Что делать 15 декабря

Dec 13, 2012 23:24

В июле 1917 года, после миллионной демонстрации под большевистскими лозунгам и под руководством большевиков, И. В. Сталин заявил:

Записка Масловского: При будущих конфликтах, а возможно и вооруженных выступлениях, в какой мере будет содействовать наша партия этому и выступит ли она во главе вооруженного протеста?

Ответ Сталина: Надо предполагать, что выступления будут вооруженные, и надо быть готовыми ко всему. Будущие конфликты будут более острые, и партия умывать рук не должна. Салн от имени латышского района обвинял партию, что она не взяла на себя руководство движением. Но это неверно, потому что партия как раз поставила себе целью перевести движение на мирные рельсы. Нас можно упрекать, что мы не стремились взять власть. Взять власть 3 и 4 июля мы могли, мы могли обязать Центральный исполнительный комитет Советов санкционировать нашу власть. Но вопрос в том, могли ли мы удержать власть? На нас поднялись бы фронт, провинция, ряд местных Советов. Власть, не опирающаяся на провинцию, оказалась бы без почвы. Взятием власти при таких условиях мы оскандалились бы.

Сегодня нам говорят другое. Сегодня нам говорят, что революции делаются не массами, а героями. Что достаточно финансирования и любую ситуацию можно раскачать до революционных действий, как минимум - до массовых беспорядков, а то, что не удасться раскачать - показать по телевизору как те самые массовые беспорядки и революционные действия. Товарищи, кто это говорит? Профессиональные революционеры, как мы видим из цитаты Сталина, говорят совсем о другом. Они говорят, что революции делаются массами и что без масс, без опоры на провинцию, революционеры неизбежно оскандалятся.

А говорят про "цветные", немассовые героические революции... как раз люди, про которых точно известно, что они с властью сотрудничают. Кургинян, Леонтьев, Мамонтов, актив "Единой России". Да что там актив Единой России, все так называемые "селебретис", хоть чуть-чуть власти сочувствующие - все они в один голос твердят об угрозе оранжизма! Кому верить - тем, кто совершил три Революции, две из которых достигли своих целей или нечистым на руку людям, которым повсюду мерещится угроза собственным благополучию и "стабильности"?

Что мы сегодня имеем насчет масс. Протестный год  в этом отношении прошел не зря - массы начали раскачиваться. Сегодня редко встретишь компанию, которая бы, собравшись, не обсуждала политику. И настроение этих масс - протестное. Особенно хорошо массы были разогреты новым законодательством, направленным на ограничение митинговой активности, ударившим, прежде всего, по лояльным власти объединениям. Свою роль сыграла и деятельность Следственного комитета за указанный период, и новые коррупционные скандалы на высочайшем уровне. Массы "разогреваются".

Но можем ли мы утверждать, что массы сегодня "разогреты" больше, чем в июле 1917 года? Нет, такое утверждение звучало бы смешно - настолько оно не соответствует реалиям. Но что тогда движет так называемыми лидерами оппозиции, которые настаивают на непременном обострении ситуации, на скандал 15 декабря? Почему так упорно, вопреки здравому смыслу они стремятся непременно к Соловецкому камню, а не соглашаются на разрешенную Болотную площадь?

Движет лидерами оппозиции два соображения: 1) угроза утери собственной актуальности; 2) разрывание между действительным стремлением добиться стратегического успеха и сиюминутной необходимостью создания "картинки для СМИ" в целях оправдания перед заказчиками затраченных ими средств.


Угроза утери собственной актуальности.  Об этом много говорят, и не только провластные говоруны. В это верят и сами лидеры, как показали заседания созданного ими Координационного Совета. Действительно: за год эти люди не предложили ни одного решения существующих в России проблем. Да и лидерами они, кроме Навального и Удальцова, стали по недоразумению - исключительно потому что у них были деньги на звукоусиливающую аппаратуру. Но и Навальный с Удальцовым никаких решений не предложили! Более того - никто никаких предложений вносить и не собирается. "Мы сначала свергнем Путина - а там посмотрим" - говорят они. Но зачем народу свергать Путина и приводить этих господ к власти, чтобы они куда-то там посмотрели? Незачем! Значит, на массы рассчитывать они не могут.

