Вашему вниманию предлагается статья аргентинской журналистки Элиды Бустос о её путешествии по России. Интересно, как простые и привычные нам вещи оказывают столь сильное впечатление на иностранцев. Есть возможность по-новому взглянуть на бескрайние просторы России.
Хотелось бы отметить, что железнодорожное соединение в Аргентине практически не развито. Для путешествия на длинные дистанции используют автобусы и самолёты. Также аргетинцам в диковинку холодный климат России, так как на большей части территории Аргентины снега, как и минусовой температуры, практически не бывает.
Оригинал статьи на испанском можно найти здесь:
http://www.lanacion.com.ar/1876468-rusia-profunda-por-la-ventanilla-de-un-tren?utm_campaign=Echobox&utm_medium=Echobox&utm_source=Facebook#link_time=1457279858 Глубины России из окна поезда (Элида Бустос)
Транссибирская магистраль - самая известная (в России - прим.перев). Однако, большая российская железнодорожная сеть, длиной более 85.000 километров, предлагает и другие альтернативы, такие как эта поездка из Екатеринбурга в Казань, первым классом.
Глыбы льда раскиданы по краям улицы и тротуарам, соседствующим с железной дорогой. И река тоже вся покрыта льдом. Из поезда, который всё дымит, устремляясь вдаль, мы наблюдаем людей, которые проделывают выемки во льду и ловят рыбу.
Через несколько минут поезд выезжает за пределы Екатеринбурга, четвёртого по величине города России, и мы начинаем проезжать лес, который кажется совершенно безжизненным. Всё сухо. Всё вокруг, куда ни глянь, раскрашено в различные оттенки серого и коричневого.
Белёсые стволы деревьев с тонкими ветками кажутся окаменевшими. Трудно представить себе, что всего через несколько месяцев этот лес наполнится молодой зеленью, и о зиме останутся одни лишь воспоминания.
Наша подруга Лиза, и Кирилл, её муж, пришли нас проводить на станцию. После нескольких минут в автомобиле, проведённых в ожидании объявления поезда на электронной афише, мы выходим с нашими вещами и билетами в руках. Проходим по безжизненным туннелям в поисках платформы и пути, и внезапно всё начинает казаться флешбэком из многих фильмов о Холодной Войне, этой злосчастной эпохе мировой истории, когда люди расставались, чтобы больше никогда не увидеться.
Серые цвета вокруг вызывают ощущение дежавю. Серые цвета и холод.
Выходим из туннелей на бесконечную платформу при неизвестном количестве градусов ниже нуля. Проходя под свинцовым снежным небом, ещё раз осознаёшь, что мог бы увидеть эту картинку сегодня или, с той же вероятностью, 60 лет назад.
Загружаем сумки и подаренные в последний момент подарки и делаем последние фото на платформе. Я не надела перчатки и чувствую, как холод проникает внутрь, пробирает до самых костей и заставляет болеть мои руки. Добро пожаловать в Россию!
На входе в наш вагон проводник, одетый в толстенный плащ и меховую шапку, проверяет билеты и паспорта и разрешает нам войти.
Ещё объятия на прощание, и вот мы уже внутри поезда, направляющегося в Казань, город в 800 километрах на запад, и примерно в половине пути между Екатеринбургом и Москвой.
Белый мир
Сейчас чуть больше 10 часов утра. Поезд движется на запад со скоростью 80 километров в час, так что впереди нас ожидает спокойное воскресенье, а пока мы с удовольствием наблюдаем через окно, как меняется пейзаж.
В купе термометр показывает 21 градус, и мы одеты в рубашки с длинным рукавом. Во всей России зимой помещения отапливаются - роскошь, которую можно себе позволить благодаря изобилию дешёвой энергии, предоставляемой недрами Сибири.
Наш сосед из соседнего купе выходит в коридор в шортах и тапках. Пляжный вид, разительно контрастирующий с холодным пейзажем за окном. Также оказалось вполне нормальным, что на немногочисленных станциях, где останавливается поезд, многие пассажиры (очевидно, привыкшие к низким температурам) во время долгожданных перекуров выходят на платформу покурить в той же лёгкой одежде, в которой находятся и в поезде.
Всё, что мы наблюдаем из окна поезда во время нашего путешествия, напоминает сказочный мир, где всё вокруг покрыто белым покрывалом, словно из сахарной пудры.
