Напомню - речь не состоялась потому что до вопроса экономической программы так и не дошли. Выкладываю ее текст по просьбе товарищей,со всеми редакциями, которые я вносил по мере выслушивания выступающих по другим вопросам.
Товарищи! Что касается политической ориентации протеста - разве не пытались Левые альтернативу либералам создавать? Еще как пытались! Только не получилось ничего - вспомните жалкие попытки Форума Левых Сил! Тут Зоммер говорил, что он не знает как связаться с массами. Это потому что он забывает подойти к этому вопросу диалектически, научно.
Что я имею ввиду? Понятно, что наиболее интересная с точки зрения масс часть нашей деятельности - вопросы экономики. Экономика - это базис, а идеология и политика - надстройка. Так получилось, что от политика людям нужны не красивые глаза, горячие речи и его участие в Ротфронте, а его способность поддерживать такой общественно-экономический режим, при котором эти люди могли бы максимально комфортно обеспечивать себя едой и во что одеваться. Это - базовая потребность. Потом идет - образование, медицина, наука, искусство. Но если задуматься - все эти вещи также относятся к экономике, потому что они - траты. Общественные, государственные траты того, что ранее "заработано", создано. Сколько заработаем - столько и потратим. А создает и зарабатывает - экономика.
Народ сегодня не тот, что в 1917 году, когда он твердо был уверен, что стоит лишь получить землю и закончить войну - как все проблемы решатся и будет сплошное процветание и благоденствие. Народ сегодня образованный. Кроме того, он еще в своей массе и "обжегся" на постперестроечной лотерее под названием "Хватай советского добра сколько можешь". Поэтому простого понимания, что мы "левые", что мы за "справедливость" и "социальную политику", народу недостаточно. Он хочет знать - где мы на все это денег возьмем?
Интересно, что этот вопрос сегодня волнует не только наш народ, но и, в свете последнего экономического кризиса - весь мир. Как дальше будет развиваться производство и распределение - вот что сегодня волнует людей. И та сила, которая сможет ответить на этот вопрос наиболее прогрессивно и грамотно - та сила и будет доминировать в обозримом будущем.
Готовы ли мы стать этой силой? Нет, не готовы. Не готовы, потому что мы сами не знаем, чего мы хотим. Мы в этих вопросах - не единомышленники. Что, кстати, нашло отражение и в нашей экономической части программы "Левые у власти", где у нас совмещается "система госзаказов с договорной системой и свободными рыночными отношениями", да еще сверху на эту конструкцию ложатся государственные органы централизованного управления экономикой.
Но противоречия нашей программы не так легко устранимы, как кажется. В этих противоречиях - вся боль и все проблемы современных Левых. Есть положительный социалистический опыт и есть отрицательный. Положительный - это создание СССР, коллективизация, индустриализация. Отрицательный - горбачевщина, то есть - внедрение в плановую, общественную социалистическую экономику элементов рынка.
Получается, что Левые сами себя загнали в ловушку. Если они за положительный опыт, то есть, за строительство единой социалистической экономики - они против демократии, за тоталитаризм и "кровавого Сталина". Ну, а альтернатива, как уже говорилась, одна - горбачевщина. А у горбачевщины только один результат - развал экономики вслед за ней - страны. Нынешняя экономическая программа Левого Фронта тоже наполнена горбачевщиной, потому что мы тоже за демократию.
Но еще смешнее выглядят те, кто предпочитает положительный опыт. Они так и говорят: Да, мы за социалистическую экономику, мы за тоталитаризм и репрессии и прочий "трэш"! Олигархов посадить, либералов - расстрелять, а имущество их - разделить. Естественно, при таких подходах широкой популярностью в массах они не пользуются. Потому что репрессии не могут быть самоцелью, максимум - средством.
Все это мнимое разделение по прокрустовым ложам есть следствие очень простой, но имеющей серьезные последствия ошибки современных Левых. Мы забыли разделить форму и содержание. Мы спорим про форму, забыв про содержание. Репрессии, демократия, политический строй, СССР 2.0 или 2 с четвертью, все люди братья и экология, Советы - это все ФОРМА, НАДСТРОЙКА. Содержание или базис же - единая, централизованно управляемая экономика - или рыночная стихия. Только так объективно стоит вопрос, дилемма, если мы говорим про содержание. А то, какую форму получит это содержание - репрессии или демократия с шариками и хлопушками - дело десятое, зависящее от конкретных обстоятельств и направления, которое примет творчество масс.
