Элементы запахов. Повторение их в природе. Запахи растений как гармонические сочетания (букеты, композиции) отдельных элементов.
Классическими композициями в части цельности, гармоничности и законченности являются запахи в растительном мире. Поэтому перед тем, как подойти к вопросу о составе и парфюмерных, т. е. искусственных композиций, создаваемых парфюмером, обратимся к тому, как в природе построены естественные запахи душистых растений и постараемся вскрыть закономерности в сочетаниях душистых веществ в природе.
Вначале постараемся разобраться, бывают ли в природе изолированные запахи. Всем хорошо известно приятное впечатление от запаха свежего майского утра; этот запах является результатом восприятия нами целой серии запахов, например, распускающихся деревьев, влаги, окружающих предметов и т. д. 3апах хвойного леса слагается из смолистого запаха хвои, запаха листьев или игл, влажного озонированного воздуха. Попробуем далее нюхать душистый цветок: и тут мы вместе с запахом цветка всегда невольно вдыхаем запах его зеленых частей, окружающего воздуха и предметов. Нам только кажется, что мы чувствуем запах одного этого цветка потому, что он больше всего выделяется из среды окружающих запахов, но в действительности мы воспринимаем целый
комплекс запахов.
Обратимся к любому растению, имеющему свой природный ощутимый запах и мы найдем в нем не один какой-либо запах, а всегда сочетание с другими запахами среды, которые, возможно, не всегда отчетливо чувствуются, так как к ним привыкли. Однако, запахи эти существуют, и мы, помимо своей воли, воспринимаем их вместе с тем объектом, на который направлено наше внимание, наше обоняние.
Это зависит от того, что в природе ничто не существует изолированно, вне среды. Этой средой в первую очередь и наиболее близкой являются другие душистые вещества, которые способствуют образованию полного запаха растения или его части.
Запахи душистых частей любого растения могут быть извлечены из последних и освобождены от сопровождающих их недушистых веществ. Этим наука получила возможность вникнуть в сущность данных запахов и путем химических исследований установить их состав. В результате оказалось, что все эфирные масла представляют собою сложные сочетания из нескольких (и чаще из многих) душистых веществ.
Аналитическим путем обнаружены почти все органические соединения, из которых складываются запахи всех известных нам растений. Этих соединений оказывается довольно ограниченное число.
Невольно напрашивается вопрос: как можно сочетать это положение с общеизвестным фактом наличия в растительном мире почти неограниченного количества совершенно различных запахов; как природа при ограниченном количестве средств создает все многообразие запахов растительного мира и почему каждый запах любого растения - и даже части его - все же обладает своей особенностью, своей спецификой, своеобразием.
Чтобы ответить на этот вопрос разберем несколько примеров запахов растений различных ботанических видов и родов и посмотрим, из каких составных частей они состоят. В качестве первого примера возьмем хорошо знакомые всем растения: розу и герань. Химический анализ их эфирных масел дает нам следующий состав (1).
Розовое масло (из цветов) Гераниевое масло (из зелени)
ГераниолГераниол
ЦитронеллолЦитронеллол
Фенилэтиловый спиртФенилэтиловый спирт
ЛиналоолЛиналоол
ЦитральЦитраль
ЭвгенолМентон
Проверим далее, какой запах напоминают не все эти эфирные масла целиком, а каждая из составных частей их, и тогда обнаружим, что каждая из них напоминает запах какого-либо другого растения: гераниол, цитронеллол и фенилэтиловый спирт (входящие в состав обоих масел) имеют явный, но не точный запах роз, линалоол имеет запах ландыша, цитраль - запах лимона, эвгенол - запах гвоздики, ментон - запах мяты и т. д.
Причем запах этих компонентов тоже неполный, так как цветок ландыша, в свою очередь, состоящий из нескольких других веществ, пахнет полнее, чем линалоол; корка лимона - полнее, чем цитраль, а мята - полнее, чем ментон.
При этом надо еще учесть, что нюхая цветок, мы, кроме запаха лепестков (т. е. носителя характерного запаха), вдыхаем еще и запахи чашечек, тычинок, пестиков и листьев, отлагающих соответствующий отпечаток на основной запах.
Таким образом, в состав запаха розы входят также неполные, незаконченные запахи ландыша, лимона и гвоздики, а гераниевого масла - ландыша, лимона и мяты.