Над мёртвым лесом возвышаются хвойные деревья, гнущиеся под весом снега. Время от времени эта мощь расступается и открывает волнистую равнину, напоминающую белую реку, описывающую изящные зигзаги. Вскоре это жесткое изображение сурового климата озаряется неожиданным танцем хлопьев, которые падают радостно и задорно, привнося прикосновение лёгкости в пейзаж.
Предвижу вопросы, как же мы жили в течение этих семи полных дней зимнего путешествия на борту Транссибирского поезда, с таким вот одноцветным видом на протяжении 9300 километров между Москвой и Владивостоком. Но конечно же, никто не совершает такое путешествие одним махом: приключение в том и состоит, чтобы выходить на промежуточных станциях, осматривать южные города и сёла России, через которые мы проезжаем.
Путешествуя на поезде по огромной российской территории, начинаешь полностью понимать ту роль, которую играет железная дорога в объединении и экономике этой необъятной страны. Это её нервная система. Поезда в России настолько же жизненно важны и ничуть не менее распространены.
Сеть включает в себя 85.000 километров железных дорог (половина из них электрифицирована) и почти миллион рабочих. Она всегда была государственной, начиная со своего появления ещё во времена царя и, имея такую структуру, безусловно является надёжной. При такой обширности возможности поездок и расписаний почти не ограничены, и, как результат, имеется богатый выбор направлений на момент планирования путешествия. С моим мужем мы специально старались выбрать такой маршрут, при котором мы могли бы хоть немного, хотя бы из окна поезда, взглянуть на настоящую страну, ведь этого никогда не увидишь в аэропортах.
В нашем поезде, следующем в Казань, вскоре после отправки, приходит проводник с улыбкой сервиса первого класса. Просит у нас билеты снова и объясняет нам, на русском, где находится столовая и туалет, что есть самовар в конце вагона, и что позже предложат кофе, чай или капучино.
Наши билеты первого класса стоят практически столько же, сколько и авиабилеты. На других железнодорожных маршрутах существуют ещё сервисы люкс, но на востоке - только билеты первого и второго класса.
Любой билет на длинную дистанцию можно купить по Интернету на странице компании www.russianrailways.com, но потом надо напечатать официальные билеты в специальных автоматах, доступных на железнодорожных станциях. Это как пароль: вы не можете войти в поезд с простой распечаткой, обязательно нужны билеты, напечатанные компанией.
И в длинных, и в коротких поездках соблазняет удобство приватного купе с телевизором, тапочками, наушниками, газетами и большими сундуками под сиденьями, где можно расположить чемоданы. Но настоящий опыт путешествия на поезде по России - это поехать третьим классом и общаться с людьми.
В этих круглосуточных поездках на поезде, как правило, делятся едой, напитками, сигаретами и, что самое важное, общаются. И даже с базовыми знаниями русского, будьте уверены, что к концу поездки гость успеет приобрести как минимум нескольких друзей, услышит личные истории, и его пригласят заехать в гости в чей-нибудь дом на обратном пути. Вот такие они русские, очень гостеприимные, всегда поделятся своей водкой и своим хлебом, тем более с иностранцем, который искренне интересуется их землёй.
Наше купе находится в середине вагона, мы специально покупали места именно в середине, как мне посоветовала сделать моя подруга Наташа. Это чтобы сохранить нас от шума, когда ходят и возвращаются из туалета или от самовара.
В первый час поездки нас начинают кормить. Вначале спрашивают что мы будем - эспрессо, капучино или американо. Через 15 минут появляются бутылки с импортной водой и с соком, яблоки, пакетики зелёного и чёрного чая и шоколадки. Несколько километров спустя снова появляется проводница.
Со своей неподражаемой униформой и широкой улыбкой она приходит, чтобы принять заказы на обед. Молодая женщина рассыпается в любезностях и проявляет особую тщательность в сопровождении своих двух аргентинских пассажиров, наверное, единственных иностранцев на этом поезде, который покрывает по меньшей мере 1600 километров между Екатеринбургом и Москвой. Конечно же, она говорит с нами на русском.
Курица или рыба? Пока всё хорошо. Теперь... как мы их хотим - это другой вопрос. После нескольких моих переспрашиваний и её любезных и непостижимых ответов, я сдаюсь. Судя по всему, выходит, что мои уроки русского не дошли до рецептов? Ладно, приносите, как сами предпочитаете... Курицу подадут с соусом, это пока понятно. Рыба? Кто знает!.. А гарнир? Посмотрим... С картошкой подойдёт, пюре я легко поняла.