Неумение различать форму и содержание, то есть, отсутствие научного, диалектического подхода к общественно-экономическим отношениям, лежит сегодня в основе большинства противоречий между Левыми.
Но есть среди нас и сторонники горбачевщины - то есть те, кто полагает, что можно выстроить экономику так, чтобы для большинства народа она была социалистической, а для отдельных граждан - рыночной. Это противоречие уже именно базисное, здесь репрессии уже ни при чем. Именно допущение возможности существования такой системы лежит сегодня в основе Программы Левого Фронта. Читаем:
"...2.2.1. Внедрить гибкую систему управления, сочетающую программно-целевое управление, систему госзаказов с договорной системой и свободными рыночными отношениями.
2.2.2. Восстановить в обновленном виде государственные органы централизованного управления экономикой.
Странно, что эти товарищи в Левом Фронте. Почему они не идут в Единую Россию? Вполне Путинская программа! Общество пашет, качает нефть и газ, транспортирует их, а чиновничья элита через "договорную систему и свободные рыночные отношения" присваивает себе барыши! Здесь и "государственные органы централизованного управления экономикой" весьма кстати - прекрасный инструмент для чиновничьей элиты выкачивать из общественной экономики частные доходы!
Те, кто за горбачевщину, то есть за совмещение государственных органов централизованного управления экономикой и свободных рыночных отношений, очевидно считают, что сложившаяся воровская экономика в нынешней России - это случайность. Что стоит внедрить кооперативное движение и борьбу с коррупцией - как пчелы-чиновничья элита откажутся от меда и вообще перестанут питаться. Это, товарищи, идеализм. Здесь только и остается, что верить в духовные скрепы, потому что других способов удержать стихию экономических отношений - нет. И от этого идеализма не застьрахованы даже самые суперлевые супербольшевики.
Надежд на то, что удастся переубедить таких людей - крайне мало. Если их не переубедили развал СССР и нынешняя экономическая вакханалия - наша логика для них также не будет играть никакой роли. Поэтому, как бы прискорбно это не звучало - но нам предстоит определиться: мы за социализм или за горбачевщину. Если мы за горбачевщину - у нас отличная программа, которую менять не стоит. Если же мы за научный материалистический подход, за социализм - нам программу надо менять. Надо выводить из нее все, что касается рынка, оставлять рынок за скобками социалистического существования. Понятно, что считать возможным запретить рынок в один день - это утопия не хуже горбачевщины. Рынок надо не запрещать, его надо перерастать. А чтобы его перерасти - нужны конкретные мероприятия, направленные на построение социализма в отдельно взятой стране. Вот про эти мероприятия и надо говорить в программе - и чем конкретнее, тем лучше.
Каким же будет производство и распределение, то есть экономика, в будущем? Мы можем делать такие выводы из существующих тенденций. Например, мы наблюдаем тенденцию к укрупнению и концентрации производства. Для создания кофеварки в начале 20-го века достаточно было одного кузнеца, потом, в середине 20-го века, кофеварку делала целая фабрика. Сегодня кофеварка - сложнейший продукт технологий, его создают на десятках заводов по всему миру десятки тысяч людей. То же - с телефонами, с самолетами, с компьютерами... А что если не дожидаться стихийного поглощения одних производителей запчастей другими, а провести процедуру концентрации и централизации производительных сил сознательно? Это, собственно, и есть научный подход, на котором я предлагаю основывать наше единомыслие.
Ну, а если процесс концентрации не ограничивать отдельными отраслями, а, учитывая, что даже разные отрасли обмениваются между собой производимым, взять и собрать воедино вообще все производительные силы, хотя бы в рамках отдельного государства? Это, безусловно, даст много положительных эффектов. Экономию ресурсов, возможность грамотно ими распоряжаться, возможность уйти от критерия "прибыль", заменив его критерием "наиболее полное удовлетворение потребностей". Это позволит ставить перед производством более дерзновенные задачи, чем сегодня, когда его возможности ограничены постоянно падающей нормой прибыли.
Есть у такого, относительно нового подхода к экономике, и отрицательные моменты. Самый главный из них, который порождает и остальные - это возможность контроля над получившейся махиной. Это краеугольный камень противников концентрации производства, козырная карта "либералов" и "горбачевцев".