Приведем далее состав лимонного, апельсинного (из корки) и мандаринного масел:
Лимонное масло Апельсинное масло Мандаринное масло
Лимонен (60%)Лимонен (90-97%)Лимонен (свыше 90%)
Цитраль (до 6%)Цитраль (следы)Цитраль (следы)
ЦитронеллальЦитронеллальЦитронеллаль
ЛиналилацетатЛиналоолМетилантранилат (10%)
Дециловый альдегид Дециловый альдегид
Метилантранилат (следы)
Терпинеол
В состав их входят лимонен и цитраль, имеющие интенсивный, но грубый и неточный лимонный запах; в состав лимонного масла входит также запах розы (цитронеллаль), бергамота (линалилацетат) и вещество с своеобразным, напоминающим лимон запахом (дециловый альдегид); в запах апельсинного масла входит запах розы (цитронеллаль), ландыша (линалоол), веществ, напоминающих запах лимона (дециловый альдегид), цветов апельсина (метилантранилат) и сирени (терпинеол); мандаринное масло включает также запахи розы (цитронеллаль) и цветов апельсина (метилантранилат, придающий особый оттенок мандаринному маслу).
Главные составные части эфирных масел из цветов жасмина, белой акации и апельсина следующие:
Масло жасмина Масло белой акации Масло из цветов апельсина
БензилацетатМетилантранилатМетилантранилат
Бензиловый спирт ЛиналоолЛиналоол
ИндолГераниолГераниол
ЛиналилацетатГелиотропинЛиналилацетат
ЛиналоолТерпинеолТерпинеол
МетилантранилатБензиловый спирт Фенилэтиловый спирт
ПаракрезолИндолИндол
Гераниол
Таким образом, в состав жасмина, кроме бензилацетата и бензилового спирта, только отдаленно напоминающих по запаху
жасмин, входят запахи ландыша (линалоол), бергамота (линалилацетат), цветов апельсина (метилантранилат), нарцисса (паракрезол) и розы (гераниол); в состав запаха цветов белой акации входят запахи ландыша (линалоол), розы (гераниол), гелиотропа (гелиотропин), сирени (терпинеол) и жасмина (бензиловый спирт); в масло апельсиновых цветов соответственно - метилантранилат (типичный для этого вида масла), затем ландыша, розы, бергамота и сирени.
Кроме того, в эти запахи входит индол, вещество неприятного животного (фекального) запаха, но придающее этим маслам, особенно жасмину, бархатистость.
Характерным является химический состав следующих масел:
Из цветов лаванды Из плодов бергамота Масло из цветов мускатного шалфея
Линалилацетат (31-56%)ЛиналилацетатЛиналилацетат
Линалоол (10-20%)Линалоол (около 6%)Линалоол (10-15%)
ТерпинеолЛимоненТерпены (лимонен и др.)
Кумарин
Цинеол
т. е. масла из цветов лаванды и мускатного шалфея, а также из плодов бергамота при совершенно разных запахах и ботанических видах и родах, в основном состоят из сочетания запахов бергамота (линалилацетат) и ландыша (линалоол). Первое содержит также запах роз (гераниол), сена (кумарин) и камфары (цинеол); второе - лимона (лимонен), а третье - вещество лимонно-скипидарного запаха (терпены).
Наконец, приведем в качестве примера химический состав следующих эфирных масел:
Кориандровое Линалоевое Кудрявой мяты
Линалоол (60-80%)Линалоол (60-70%) Линалоол (56-65%)
Дециловый альдегид (1-2,5%) ТерпинеолКарвон (12-13%)
ТерпинеолГераниол
Гераниол
Борнилацетат
Таким образом, кориандровое масло состоит из запахов ландыша (линалоол), лимона (дециловый альдегид), сирени (терпинеол), розы (гераниол) и пихты (борнилацетат); линалоевое масло включает запахи ландыша (линалоол), сирени (терпинеол) и розы (гераниол), а запах кудрявой мяты состоит из сочетания запахов ландыша (линалоол) и тмина (карвон).
Если мы обратимся к анализам других эфирных масел, то обнаружим, что одни и те же вещества одного и того же характера повторяются в различных запахах растений не только для различных цветов, листьев, плодов и т. д.: душистые вещества, находящиеся в цветках одного растения, могут находиться в плодах, коре, листьях, семенах других растений, и не только того же ботанического вида и рода, но совершенно различных видов родов.
Это повторение запахов в различных растениях определяется наличием в том или ином масле (т. е. душистой части растения) одинаковых индивидуальных душистых веществ. На это укажет нам табл. 1, в которую включено очень небольшое количество веществ, так как привести перечень всех душистых веществ не представляется целесообразным.
