Из-а этой борьбы КПК может потерять власть.
Уличные протесты в Гонконге продолжаются.
Интеллигенция остального Китая, из городов второй его системы (помните лозунг «одна страна-две системы»), начинает втягиваться в поддержку гонконгцев. И подвергаться репрессиям.
Власти отменяют концерты, проводят облавы, обыски, аресты и конфискации.
У китайского поэта из Пекина Ван Цана, например, забрали компьютер, очки и зонт - как вещественные доказательства преступления. Ван Цан сфотографировался под открытым зонтом и разместил фотографию в интернете.
Кроме художников за последние три дня в Пекине были арестованы минимум 10 граждан, которые распространили в Интернете свои фотографии с выражением поддержки «революции зонтиков». Их традиционно обвинили в «провоцировании инцидентов». Среди них правозащитники и петиционеры. Полиция запретила родственникам и адвокатам встречаться с ними, сославшись на праздничные выходные.
Одновременно в СМИ идет кампания: масштаб протестов в Гонконге преуменьшается, а движение «Оккупируй центр» порочится, мирные демонстранты обвиняются в насилие и антикитайских настроениях.
О том, насколько власти бояться революционных волнений, говорит курьезный факт.
В 2011 году в КНР запретили продажу цветов жасмина - символа «жасминовой революции» в Тунисе.
Появились и предположения о связи событий в Гонконге с внутренней борьбой политических кланов.
Сейчас в Китае сосуществуют три китайских лидера, два бывших - Ху Цзиньтао и Цзянь Цзэминь и один настоящий - генеральный секретарь Си Цзиньпин.
Ныне правящий Си Цзиньпин, как говорят злые языки, тщательно вычищает группу Цзяна Цзэминя.
При этом сама фракция Цзяна старается подорвать власть Си и вернуться к власти.
Си Цзиньпин наносит удар по враждующей политической группировки в рамках кампании по борьбе с коррупцией.
Эта кампания стала центральным элементом его внутренней политики и вызывает недовольство китайской номенклатуры.
Оплотом Цзяна является Шанхай. В конце лета Си направил туда инспекционные группы, которые занялись коррупционными делами приближенных Цзяна Цзэминя.
После этого ходили даже разговоры, что Цзян находится под домашним арестом.
На празднованиях по поводу 65-летия образования КНР Цзян Цзэминь появился на официальных мероприятиях.
Что свидетельствует об усилении его позиций из-за ситуации в Гонконге.
Хотя Си Цзиньпину удалось навязать свою волю в рядах КПК через антикоррупционную кампанию, он не имеет такой широкой сети сторонников, как Цзян Цзэминь.
Рядовой член партии, видя, что борьба Си с коррупцией угрожает его существованию, предпочёл бы, чтобы Си ушёл.
Гонконг ранее курировал сторонник Цзяна, именно ему обязан местом глава города Лян Чжэньин, отставки которого требуют протестанты.
Существует предположение, что Цзян Цзэминь и Лян специально предприняли ряд шагов, чтобы спровоцировать жителей Гонконга на выступления и свалить Си за то, что он оказался неспособен контролировать ситуацию в стране.
Сразу после прихода к власти Лян попытался ввести в школах пропагандистский курс компартии, что привело к массовым протестам.
В июне 2012 года в Гонконге появилась странная группа, единственной целью которой были нападки на последователей духовного учения Фалуньгун (которых репрессируют в материковом Китае с 1999 года). Полиция Гонконга закрывала глаза на агрессивные действия этой группы, а злые языки говорят, что Лян был одним из лидеров данной группы.
За время правления Ляна в Гонконге произошло много провокаций и жестоких нападений на журналистов гонконгских СМИ. Высокие налоги отпугнули богатых инвесторов, а планы развития возмутили жителей, усилив ощущение беспредела. Иммиграция из Гонконга резко увеличилась.
Цзян Цзэминь пришел к власти в 1989 году, кода поддержал бойню на площади Тяньаньмэнь 4 июня. Теперь он навязывает расправу в Гонконге.
Если в Гонконг войдут танки и тысячи людей погибнут, то фракция Цзяна может оспорить власть Си Цзиньпина внутри партии.
Си потеряет возможность очистить КПК от сторонников Цзяна.
Более того, Си может быть свергнут и попасть в опалу.
Но Си понимает ситуацию и не желает хватать приманку. Источник в КПК сообщил, что Си отдал приказ, чтобы в Гонконге всё проходило без жертв. После одной ночи с атакой слезоточивым газом, власти, похоже, отложили конфронтацию с протестующими.
Таким образом, Си вынужден выжидать и не предпринимать силовых действий в отношении Гонконгцев. Это позволяет ему не поддаться на провокацию Цзяна и не допустить усиления группы сторонников жестких действий.
Однако с каждым днем усиливается вероятность, что движение за политические свободы выйдет за рамки Гонконга и поставит под угрозу власть КПК во всем Китае.
Если Си сдастся и разрешит всеобщее избирательное право, то протесты в Гонконге станут прецедентом, и граждане материкового Китая тоже потребуют права голоса.
Если Си пойдёт на насилие, то он может рассчитывать как на проблемы внутри партии, так и на осуждение во всём мире.
А отчаявшиеся гонконгцы также могут посчитать, что ответное насилие остаётся единственным вариантом.
Вот такой ребус.
Возможно, если Си решит конфликт в Гонконге мирным путем, посредством уступок и отставки его главы, ему ничего не останется, кроме как демократизировать весь Китай.
Иначе его скинут противники из фракции Цзяна, который может предложить свой рецепт действий - силовое подавление сторонников демократизации, как на площади Тяньаньмэнь.
Если в Китае движение за демократизацию начнет побеждать, власти КПК придет конец.
Зато, вероятно, будет президент Китая Си Цзиньпин. Ну, или президент Северного Китая Си Цзиньпин. Это как получится.