Действительно - проблема такая есть. Другое дело, есть ли у нас возможность избежать такой концентрации, когда она уже происходит стихийно на всей планете, как говорилось выше? Или, может, правильнее бы было не переть против течения, а использовать его в своих целях, подготовившись к объективным реалиям максимально эффективно? Я считаю, что правильно - не переть против течения, а подготовиться к нему.
Кто может проконтролировать сконцентрированную в рамках целого государства экономику? Давайте перефразируем вопрос. Давайте сформулируем его так: Кто вообще может обеспечить нормальное функционирование какого бы то ни было государства? Полиция? Армия? Право? Бюрократический аппарат? Да, безусловно. Но мы видели, как эти почтенные институты шли вразнос буквально в несколько лет перед гораздо более мощной силой - перед обществом. Значит, единственной и самой мощной силой, способной проконтролировать деятельность государства, есть общество людей, из которых это государство состоит.
Таким образом, единственный надежный способ обуздать нашу государственную экономику - народ и общество. Но общество нуждается в организации, причем эта организация, как ни крути, должна иметь, как говорят сегодня "федеральный уровень", потому что контролировать ей предстоит "федеральную" экономику и Власть. Мелкие специализированные "региональные" организации, имея примат собственных "региональных" интересов перед "федеральными", безусловно, будут вносить разброд и шатания на этот "федеральный" уровень. Понятно, что эта организация должна быть массовой, для обеспечения поддержки своих решений большинством населения. Организация должна иметь реальные рычаги воздействия на власть. А единственный реальный рычаг - это возможность снимать проштрафившихся бюрократов. Но одного права снимать - недостаточно! Получается, сама организация становится безответственной перед уже ВСЕМ обществом. Значит, она должна не только снимать, но и выдвигать, назначать. Только так обеспечится баланс ответственности и контроля.
Что же это за организация могла бы быть? История знает один ответ на данный вопрос - это Партия. Значит, наша задача - создать такую партию, т .е. идейно-политическую организацию, которая в силу научной идеологии и своего состава займет господствующее положение в государстве и в общественной жизни. Но не только это, ее задачи должны быть шире. Она должна не только господствовать и контролировать, но и направлять, и созидать. Значит, она должна также нейтрализовать уродливые явления сегодняшних общественно-экономических отношений и обеспечить созидательное преображение Родины!
Из кого же должна состоять такая Партия? Будем ли мы принимать туда всех, кого захотим? Безусловно, нет. Так как мы ставим задачу ПРЕОБРАЗОВАНИЯ существующих общественно-экономических отношений в новые, более прогрессивные общественно-экономические отношения, нам в Партии необходимы такие люди, которым эти преобразования реально НУЖНЫ. Нужны такие преобразования "жуликам и ворам" из Власти и монополий? Нет, от таких преобразования они потеряют. Сомнительно также, что они нужны народившимся "капиталистам" - мелким и средним предпринимателям. Не нужны они и "интеллектуальной" элите, потому что потребуют от общества созидательного труда, а не порхания из страны в страну и не паразитирования на "излишках" нынешней экономики, которых, на самом деле, нет.
Зато такая Партия чрезвычайно выгодна тем, кто живет за счет своего труда. Им перемены ничем не угрожают, а, наоборот - дают возможность получить целый ряд преимуществ.
Таким образом, в нашу Партию должны входить люди, живущие своим трудом, а не криминальными доходами, не взятками и «откатами», не доходами от капитала и не сделками за границами страны. Самый настоящий пролетариат по Энгельсу. Не только рабочий класс - но и учителя. врачи, военные... Учитывая, что таких людей большинство - мы обеспечим за Партией необходимое господство.
Но как сорганизовать этих людей? Создать Партию, распределить руководящие роли. придумать значок, гимн, наляпать программу и побежать регистрироваться? Нет, товарищи - это не наш путь! Это путь Власти и ее "Народного Фронта", имеющего схожие цели, но вместо научной идеологии, пытающегося натянуть контрацептив благочестивой формы на неблагочестивое нынешнее содержание общества.