Вопросы на этом не заканчиваются. "В котором часу хотите обедать?" - спрашивает. Говорю с уверенностью: "В час". Новый вопрос: "Время Московское?"
Ха! У меня ещё такого не спрашивали. Ну конечно! Жизнь в пространстве, разделённом на 11 часовых поясов, которые проезжают поезда в России, подстраивается под единое расписание, и обычно это Московское время, так как это столица и на это время ориентироваться удобнее всего. Так что Московское время регулирует всё, время еды, если это вагон первого класса, время расписаний и билетов, время прибытия на станцию, отправления, объявления, и т.д. И нужно привыкнуть к этому, чтобы не пропустить поезда, когда они приезжают на проходные станции, живущие по другому времени.
Предложение услуг и еды продолжается, и за молоденькой проводницей снова приходят другие проводники с коробкой с печеньками и сладостями. Кстати, в русских поездах всегда есть постельное бельё и полотенца, даже в самых дешёвых билетах.
Дефиле персонала достигает высшей точки в момент появления контролёра, который нас приветствует.
Пересекая республики
Во время нашего путешествия на запад мы пересекаем горную цепь Урал. Это один из основных источников добывающей промышленности России, тут добывают железо, титан и, кроме того, другие металлы, которые питают тяжёлую промышленность и оборону. Из их величественно богатых недр добывают, к тому же, самые лучшие драгоценные и полудрагоценные камни страны.
Уральские горы очень низкие близ Екатеринбурга. Настолько, что даже кажутся холмами. Они пересекают Россию на протяжении 2500 километров с севера на юг и служат естественной границей между Европой и Азией. Отсюда и далее наше путешествие будет продолжаться по европейской части России, которая занимает 30 процентов территории страны; 70 оставшихся процентов - Сибирь - принадлежат азиатскому континенту.
Мы пересечём три республики: Башкортостан, Удмуртия и, наконец, Татарстан, столицей которого является Казань. Полное политическое деление России предполагает территорию, разделённую на юрисдикции с разным административным уровнем; среди них есть 21 республика с правом на свой собственный язык и конституцию. Эти республики имеют свои культурные, этнические и лингвистические особенности, так же как и свою политическую организацию, хотя максимальная власть принадлежит главе Кремля, в Москве.
В культурном плане Татарстан - это одна из республик социально наиболее интересных благодаря соседству татар и славян, смешению мусульманской и христианской (православной) религий, соответственно. До настоящих дней её общество - это пример сосуществования разнообразных традиций и религий. Показательно, что внутри крепостной стены казанского Кремля несколько лет назад воздвигли монументальную мечеть, которая сегодня является любимым изображением на почтовых открытках туристов, посещающих город.
Татарстан имеет свою личную авиалинию и достаточно крепкую экономику, являющуюся предметом зависти многих других российских регионов и республик. Частично это всё обеспечивается благодаря наличию нефти и пересечению территории рекой Волга, самой длинной рекой Европы. Также здесь расположен центр большого русского бассейна ископаемых, на котором построена большая часть бизнеса. В этой республике также располагается фабрика грузовиков Камаз, чьи водители не раз завоёвывали призы в гонках Дакар, проходящих в Аргентине.
Проезд по этим экзотическим республикам мы можем проследить только благодаря карте движения поезда, потому что на протяжении многих часов и километров всё вокруг скрывает снег.
Также мы пересекаем быструю реку Кама. Это единственная река на нашем пути, которая не остыла до низких температур и бросила вызов замерзанию. Но всё, вплоть до озёр, сдалось перед минусовой температурой и представляет собой впечатляющую картину, какую только можно увидеть во время путешествия по России в это время года.
Золотой свет
Так, в приятной компании с чаями из самовара и чёрным шоколадом, проходит воскресная дорога, неспешно направляясь в Казань, один из наиболее древних городов России, даже более древний, чем Москва. Два года назад я видела фото, снятое с Волги, на котором изображался обнесённый стеной город, и именно тогда у меня зародилась мечта приехать и раскрыть его для себя. И вот мы направляемся в него, думая о том, выдержит ли наша обувь столько снега.
Вскоре после восьми часов путешествия небо начинает проясняться, и восхитительный золотой свет покрывает побелённые леса. Выглядит тепло, но обольщаться не стоит. Холод не ослабевает, и свет, хоть и золотой, очень далёк от того, чтобы быть действительно тёплым.
