Вот, по случаю у папки уволок чудо-раритет! Мануал по управлению и обслуживанию фашисского самолёта Зибель-204, да.
Штука, надо думать, жутко редкая. Ещё бы, таких пепелацев-то было всего полсотни штук, и то вряд ли. Вон, в выходных данных тиража напечатано "500 экз".
Да и из тех пары десятков штук, что было, половина разбилось... Да, таким образом сия чудо-книжечка к нам и попала.
Как я говорил, от деда после гибели мало что осталось. Двустволка "Три кольца" с погнувшимися при крушении самолёта стволами (её потом умельцы как-то поправили, но стрелять она стала своеобразно, да), фронтовой портсигар из дюральки сбитого самолёта, про который я рассказывал, ну и так, по мелочи - лётный шлем, планшетка, что-то такое. Негусто, короче.
Правда, после гибели пилота его вдова, моя бабка, затеяла многолетнюю тяжбу с руководством "Главсевморпути" о компенсации за гибель мужа при исполнении по вине работодателя, на предмет оформления пенсии по потере кормильца малолетнему сыну, то бишь моему отцу. Был найден адвокат по таким делам, поднята документация, вот, видимо, из того пакета документации-то эта книжечка к нам и попала. Сверху на ней ручкой написано "Лётчику сам. "Зибель" Войкову", то есть это экземпляр не дедов, а кого-то из его товарищей-пилотов.
Там в чём суть тяжбы заключалась? Управление "Севморпути" настаивало, что самолёт разбился по вине пилота, и ещё хотело с вдовы пилота содрать стоимость утраченного пепелаца. Тогда как в ответном иске бабки настаивалось, что сам трофейный самолёт, предназначенный для полётов в средиземноморье и прочих низких широтах для эксплуатации в условиях Заполярья приспособлен не был, а само управление ГСМП, заставлявшее лётчиков летать на затрофеенных гробах имело вину в случившемся, и, соответственно, должно выплатить пенсион за свои косяки с принятием самолёта в эксплуатацию на гражданских линиях вопреки испытаниям, указывавшим на недостатки и слабую надёжность в суровых условиях Крайнего Севера и СМП. Вобщем, правда восторжествовала, а у нас в архиве сохранилась любопытная книжечка на память, да.
Вообще, книжечка тоненькая, всего-то 60 страничек. Это тебе не многотонный мануал к "Боингу-737", коий надысь грохнулся. А если нет разницы, то зачем платить больше, э? Краткое содержание талмуда:
В книжечке имеются не только буквы, но и всякие картинки! Что интригует!
Имеется даже разворотная вклейка с кабиной пилотов и перечислением всех органов управления в оной. На что тыкать и чего крутить, чтоб эта бандура с крыльями летала по воздуху, аки птиц:
Что не влезло на вклейку - добавлено отдельно. Рабочее место радиста, напремер:
Утверждается, что оно может летать даже на одном моторе. К чему прилагается спецраздел "Полёт на одном моторе для чайников - это легко и просто!".
Правда, почему эта бандура и с двумя-то вечно падала. Но в теории...
Правда, отмечалось, что пилотирование могло быть немножечко опасным, ибо из-за конструктивных особенностей многие операции производились крайне медленно и печально, а так же могли вызвать "тряску, опасную для прочности самолёта". Поэтому надо было ничего не передирать, и вообще - лучше не трогать. И не летать. А то вдруг что-то отвалится?
Ещё картинки!
Вобщем, такое вот чтение на любителя... А, в книжицу был вложен "бюллютень погоды для пилота". Да, именно тот самый, того самого последнего полёта, закончившегося отказом двигателя и крушением на взлёте 19 марта 1947-ого года:
Интересно, на обороте кто-то (уж не дед ли?) написал кому-то записку "В 12 часов ставь суп на плиту и накрывай стол. В 12-30 обедать". Что это и кому адресовано - не в курсе. И почему на полётной метеорологической сводке?
Сама сводка на маршруте Дудинка-Волочаново(?) на 19 марта. Облачность 7-10 баллов, видимость 4-2 км, на высоте 500 м - 10 км. Температура - 20 и т д:
Ну и нацарапанное карандашом "Разрешаю" дежурного диспетчера.
Такая вот раритетная вещица, ни у кого нету, а у меня - есть! Бе-бе-бе! Вообще, там в коробке много ещё таких интересностей, но это потом, да.