Такая Партия, как нужна нам, может возникнуть только из "низов" общества, снизу вверх. Но для этого мы должны агитировать народ в этом направлении. Мы должны агитировать не за себя, а за создание такой Партии! Это, кстати, сразу отбросит от нас всяческие подозрения в желании воспользоваться доверием народа в личных целях, а также выбьет почву из под ног кремлевских пропагандистов. Наша риторика будет такая: "Хочешь изменить что-то в стране? Тогда организовывайся в Партию! Не веришь нам, считаешь нас оранжевыми агентами или кем-то там еще? Выдвигай своих лидеров, в которых ты уверен! Но при этом помни, что научный подход к общественным отношениям говорит, что выбор у тебя - не такой уж и широкий. Ты можешь быть националистом, монархистом или либералом, но это все не изменит исторического развития, которое пойдет по строгому пути, который диктует ему развитие производительных сил". Кстати, только так можно стать настоящими лидерами, вождями народной стихии. Не тащить за собой - никто не пойдет, а давать возможность идти самому, быть не локомотивом, а впередсмотрящим, предупреждающим об опасностях и возможностях сбиться с пути. Тогда начнут доверять.
Конкретизировать сказанное я предлагаю в Программе ЛФ "Левые у власти", изменив горбачевский экономический раздел на научный социалистический и добавив новую преамбулу, в которой прописать цель нашей деятельности - создание массовой партии людей, живущих своим трудом. Ну и - про контроль прописать. Сами предложения - есть у меня в напечатанном виде, кому интересно - подойдите, дам. Кину их также в рассылку. Замечу, что это - не только мои изыскания, основа текста принадлежит нашему товарищу из Челябинска Олегу Магазову. А над окончательной редакцией работали и другие люди.
Очень хочется надеяться на здравомыслие присутствующих и их искреннюю любовь к Родине и понимание, что помочь ей можно только внедрением социализма, опирающегося на научную идеологию. Ну, а если, паче чаяния, победит горбачевщина - давайте делать отдельную фракцию тех, кто с горбачевщиной не согласен.
Предлагаемые изменения в программу:
Преамбула:
Цель нашего Объединения - организация в массовую партию живущих в России своим трудом, а не криминальными доходами, не взятками и «откатами», не доходами от капитала и не сделками за границами страны.
Принцип организации Партии - формирование ее "снизу вверх", т.е. центром Партии будет не руководящее звено, а рядовые члены, которые из своих рядов демократическим путем выдвигают руководителей, полностью подотчетных Партии и ею контролируемых.
Стратегическая задача Партии - в силу научной идеологии и своего состава из людей труда занять господствующее положение в государстве и в общественной жизни, нейтрализовать уродливые явления существующего общественно-экономического строя и обеспечить созидательное преображение Родины.
Мы не ставим задачу любой ценой оказаться в оппозиции существующим Власти. Наше дело - поднимать уровень понимания общественно-экономических вопросов у людей труда, помогать им организовываться, чтобы стать реальной силой в государстве. Наша оппозиционность - результат того, что мы считаем необходимым для России планируемый и управляемый курс развития, а власть предпочитает стихию и "горбачевщину" - т.е. распределение между отдельными лицами создаваемого всем населением богатства через имитацию рыночных отношений.
В рамках основной задачи, будут осуществлены следующие мероприятия:
1. Управление государством. Наша задача - выделение Партии в структуру, стоящую "над властью", формирующую эту власть и контролирующую ее.
1.1. Партия выдвигает на государственные должности своих представителей, которые, в силу такого выдвижения, обязаны перед ней отчитываться.
1.2. Партия вправе отзывать ранее выдвинутых представителей, в случае, если большинство выдвинувших его членов посчитают такой отзыв необходимым.
1.3. В целях создания кадрового резерва для замещения государственных должностей, Партия проводит мероприятия, повышающие квалификацию своих членов, организует специализированные школы.
1.4. Контроль за деятельностью государства - функция общества. Партия - "инструмент" общества для осуществления независимого контроля государственного управления, в том числе в области:
- исполнения государственными чиновниками управленческих функций;
- деятельности государственных чиновников при управлении экономикой и конкретными государственными хозяйствами;
- деятельности государственных чиновников в политической сфере.
2. Экономика и социальная политика. Наша задача - создание единой, централизованно управляемой и контролируемой обществом экономики. Замена стихийной борьбы экономических интересов на управляемый научный прогресс и экономический рост.
2.1. В законодательной сфере. Внесение изменений в законы, регламентирующие использование природных ресурсов (О недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс и др.),- изменений, направленных на усиление государственного контроля над использованием ресурсов (в т.ч. восстановление первичных структур государственного контроля: лесники, инспектора рыбоохраны и пр.).
