Путин с точки зрения правильной психотипологии: слабая личность, второе "Я" - Есенин

Aug 28, 2013 18:00




В реальности психологический тип - это не одна личность, а две - сильная и слабая, эго и альтер-эго.
Первая, основная, сильная личность Штирлица - мыслящий экстраверт и ощущающий интроверт, собственно Штирлиц.
Вторая - интуитивный интроверт и эмоциональный экстраверт, или Есенин.

Внимание!!! Тут раньше была ошибка, теория уточнена. Второе Я - это не активатор, а конфликтер. Значит, в случае психотипа Щтирлиц это не психотип Гексли, а психотип Есенин.

Эго Штирлица - тактильно-двигательный контакт с миром, тактильно-двигательная правополушарная практика, дополненная визуальными и вкусовыми представлениями, визуальной теорией мира, визуальным и вкусовым интровертным левополушарным творчеством.

Альтер-эго Штирлица - комплекс понятийно-речевых и обонятельных левополушарных представлений (интроверсия), дополненных правополушарными аудиальными восприятиями (экстраверсия). Это функциональный комплекс слабой личности.

Юнг называл слабую личность инфантильной, а психологические функции слабой личности, в данном случае, интровертную интуицию и экстравертные эмоции, - малодифференцированными.
Значение альтер-эго в структуре личности очень велико. Худо-бедно, но слабая личность фиксирует внимание типа на других сторонах действительности. Этим компенсируется ограниченность взглядов и подходов сильной личности.
Особенно большое значение альтер-эго имеет с точки зрения самоосмысления.
Человек почему-то больше ценит свои слабые психические функции и те стороны мира, за отражение которых эти функции отвечают.

Сильная личность - это то, чем человек является: он так живет, он так действует - автоматически, рефлекторно, постоянно.
Именно поэтому эти стороны мира и собственной жизни кажутся ему довольно привычными и само собой разумеющимися. Очень часто человек просто не понимает, насколько он в чем-то силен. И почти всегда человек не очень ценит свои сильные способности.

В то же время другие стороны мира, другие аспекты жизни могут казаться ему остро интересными, загадочными, удивительными.
Соответственно, мы часто склонны ценить в себе наши слабые стороны и мечтать именно об их развитии. И бываем чрезвычайно горды своими достижениями именно в зоне ответственности слабых психологических функций.

Штирлиц ориентируется в мире прежде всего при помощи тактильно-двигательных восприятий, простого практического мышления, без теоретизирования и умозрительной зауми.
Вот объект (предмет, явление, человек), он интересен тем, что может быть употреблен, использован так-то, для такой-то практической цели, и это даст такую-то практическую выгоду.
Если объект невозможно использовать, он просто находится вне сферы внимания, он не интересен, его как бы и нет.

Первый, бессознательный, плохо контролируемый, автоматический подход к любому объекту - покрутить-повертеть и прикинуть в ключе обычной конкретной практики - нужен/не нужен, интересен/не интересен.
Дальше, если Штирлиц на объект внимание обратил, самостоятельно или вынужденно, идет его визуализация и попытка понять сам предмет и схему взаимодействия с ним при помощи визуализаций, визуальных представлений.
Пример этого я приводил в предыдущем посте: Штирлиц, получив задание, рисует шаржированные образы четырех главных фигур гитлеровского режима. Это не развлечение, Штирлиц так думает. Он прикидывает главные визуальные (или визуализируемые) черты того или иного объекта, значимые с точки зрения данного конкретного интереса по взаимодействию с объектом.
Кроме того, предмет, явление, человек должен быть соотнесен с имеющейся картиной своей жизни, ему должно быть найдено место в ней.

В чем проблема, почему этого мало?
Во-первых, тактильно-двигательный мыслительный подход годится не для всех взаимодействий.
Неодушевленные предметы, особенно созданные человеком именно для того, чтобы ими манипулировать, и в процессе этого манипулирования получать от них какую-нибудь пользу, выгоду, отражаются мыслительной тактильно-двигательной функцией очень хорошо.
Если например, ты садишься в машину и начинаешь разбираться, как в ней что работает, что жать, что крутить и т.д., то ты не можешь ожидать, что машина в ответ на какое-нибудь твое действие на тебя обидится и закатит тебе истерику.
Но когда дело касается одушевленных предметов, особенно людей, особенно людей, с которыми Штирлиц вынужден считаться, его тактильно-двигательного подхода к объектам может оказаться недостаточно.
У людей есть эмоции, которые имеют другие основания и очень часто просто противоположны доводам мышления и тактильно-двигательной целесообразности.