Нашего проводника, облачённого в этот раз не только в плащ, но также и в шапку, трудно узнать на платформе станции Агрыз (уже в Татарстане). Он упорно не хочет фотографироваться и отворачивается, повернувшись к нам спиной.
Агрыз - это наиболее милая станция после Екатеринбурга. Жёлтенькая, с зелёными крышами и башенками в английском стиле, а также с потрясающе невероятным переплетением железнодорожных линий, которое многозначительно намекает на высокий уровень транзита поездов, проходящих через этот населённый пункт.
Над железнодорожными путями пролетают три или четыре вороны, суматошных и чёрных как ночь. Они - одни из немногих птиц, которых мы видели за эти долгие часы путешествия. Кажется, что птицы поменьше не выдерживают температуру ниже нуля.
Увидев столько снега, кто-то засомневается, что весь он растает к столь краткосрочному лету. И также поймёт, почему, как только температура начинает подниматься, в русских городах сразу появляется столько зелени и разнообразных цветов. Нужно похоронить серость зимы! Будет всего несколько недель длинных солнечных дней, которые просто не успевают позолотить эту жемчужную кожу русских женщин.
Постепенно наше путешествие подходит к концу, но уже с голубым небом и жизнью, которая, похоже, начинает медленно перерождаться.
Чуть позже 9 часов вечера мы въезжаем в Казань, на станцию, выложенную красным кирпичом конца XIX века, чудесным образом отреставрированную несколько лет назад. Нас ожидают Кремль, мечеть Кул-Шариф - одна из самых больших в Европе за пределами Стамбула, красивые православные церкви, и университет, в котором учился Ленин. Поездка по Волге откладывается до того времени, когда глыбы льда перестанут плавать по её поверхности.
Это было 13-часовое путешествие, и ещё 12 уйдёт на то, чтобы добраться до Москвы. Малая часть, по сравнению с теми 143 часами, которые у нас заняло пересечь всю Сибирь в России и очутиться на берегу Японского Моря.
С большой скоростью, люксом и через 120 станций
В России железнодорожная традиция очень сильна, и Транссибирская магистраль - это её эмблематичная линия для иностранного путешественника. Но есть и много других, гораздо более коротких железнодорожных туристических маршрутов, которые следуют только до Москвы или до Санкт-Петербурга, в том числе и из европейских столиц.
К примеру, есть 20 ежедневных направлений, соединяющих Москву с Санкт-Петербургом, две древнейшие столицы империи. На этом отрезке пути, как наиболее популярном, следуют высокоскоростные поезда повышенной комфортности. Вершиной можно смело назвать частный сервис от Grand Express.
Другие варианты: Double Decker, двухэтажный, который предлагает только места второго класса (купе для 4 персон); Express, Megapolis, Красная Стрела, Сапсан, Смена-А.Бетанкур или Две Столицы. Различные составы можно увидеть на www.russianrail.com/moscow-to-st-petersburg-trains.html
С 14 европейскими городами - среди них Париж, Берлин, Милан, Вена и Будапешт - также имеется прямое железнодорожное соединение.
Транссибирская магистраль - классическое Российское направление, которое начинается в Москве, пересекает Россию по югу страны и достигает Владивостока - города на дальнем востоке России. Это 143 часа путешествия (шесть дней), и 90 остановок на станциях. Есть и другой вариант, это поезд, называемый 100 099, который находится в пути на 20 часов дольше и позволяет посетить 120 станций. А ещё можно просто путешествовать на разных поездах, делая остановки в городах, которые хочется посетить.
Билеты можно купить через интернет по карте. Имеются скидки, если резервируете билет больше чем за месяц до отъезда. Например, для путешествия в апреле - сейчас как раз сезон скидок на это время - цены колеблются между US$ 788 (первый класс) и US$ 267 (третий), для поезда, преодолевающего расстояние в 9300 км.
На направлениях дальнего следования есть билеты для всех типов сумок. Поезда класса люкс и первого класса предлагают купе на двух персон. Разница между вторым и третьим классом в том, что в первом случае купе разделяется между 4 персонами, и закрывается дверь, а в третьем классе (плацкарте) нет закрытых купе, полки объединяются в общее открытое пространство вагона, без какого-либо намёка на приватность. Но отнюдь не на всех маршрутах предлагают на выбор четыре категории. Есть ещё одна категория, по типу pullman (вид комфортных сидячих вагонов - прим.перев.), с мягкими и удобными сиденьями, но они распространены только на коротких дистанциях.