2.2. В финансовой сфере. Создание единого цифрового банка. Перевод коммерческих банков на КОММЕРЧЕСКУЮ деятельность - на ускорение обращения денежной массы, перекрытие возможности освоения коммерческими банками бюджетных средств. Введение жёсткого государственного контроля над внешнеэкономическими операциями и оборотом валюты. Полный переход от бумажных денег к электронным.
2.3. В сфере управления госимуществом. Замораживание выплат дивидендов держателям акций акционерных обществ с контрольным пакетом в лице государства. Аккумулируемые средства направляются на решение задач 5.4-5.8 Воссоздание отраслевых монополий там, где они разрушены постперестроечными реформами. Перевод действующих и воссоздаваемых государственных монополий на самостоятельное производство всего необходимого, минимизация закупок и получения услуг у частных компаний. Заработанное государством должно оставаться у государства и идти на государственные цели, а не "транслироваться" частнику и через него, посредством взяток и "откатов" - государственному чиновнику.
2.4. Разработка государственных программ, обеспечивающих технологический прорыв в следующих направлениях:
2.4.1. Транспорт и транспортная инфраструктура: создание принципиально новых и коренная модернизация существующих транспортных средств; разработка новых технологий и новых материалов для модернизации транспортной инфраструктуры.
2.4.2. Энергетика: создание принципиально новых технологий аккумулирования энергии и транспортировки ее на дальние расстояния.
2.4.3. Экология поселений: преодоление стихийных тенденций современной урбанизации, отказ от скученных мегаполисов в пользу рассеянных экопоселений, в которых каждая семья обеспечивается (на условиях пользования) участком земли для ведения на нём приусадебного хозяйства, полноценного отдыха и оздоровления; переход к безусловному соблюдению экологических нормативов в хозяйственной деятельности.
2.4.4. Космическая программа: освоение объектов ближайшего космоса - Луны и Марса - для обеспечения энергетических потребностей народного хозяйства и для создания плацдарма по освоению дальнего космоса.
2.5. Реорганизация науки, исходя из потребностей реализации программ технологического прорыва (см. п. 5.4): организация дискуссий с целью выявления коллективов, сохранивших способность решать задачи обеспечения технологического прорыва; разработка конкретных программ по направлениям 5.4.1-5.4.4 и 5.8 (см. ниже).
2.6. Реформа образования, направленная на его переориентацию с оказания образовательных услуг на воспроизводство общества, способного решать задачи технологических прорывов: организация научной дискуссии и подготовка программы реформ. Подготовка замены системы образования на систему непрерывного всестороннего развития каждого индивида.
2.7. Реформа здравоохранения: от оказания медицинских услуг к поддержанию здоровья. Восстановление государственной фармацевтической промышленности.
2.8. Реформа агропромышленного комплекса: возрождение крупных государственных и кооперативных хозяйств, возрождение предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, снабженческо-сбытовых организаций (на первое время работа с имеющимися частными предприятиями). Цель реформы: устойчивое снабжение населения всеми необходимыми продуктами по доступным ценам.
2.9. Трудовые отношения. Безусловная государственная поддержка определённого уровня социальных гарантий (зарплата, условия труда, социально-гигиенические условия проживания, включая возможность образования для детей, право на отстаивание указанных гарантий) для всех трудящихся, НЕЗАВИСИМО ОТ ГРАЖДАНСТВА. Жёсткий общественный и государственный контроль над деятельностью предпринимателей по обеспечению указанных гарантий. Подготовка к замене распределительной системы оплаты труда на гарантированное качество жизни, позволяющее не думать о выживании (и качестве жизни).
2.10. Управление производством. Приоритет планированию, организации и координации производства, а не административному контролю за движением финансов - контрольные функции осуществляет общество и наиболее заинтересованные его части. Сокращение административного аппарата в пользу работников, занятых непосредственно производством.
2.11. Рекламная деятельность. Замена рекламы стихийного потребления, коммерческой тайны и копирайта на полную информационную прозрачность. Создание новой формы рекламной деятельности (информирования населения) с учетом прозрачности и общественного контроля для научного планирования потребностей.
2.12. Пенсии, зарплаты бюджетникам, военным и госслужащим. Будут зависеть от эффективности выполнения программ развития.
2.13. По окончании восстановительного периода (3 года) дальнейшее развитие будет осуществляться на основе пятилетних планов, нацеленных на решение задач 5.4-5.8 (по соответствующим программам) и на повышение уровня благосостояния всех трудящихся.