Явление, которое мы установили на приведенных примерах, т. е. что всякий естественный запах является сложным, состоящим из нескольких простых, каждый из которых напоминает запах какого-либо другого растения, и является элементом для построения других запахов, типично для всего растительного мира, для любого растения, независимо от его вида и рода.
В результате сказанного можно ответить на первую часть ранее поставленного вопроса, т. е. как природа создает все многообразие запахов при наличии ограниченных возможностей.
1. В растительном царстве мы не ветречаем физически чистого запаха, зависящего только от одного химически индивидуального вещества, так же, как в естественных условиях не встречаем физически чистого звука и цвета.
2. 3апах любого растения, любой части его является сложным, а иногда и очень сложным сочетанием (букетом), полученным в результате сложения нескольких простых запахов (химически индивидуальных душистых веществ), причем количество простых запахов в природе довольно ограничено.
3. Душистые вещества растительного происхождения (эфирные масла) являются естественными композициями.
4. Все химически индивидуальные составные части эфирного масла (простые запахи), от суммы которых зависит его своеобразный полный запах, являются элементами запаха данного масла, и каждый из элементов так или иначе влияет на весь запах.
5. Многообразие сложных запахов, которое дает нам растительное царство, зависит от того, что элементы запаха повторяются в целом ряде сложных запахов, т. е. основано на повторении элементов запаха в природе.
6. От различия в сочетаниях этих элементов как в количественном, так и качественном отношении (рода эти элементов) зависит все многообразие запахов растений, которые встречаются в природе. Таким же образом из 33 букв слагается все многообразие слов и предложений, имеющих различный смысл, из 7 основных звуков все многообразие музыкальных произведений, и из 7 цветов спектра - все многообразие цветов и их оттенков.
Таблица 1.
Примерная таблица повторения характера запаха в природе.
Характер запаха Где повторяется
Роза (гераниол, цитронеллол, фенилэтиловый спирт) В цветах жасмина, герани, магнолии, желтой акации (кассии), лаванды, иланг-иланга, цветов апельсина, белой акации, жонкили и др.
Ландыш (линалоол) В цветах ландыша, апельсинового дерева, белой акации, жонкили, герани, магнолии, жасмина, лаванды, иланг-иланга, мускатного шалфея и др.
Лимон (цитраль, лимонен, дециловый альдегид) В цветах герани, магнолии, в зеленой части герани, кудрявой мяты, мелиссы, цитронеллового сорго, мяты, листьях лимона, лавра, в плодах бергамота, кориандра и др.
Бергамот (линалилацетат) В цветах лаванды, мускатного шалфея, жасмина, лимона, гардении, в плодах бергамота, лимона, можжевеловых ягодах и др.
Сирень (терпинеол) В цветах белой акации, апельсинового дерева, жонкили, в плодах звезчатого аниса, кориандра, в древесине и листьях кипариса и лимона.
Фиалка (иононы и их изомеры) В цветах фиалки, акации (цветочной кассии), в корневищах ирисов и др.
Жасмин (бензилацетат, бензиловый спирт) В цветах жасмина, белой акации, апельсинов, жонкили, сирени, желтой акации (кассии), гвоздики, иланг-иланга, гардении и др.
Апельсиновые цветы или флер д`оранж (метилантранилат и т. п.) В цветах жасмина, апельсина, белой акации, жонкили, иланг-иланга, туберозы, чубушника, гардении, в плодах апельсина, мандарина и др.
Гвоздика (эвгенол, его эфиры и изомеры) В цветах гвоздичного дерева (в цветочных почках и ветках), левкоев, садовой гвоздики, жонкили, цветочной кассии, иланг-иланга, в зеленой части эвгенольного базилика, мелиссы, лаврового листа, колурии.
Ведущий запах и гармоничное заполнение.
Постараемся выяснить, почему многообразие запахов растительного мира и каждый запах растения при повторении тех же элементов обладает своей особенностью, своей спецификой и оттенком.
Из примеров приведенных выше составов эфирных масел, мы можем заключить, что эфирное масло имеет какие-то 1-3 душистых вещества, которые являются носителями основного, типического для данного растения запаха, и если убрать эти вещества, то характер данного запаха будет полностью потерян.
Разбирая эфирные масла мы можем установить, что в каждом из них имеется свое «ядро», которое в основном определяет его запах, а именно: в розовом и гераниевом маслах - гераниол и цитранеллол, в лимонном - цитраль и лимонен, в мандаринном - метилантранилат и лимонен, в цветах жасмина - бензилацетат, в цветах белой акации и апельсина - метилантранилат, в цветах лаванды, мускатного шалфея и в плодах бергамота - линалилацетат.