В этих условиях спровоцировать влась на несогласование акции - лучшее решение, чтобы еще сколько-нибудь удерживаться на плаву. Данное заявление звучит глуповато - зачем Навальному и Удальцову махинировать с организацией митинга, если для того, чтобы удержаться на плаву, им, всего-навсего, надо предложить некую непротиворечивую программу развития России, которую способен написать на коленке любой выпускник-политолог! Но здесь есть одна особенность. Все, что сегодня может предложить Удальцов и Навальный - итак делается властью. Я неоднократно показывал у себя в дневнике, как идентичны любые программы и лозунги, сордержащие хоть тень конструктива, тому, что предлагает и делает власть. А что у власти не получается сделать - не получается потому что невозможно перепрыгнуть общественно-экономические законы. Например, обещанного развития реального сектора не происходит не потому, что кто-то против и вставляет палки в колеса, а потому что есть экономический закон о падении нормы прибыли при росте капиталоемкости и технологичности производства. Но этот закон не перепрыгнут и Навальный с Удальцовым, если они к власти придут!  Однозначно, что возможно научиться жить и с действующими общественно-экономическими законами, как научились люди жить, например, с законом земного притяжения и даже извлекать из него выгоду, но речь в данном посте не об этом. Здесь важно, что никаких оригинальных решений лидеры оппозиции не имеют, иначе они бы давно о них говорили.

Таким образом, лидеры оппозиции жестко зажаты объективной реальностью в некое дефиле и все, что они могут предложить заинтересованной публике - веселый и опасный креатив. В данном случае таким креативом стал саботаж согласования протестного марша 15 декабря. Еще один неоспоримый плюс данного саботажа - на несогласованные мероприятия ходит заведомо меньше народа, а, значит, угасания протеста будет незаметно. Это уже относится и к разрыванию между действительным стремлением добиться стратегического успеха и сиюминутной необходимостью создания "картинки для СМИ" в целях оправдания перед заказчиками затраченных ими средств. Картинка для СМИ - это популярность. Популярность - это деньги на продолжение протеста. Популярность - это командировки по заграницам и номинации на премии. А как высоко ценится умение бросить толпу на баррикады, на силовое противостояние с полицией! Такие способности не только хорошо оплачиваются, но и позволяют встречаться с влиятельными людьми по всему миру и "тереть" с ними. Безусловно - не все лидеры оппозиции такие. Есть среди них и те, кто действительно хочет добиться перемен, есть, наверное, и те, для кого стратегия намного важнее тактики. Но собравшись в Координационный совет, поставив свою волю в зависимость от воли серой массы "лидеров", давно и прочно пашущих поле протеста - эти люди попали в зависимость, и сегодня уже их благие намерения не имеют значения.

Неприятно здесь то, что как уже говорилось, лидеры протеста и сам протест не совпадают. Протест в России вызван глобальными причинами - подходит к концу советское наследие и дальше жить сыто, черпая из бывшего общественного котла, все труднее, а новый рыночный механизм не запускается. Конечно, такого ясного понимания в массах нет, они пока руководствуются смутным интуитивным ощущением тупика и неспособности власти из этого тупика выбраться. Но такого понимания и не возникнет, если кидать массы на полицейские заграждения, рассчитывая на сиюминутный успех, а дальше как кривая вывезет, а не просвещать их! Массовый выход на улицы весь 2012 год породил в людях осознание, что самоорганизация - это не сложно. Авангард, активные участники Оккупай Абай и гуляний, не только осознали эту мысль, но и начали стихийно самоорганизовываться, опровергая многие стереотипы и приобретая практический опыт. Теперь задача за построением массовой идейно-политической организации, имеющей ясные цели. С этой точки зрения действия лидеров оппозиции мелочные и вредные - контрреволюционные.

Разрешенный митинг - хороший повод устроить смотр протеста, его силу. Неразрешенный митинг - хулиганское мероприятие, отвращающее массы от того, кто его организовал. Чем кончится такое мероприятие? Ничем. Буйные в очередной раз покажут свою удаль, ОМОН разомнется, а его политруководители получат хороший повод для "укрепления морального духа" подопечных. Если же будет нечто, равносильное по масштабам 6-го мая - вопрос об идейно-политической организации все равно никуда не денется и все равно этот вопрос будет ключевым вопросом победы протеста.

Наша задача - такую организацию создать и получить сочувствие к ней большинства населения России. Дальнейшая же тактика получения господства будет определяться существующими объективными условиями. Одно ясно: в сегодняшнем законодательстве РФ есть все механизмы, чтобы получить власть легальным путем - вопрос только в правоприменительной практике и насколько будет серьезным сопротивление. Но не проверив этого сопротивления, даже не подойдя и близко к возможности хотя бы с ним соприкоснуться, устраивать силовые акции - инфантелизм.

Previous post Next post
Up