Перестройка и последующий за ним пир на поляне народного хозяйства СССР, изыскано и обильно накрытой нашими дедами, породил много удивительных явлений. Объединяет их, правда, одно: желание брать, брать как можно больше, брать сколько влезет, а сколько не лезет - брать и портить. Основные "вкушающие яств" были из так называемых хороших семей - семей дипломатов, среднего уровня государственных аппаратчиков, короче - элита. Остальным досталось от общего пирога уже поменьше, ну, а многим - так вообще не хватило.
Однако, за двадцать лет непрерывного пира успело подрасти новое поколение активных в рамках действующей эпохи граждан, которым внушали в ставших доступными ВУЗах о том, что все дороги теперь открыты и можно смело дерзать на необъятном рынке, который теперь из себя представляет Россия. И активные граждане начали дерзать!
Начали - и сразу ощутили на себе то, что мир, оказывается, не так прост. Прежде всего подвел бизнес - он оказался не очень выгодным делом. Тем, кому удавалось зацепиться приходилось довольствоваться малым (по сравнению с ожиданиями, конечно), а лучшие государственные контракты доставались выходцам из хороших семей, не имеющим никакой материально-технической базы, кроме бумаги и ручки, да Устава вновь созданного ООО. С карьерой тоже оказалась незадача - и здесь самые хлебно-откатные места заняли выходцы из хороших семей, оставляя активным гражданам только крохи.
Непорядок! - подумали активные граждане. Подумали - и обратились к истории. Но что может найти в истории обиженный более удачливыми конкурентами лавочник? То, что он хочет найти! Во-первых, он находит там Порядок. Во-вторых - Справедливость. В третьих - особую востребованность государством его мелкой возни по укреплению собственного благосостояния. В четвертых - Стабильность.
Но где в истории можно найти такое "золотое" время, чтобы в нем все перечисленное присутствовало? Да везде! Секрет прост: факты, относящиеся к изложенному запоминаем, противоречащие - опускаем. Социальный заказ породил целую плеяду писателей-"историков", в произведениях которых доминировали не сколько факты, сколько их "правильная" интерпретация в духе Порядка, Справедливости и Стабильности. Постепенно вырисовались такая эпоха в истории России: эпоха Сталина.
Излишне говорить, что представления неудачливых лавочников об этих эпохах совершенно не соответствуют реальности. Сталина, например, они любят не только за то, что при нем были Порядок, Справедливость и Стабильность, но и за то, что Сталин, по их мнению, питал особую трепетную любовь к частному предпринимательству.
Что же это за такие Порядок, Справедливость и Стабильность по мнению неудачливого лавочника? Порядок - возможность получить государственную защиту своего бизнеса. Справедливость - расчистка рынка от выходцев из хороших семей. Стабильность - отсутствие у государства каких-либо планов на лавочника, он считает, что лично богатея, итак оказывает государству неоценимую услугу.
Судьба к неудачливым лавочникам была до настоящего времени довольно немилосердна. Информационное пространство в стране, как и лучшие места для лавок, захватили эти - из хороших семей. У них социальный заказ совершенно иной - им не нужен сильный лидер, который бы заносил им хвост и сдувал пылинки. Им, наоборот, нужен такой, который бы не лез в их дела и не мешал им и их свободе подминать под себя все, что захотелось. Их идеал - мэр какого-нибудь Брюсселя, единственное достоинство которого состоит в том, что он на работу ездит на велосипеде. Блаженный дурачок у власти - верх мечтаний! Естественно, этих людей никак не может устроить авторитарный Сталин.
Первое, с чего начали осознание себя неудачливые лавочники - с объявления себя сталинистами. Сталинистами того самого Сталина, питавшего любовь к частной собственности. К Сталину прилагался Советский Союз, который, за нежеланием осознать тонкости, был обозван Империей. Любое сообщество людей выковывается в борьбе, такой борьбой лавочников, в которой они осознали себя и получили незаслуженную кличку "патриоты", которой они гордятся - это борьба с либералами. Либералами стали, понятно, более удачливые выходцы из хороших семей. Впрочем, они и сами себя считали либералами.