Эти вещества и самостоятельно определяют запах указанных эфирных масел, но неполно. Попробуем убрать эти вещества, и масло полностью потеряет свою специфику, все своеобразие запаха, свою характерность. Они служат здесь ведущими запахами, своим присутствием определяющими основу запаха этого эфирного масла, и являются как бы лейтмотивами данного запаха или его головной нотой.
Однако запахи, например, цветов лаванды, плодов бергамота и цветов мускатного шалфея при одном общем ведущем запахе (линалилацетата), или запахи розы и герани при общем ведущем запахе из гераниола, цитронеллола и фенилэтилового спирта все же отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что наличие рядом с ведущим запахом других душистых веществ настолько значительно изменяет их запахи, что они становятся резко отличимыми друг от друга. Следовательно, при изменении состава данных веществ, сопровождающих ведущий запах, более или менее изменяется и качество ведущего запаха. Это положение имеет аналогию в живописи, где огромное значение имеет закон отношений цветов (2) (закон гармонии), на котором основана живопись (изменение цвета от перемены соседнего цвета). Например, жженая слоновая кость с белилами на синем фоне (по выражению художников) смотрится серым тоном, при наличие же в соседстве палевого тона - голубым м т.д.
Приведем далее краткий перечень душистых растений с определением в них ведущего запаха и основных душистых веществ, сопровождающих данный запах. (см. след. таблицу)
Из числа последних с целью облегчения материала нами приведены только главные составные части.
Насколько велико влияние на качество запаха даже небольших изменений в ведущем запахе и окружении, видно из следующего примера. Попробуем взять в качестве ведущего запаха линалилацетат (несколько напоминающий запах плодов бергамота); в сопровождении запахов ландыша (линалоола) и лимона (терпенов) мы получим довольно полный запах плодов бергамота. Если изменить сопровождающие запахи так, чтобы они состояли из сочетания запахов ландыша (линалоола), розы (гераниола), свежего сена (кумарина) и камфары (цинеола), то мы получим запах цветов лаванды; если далее добавить к линалилацетату запахи ландыша (линалоол) и лимонно-скипидарный запах (терпены), то мы получим почти полный запах цветов мускатного шалфея.
И, наконец, общеизвестно, что если один и тот же сорт растения, например, розы, растет на юге или на севере, т.е. на разных широтах с различной световой и тепловой напряженностью, то запах ее, конечно, останется запахом розы, но в нем имеется некоторая разница как в основном запахе, так и в оттенках, окраске его. При этом каждый из элементов ведущего запаха (гераниол, цитронеллол, фенилэтиловый спирт) в качественном отношении будет тем же, того же запаха, тех же химических и физических констант, но в количественном соотношении они будут несколько иными. То же самое будет наблюдаться и в отношении сопровождающих элементов.
Таким образом мы можем установить, что все запахи растений и каждое полученное из них эфирное масло имеют в своем составе:
1. Различные по тону, силе и оттенку характерные запахи, дающие в совокупности наиболее яркую, благозвучную характерную композицию запахов.
2. Свой ведущий запах (так сказать, свой «лейтмотив»), без чего эфирное масло полностью теряет характер растения, из которого оно получено, но который, хоть и в весьма неполной степени, но все же сам определяет запах растения.
3. Свое специфическое, типичное для него сопровождение, от изменения которого зависит и разница в запахах растений, имеющих общий ведущий запах. По аналогии с музыкой, они могут быть названы гармоническим заполнением, музыкальной тканью или оркестровым убранством.
Краткий перечень душистых растений с определением в них ведущего запаха и гармонического заполнения.
