Экономическое болото. Проблемы и решения Дмитрия Белоусова.

Oct 21, 2013 14:00




Бюджетные инвестиции и госсектор в экономике далеки от эффективности.
Отсюда эксперты делают два разных вывода.
Позиция 1. Несмотря на это, без бюджетных инвестиций и госсектора экономического роста не будет.
Позиция 2. Бюджетные деньги все равно уйдут на столь неэффективные проекты, что рост экономики окажется лишь статистическим.

Дмитрий Белоусов, руководитель направления в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
Проблемы
Проблемы с инвестициями связаны с тем, что у федерального бюджета кончились крупные инвестиционные проекты, а в регионах кончились деньги из-за того, что у них упал налог на прибыль и выросли обязательства по зарплате.
Ряд регионов оказались в ситуации глубокого кризиса, долг некоторых превышает 112% от собственных доходов. В этих условиях у нас продолжается рост зарплат, груз ответственности за который в основном лежит на регионах.
При этом у нас исчерпаны возможности для снижения налогов. Уровень изъятия НДС, ЕСН у нас намного выше, чем у основного конкурента - Казахстана.



У нас начинает расти доля оплаты труда в выручке, идет проедание инвестиций, что сопровождается перегревом в потреблении населения.
На все это накладывается дикая кредитная гонка.



Кризис бюджета не позволит заливать экономику деньгами.
Обрабатывающая промышленность выпуск по сравнению с докризисным периодом восстановила, инвестиции восстановила, но рентабельность - минус 15% от докризисного уровня, и провал с платежеспособностью.

Мы сейчас пытаемся посмотреть, что происходит с экономикой за пределами госсектора. Работа еще не закончена, но, похоже, что в частном секторе есть небольшой рост инвестиций - в пределах 5%, скорее даже меньше. Учитывая минус по бюджетным инвестициям, это выводит нас к росту инвестиций по году на 0,0 - 0,5%.

Главный компонент неблестящей ситуации в том, что мы попали в длительное торможение экономического роста.
Не видно, за счет чего мы можем выйти за пределы 3,0 - 3,5% в среднесрочной перспективе.
Притом что нам нужно 5,0 - 5,5%, чтобы нации решить проблемы с бедностью, с армией, инфраструктурой, наукой, обновлением основных фондов.

Если мы не выведем экономику, в том числе за счет - бюджета, процентной, курсовой политики - на более интенсивный рост, мы будем заниматься латанием дыр и долатаемся до исподнего.
С соответствующими экономическими последствиями: Латинская Америка нам в помощь, да и маневрирование товарища Павлова в последний год жизни СССР. И с социально-политическими тоже.

Этот год стагнационный, и не только по полумистическому показателю ВВП, который внутри года не пойми как меряется, но и по выпуску базовой продукции, схлопыванию экспорта, остановке инвестиционного процесса и другим показателям.

Меры
1. Главная задача - сдерживание потребления населения.

2. Стимулировать рост инвестиций.
Главная идея - перенос налоговой нагрузки с предприятий на население и с обработки на сырьевые отрасли: металлургию, частично газодобычу и химию.
Правильным является переход к единой ставке НДС в 15% при повышении НДФЛ до 15,5%.

3. Ввести мораторий на бюджетное правило до выхода экономики на темпы роста в 4,0 - 4,5%.
Высвобожденные нефтегазовые доходы тратить на:
- поддержку неэнергетического экспорта,
- софинансирование инвестиционных проектов, в том числе в форме инвестиционного налогового кредита,
- частично на госинвестиции - строительство инфраструктуры,
- докапитализацию Внешэкономбанка - хороший или плохой, но это единственный институт развития.
Эффект от этого будет небольшой - порядка 0,1 - 0,2 п. п. дополнительного экономического роста, хотя за три года можно набрать 0,5 п.п.
Но это даст нам порядка 0,5 п. п. дополнительного прироста инвестиций при минимальном влиянии на перегретый сектор торговли и торговое сальдо.



4. Наращивать эффективность госрасходов через совместное с бизнесом определение приоритетов в развитии экономики и науки, создание межотраслевых стратегий для расшивки узких мест, препятствующих развитию.
При реформировании социального сектора одновременно надо наращивать квалификационные требования.

5. В обороне основным критерием при выборе характера ответа должен являться общеэкономический эффект. Именно поэтому американцы сделали ставку на авиацию, а не на ракеты как основной способ доставки ядерной ударной силы. Развитие авиации правильно влияет на металлургию, машиностроение.

Задача экспертов - сделать авторитарную модернизацию эффективной
Есть старый спор, что первично: модернизация политическая, институциональная или экономическая.
Полярные примеры Украины и Южной Кореи показывают, что приоритетна авторитарная модернизация и успех экономики, который создает реальные интересы, реальные силы, заинтересованные в модернизации практик, повышении эффективности расходов.

Если мы выбрали вариант достаточно мягкого авторитаризма, то задача экспертного сообщества, заменяющего гражданское общество, сделать эту модернизацию максимально эффективной.
Чтобы она нашла и вызывала к жизни новые общественные группы - и предпринимательские, и рабочие.
Без этого все остальное - только имитация. Превращение Думы в Верховную раду скорее отодвинет, чем поможет решить институциональные вопросы.

Подготовлено по материалам Финмаректа.

Другие статьи:
Экономическое болото. Эффективность госпроектов и бюджетных инвестиций
Экономическое болото. Выход только через кризис

экономика, стагнация, торгово-экономическая система

Previous post Next post
Up