Великая битва "патриотов" и "либералов" шла с переменным успехом, пока кто-то грамотный не догадался провести некоторые параллели. Дело в том, что помимо "патриотов" и либералов, говоря в общем - лавочников, в стране есть люди, живущие своим трудом, не лавочники. И таких людей - большинство. Люди эти - народ, массы, носители русского национального сознания. А русское национальное сознание твердо усвоило: в неблагоприятном российском климате выжить можно только общественным трудом, общиной. При таких обстоятельствах, оказалось, что несмотря на бесконечное расстояние и "патриотов", и либералов от народа, ближе, все-таки, "патриоты". Потому что "патриоты", в отличие от либералов, якобы за активную организующую роль государства в жизни общества.
Сложно было бы разглядеть в желании "патриотов" расчистить поляну для своего бизнеса государственными руками, здоровое народное стремление к общинности, если бы средства массовой информации умели ставить темы так, чтобы отделять одно от другого. Но этого как раз СМИ и не умеют делать совершенно: их темы лавочные и для лавочников. Таким образом, вместо вопроса "Что для вас государство - обеспечение дерзаний индивидуальности или объединение общества с целью производить необходимое для его существования?", СМИ ставят вопрос так: "Каким должно быть государство - авторитарным или демократическим?". Естественно, народ, смотрящий телевизор выбирает то, что ближе всего к его пониманию общины - "авторитарным". "Сильной власти хотят" - делают вывод аналитики, которым платят за то, чтобы конкретные лица, не отягченные принципами, оставались у власти подольше.
Дальше - цепочка. "За Сталина голосуют, значит - за авторитарное государство", делают следующие выводы аналитики, которых тоже не мешало бы проверить на предмет лавочности. Так, постепенно, нынешняя Власть в России взяла курс от преуспевающих лавочников к лавочникам неудачливым, ошибочно соединив их чаяния с чаяниями всего народа. И вот уже вводят цензуру, администрации проверяют репертуары театров, запрещают выставки, сажают людей в тюрьму за исповедование собственных взглядов, заигрывают с Церковью... Не сомневаюсь, что ближайшее Послание Президента Путина не обойдет вопрос Вечных Ценностей и попыток со стороны либералов-госдепников на эти ценности покуситься. Все это происходит под информационный шум и фанфары, поднятые неудачливыми лавочниками, которых, наконец, пустили в информационное пространство. Таким образом, создается иллюзия народной поддержки таких начинай.
Чего не учла нынешняя власть, поставив на неудачливых лавочников, т.е. на "патриотизм"? Она не учла, что есть форма, а есть - содержание, сущность. Натягивая патриотическую форму на гнилую лавочную индивидуалистскую сущность, совершенно упустили из виду, что формы, не соответствующие содержанию, не жизнеспособны. Можно пафосно праздновать очередную дату Фонда Андрея Первозванного, но если при этом перестают ездить поезда и проезд в них дорожает - люди будут обращать внимание на удорожание проезда и отмену поездов. Можно произносить заклинания о Соборности Русского Народа, но если при этом раздербанивать по частным лавочкам государственное добро - люди будут обращать внимание на разбазаривание государственного добра.
Когда форма не соответствует содержанию - происходит революция. "Патриотический" лавочный пафос не соответствует содержанию русского национального характера. Община не равна Великой Руси, Святой Руси, община - очень прозаическая вещь, утилитарная. И община прекрасно помнит, как однажды под заклинания о Великой Руси у нее отобрали самое страшное, что могли отобрать - землю. Именно по этой причине народ никогда не примет лавочников - "патриотов", либералов, не важно. Лавочник - индивидуалист, он тащит из общины.
Нет, зря Власть ставит на "патриотизм", очень зря! Ставили бы на людей, живущих своим трудом - не прогадали бы. Но способна ли Власть, под пленкой лавочной возни, разглядеть Великий Русский Народ? Сами они из кого будут?