Наименование душистых растений Химически индивидуальные вещества, являющиеся ведущими для данного запаха и их характер Химически индивидуальные вещества, сопровождающие ведущий запах Запах растения, которое определяет вещество из третьей графы
Лаванда Линалилацетат (бергамот) Линалилбутират
Линалоол
Гераниол
Кумарин
Цинеол Бергамот
Ландыш
Роза
Свежее сено
Камфара
Бергамот Линалилацетат Линалоол
Лимонен
Нерол Ландыш
Лимон
Роза
Мускатный шалфей Линалилацетат Линалоол Ландыш
Лиметта Линалилацетат Лимонен Лимон
Лемонграсс Цитраль (лимонная корка) Линалоол
Дециловый альдегид Ландыш
Ландыш
Лимон
Змееголовник Цитраль Гераниол
Цитронеллол Ландыш
Роза
Роза
Лимон Цитраль Лимонен
Дециловый альдегид
Линалилацетат
Цитронеллаль Лимон
Лимон
Бергамот
Роза
Апельсин Цитраль Метилантранилат
Лимонен
Дециловый альдегид
Цитронеллаль
Линалоол
Терпинеол Апельсиновый цвет
Лимон
Лимон
Роза
Ландыш
Сирень
Мандарин Цитраль Метилантранилат
Цитронеллаль
Лимонен Апельсиновый цвет
Роза
Лимон
Кориандр Линалоол (ландыш) Дециловый альдегид
Гераниол
Терпинеол
Гераниол Лимон
Роза
Сирень
Роза
Линалое Линалоол Терпинеол
Гераниол Сирень
Роза
Кудрявая мята Линалоол Карвон
Лимонен Тмин
Лимон
Иланг-иланг Линалоол Гераниол
Бензилацетат
Бензиловый спирт
Метилсалицилат
Паракрезол
Метилантранилат Роза
Жасмин
Жасмин
Гаультерий
Нарцисс
Апельсиновый цвет
Роза Цитронеллол
Гераниол (роза) Фенилэтиловый спирт
Линалоол
Цитраль
Эвгенол Роза
Ландыш
Лимон
Гвоздика
Герань Цитронеллол
Гераниол Фенилэтиловый спирт
Линалоол
Цитраль
Ментон Роза
Ландыш
Лимон
Перечная мята
Мелисса Цитронеллол
Гераниол Линалоол
Эфиры эвгенола Ландыш
Гвоздика
Жасмин Бензилацетат
жасмон (жасмин) Бензиловый спирт
Индол
Линалилацетат
Линалоол
Метилантранилат
Паракрезол
Гераниол Жасмин
Животный (фекальный) запах
Бергамот
Ландыш
Апельсиновый цвет
Нарцисс
Роза
Белая акация Метилантранилат
(апельсиновый цвет) Линалоол
Гераниол
Гелиотропин
Терпинеол
Бензиловый спирт
Индол Ландыш
Роза
Гелиотроп
Сирень
Жасмин
"Животный" запах
Апельсиновые цветы
(флер д`оранж) Метилантранилат Линалоол
Гераниол
Линалилацетат
Терпинеол
Фенилэтиловый спирт
Индол Ландыш
Роза
Бергамот
Сирень
Роза
"Животный" запах
Жонкиль (вид нарцисса) Метилантранилат Метилбензоат
Линалоол
Гераниол
Эвгенол
Эфиры коричной кислоты
Индол Иланг-иланг
Ландыш
Роза
Гвоздика
Гиацинт
"Животный" запах
Фиалка Ионон и его изомеры Не установлены
Ирис (корневища) Ионон и его изомеры Не установлены
Цветочная кассия
(желтая акация) Ионон и его изомеры Метилсалицилат
Бензиловый спирт
Анисовый альдегид
Эвгенол и его эфиры
Гераниол Гаультерий
Жасмин
Боярышник
Гвоздика
Роза
От изменения характера элементов ведущего запаха и гармонического заполнения зависит все многообразие запахов растительного мира. Особенность запахов в природе состоит в том, что разные запахи сливаются в единый, цельный, неразделенный и полнозвучный комплекс запахов.
Как ведущий запах и гармоническое заполнение, так и отдельные элементы между собой, находятся в природе в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, при которой часть зависит от целого и целое от части. Эти части органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. Они так увязаны между собой и находятся в таких сочетаниях и соотношениях, что ни один из них не нарушает общего гармонического склада запаха, не выходит за пределы «чувства меры», т. е. мы имеем здесь в полном смысле гармонические комплексы.
_______________________________________________________________________
1. В приводимых здесь и далее составах эфирных масел не указаны вещества, находящиеся в них в незначительных для запаха количествах.
2. Как известно, при наложении друг на друга следующих цветов получаются новые цвета и новые оттенки: желтый и синий дают зеленый цвет, синий и малиновый - лиловый цвет, при увеличении количества синего получается фиолетовый цвет, зеленый с красным - рыжевато-оранжевый цвет, при наложении всех цветов спектра - белый цвет. В световедении весьма существенную роль играет явление, называемое контрастом цветов, т. е. изменение светлоты, тональности или насыщенности, либо одновременно того, другого и третьего, в зависимости от окружения (сопровождения), от фона, от взаимодействия с другими цветами. Как мы увидим из следующих глав, контрасты запахов имеют в парфюмерии такое же огромное значение, и они обусловливают возможность получения гармоничных композиций.