллетристикой, довольно беспомощной как в философском, так и в естественнонаучном отношениях.
Почему же в философском плане беспомощной?
Я сам могу с удовольствием взять книжку какого-нибудь Лео Таксиля, посмеяться вместе с ним над нелепостями и натяжками Св. Писания. А потом спокойно отложить в сторону, потому что ничего глубокого и ценного в этой критике нет - "чисто поржать", как говорится ))
Конечно, я не могу над этой книгой "поржать" (хотя и люблю, над пропастью не ржи, как говорится), т.к. это культурный памятник, сформировавший всех нас, а так же потому, что это книга надежд и устремлений многих людей...Да и на меня самого она действует.
Я не могу сказать, что я атеист, но так верить, как мне предлагают, я уже тоже не могу.
Про глубокое и ценное...Почему нет глубокого и ценного? Что Вы имеете ввиду?
Comments 24
Будет ли доступен весь доклад и обсуждение?
Reply
А ведь на самом деле, субъект реален ровно настолько, насколько он идентичен себе самому. Самотождественность - фундаментальное свойство всего сущего.
С другой же стороны, субъект реален ровно настолько, насколько он тождественен своему миру. Ведь эталоном реальности выступает внешняя действительность, определяемая через её независимость от субъекта.
Получается, мы ищем такую формулировку субъективности, при которой самотождественность субъекта была бы тождественна его тождественности миру...
Доклад был очень длинный, больше часа. Весь его выложить проблематично, да и вряд ли это имеет смысл. Лучше, наверное, посмотреть саму книжку. Самые важные фрагменты (1 и 4 гл.) доступны по ссылке наверху.
Reply
Reply
Reply
Reply
А кто сказал, что это единственно возможное определение познания? В рамках концепции embodied mind познание рассматривается прямо противоположным образом: познать = успешно существовать в среде, адаптироваться к ней, слиться.
Reply
Reply
Порус тогда высказался в таком ключе: мол, если уже есть ответы на все вопросы, то как философствовать?
Однако "есть ответы на все вопросы" еще не означает "есть вопросы на все ответы". Так что вывод однозначен - придется искать вопросы к уже имеющимся ответам. Что тоже довольно интересно. Разве это не познание?))
Reply
В век фрейдистского "незнаюктоятакоесть", в век абсолютно шизоидной художественнойой культуры 20-го века!
Reply
Reply
А это у вас на философском факультете так занятия проходят, да?
Reply
Если бы так занятия проходили, я бы не вынес, наверное...
Reply
Он раньше видным атеистом был. Знакомы с его работами?
У себя в журнале поместил немного своих недоумений на религиозную тему. Так полная тишина...Никто ничего против сказать не может (или не хочет).
Ps Но атеистом я быть тоже не могу. )
Reply
Я сам могу с удовольствием взять книжку какого-нибудь Лео Таксиля, посмеяться вместе с ним над нелепостями и натяжками Св. Писания. А потом спокойно отложить в сторону, потому что ничего глубокого и ценного в этой критике нет - "чисто поржать", как говорится ))
Reply
(Кроме поста про столпников: подсмотрел в интервью одного известного физиолога.)
Поверьте, трудно такое помыслить, когда находишься внутри этой темы...Для верующих я теперь чужой, сомневающийся, грешник и т.д.
Но мысли Е.Дулумана тоже хочу поместить на обсуждение, вот только не будет обсуждения...
Reply
Почему же в философском плане беспомощной?
Я сам могу с удовольствием взять книжку какого-нибудь Лео Таксиля, посмеяться вместе с ним над нелепостями и натяжками Св. Писания. А потом спокойно отложить в сторону, потому что ничего глубокого и ценного в этой критике нет - "чисто поржать", как говорится ))
Конечно, я не могу над этой книгой "поржать" (хотя и люблю, над пропастью не ржи, как говорится), т.к. это культурный памятник, сформировавший всех нас, а так же потому, что это книга надежд и устремлений многих людей...Да и на меня самого она действует.
Я не могу сказать, что я атеист, но так верить, как мне предлагают, я уже тоже не могу.
Про глубокое и ценное...Почему нет глубокого и ценного? Что Вы имеете ввиду?
Reply
Спасибо
Reply
Reply
Leave a comment