Во-вторых, визуальный взгляд на мир, при помощи которого Штирлиц пытается обрисовать главные свойства мира, имеет ограниченные возможности. Еще древние разделяли мир явлений и мир сущностей, то, что видно, и то, что скрыто.
Визуальная картина мира рассказывает об очевидном.
Например, глядя на человека, мы видим его пол, расовые признаки, возраст. Качество одежды и аксессуаров информирует нас о его имущественном положении. Некоторые специфические детали костюма могут говорить о национальности и/или социальном положении. Особенности поведения - о некоторых свойствах характера.
Но большая часть визуальной информации проблематична.
Можно надеть чужую одежду, изменить цвет волос и глаз, притвориться добрым, сыграть темперамент и т.д. На самом деле человек с хорошо развитым визуальным восприятием может сказать о человеке достаточно много. Но все равно это будут самые простые характеристики - пол, раса, возраст, социальное положение.
Более сложные характеристики, например, уровень интеллекта, добропорядочность, профессиональная компетентность и т.д., глазами не увидишь и не определишь.
Для это есть понятия языка и речь, внутренняя или внешняя, не важно. Именно эти понятия позволяют выразить и зафиксировать более сложные характеристики объекта.

Визуальные представления о мире дают человеку довольно поверхностную картину. Визуалов отличает то, что они строят свои отношения с миром преимущественно на базе такого вот, упрощенного представления.
Но визуальное отношение к миру дает им одну особенность. Визуалы - люди волевые и категоричные.
Они научились руководствоваться простой картинкой, принимать решения на ее основе и не ведать сомнений.

Действительно, какие могут быть сомнения если ты ориентируешься на очевидное?
Это - баба. Это - мальчишка. Это - "чурбан". А это - вообще человек не нашего круга.
Бабу надо либо любить, либо игнорировать.
Мальчишек - учить.
"Чурбанов" эксплуатировать или депортировать.
Людей не нашего круга держать за порогом.
Но мальчишка может оказаться уникальным специалистом или страшно настырным гражданином, как Навальный.
"Чурбан" может оказаться гражданином России со всеми правами и свободами.
Люди не нашего круга могут оказаться вдруг совершенно необходимыми, и спесь при обращении к ним не поможет.
Ну, а кем может оказаться баба, лучше даже не говорить.

Мало того, что у объектов могут быть скрытые, визуально невидимые характеристики.
Сама действительность вариативна. А потенциал объектов обычно не сводится к очевидному.

В общем, визуал нуждается в дополнительных представлениях, которую могут дать только понятия языка.
Языково-понятийная картина мира обеспечивает не только более сложный взгляд на реальность, за ней также стоит вероятностный подход вместе с многовариантным отношением.
Психологическая функция, которая работает с языковыми понятиями, называется интуицией.

Штирлиц чрезвычайно ценит интуицию, ему нравится воспринимать хорошо структурированные языково-понятийные конструкции. Он весьма чувствителен к языку как понятийному инструменту, и хотел бы хорошо им владеть.
Он с большим энтузиазмом пытается выразить мир в понятиях, почувствовать и хорошо описать потенциал людей, предметов и событий, дать всему этому меткие словесные определения.
Штирлиц очень привязан к своим находкам, но периодически он теряет контроль за своим языковым творчеством, его начинает нести.

Вообще же Штирлиц страшно беспокоится в многомерных ситуациях и раздражается, когда кто-то создает ему сложности в этом смысле.
Он не любит, когда в чужой понятийно-языковой презентации простое вдруг превращается в сложное и многозначное, определенное - в вероятностное, очевидное - в сомнительное, ясный визуальный образ обрастает скрытыми смыслами, а он к этому не готов.

Людей, возбуждающих в нем такие чувства по отношению к окружающему, Штирлиц переносит плохо.
Окружающие могут быть не уверены в себе и в происходящем, но какое ему до этого дело? Они не должны втягивать его в свои интуитивные терзания и предчувствия.
Тревожится, мучиться сомнениями он будет сам, тогда, когда сочтет нужным. И здесь ему нужна поддержка, а не ответная растерянность, нерешительность и сходное непонимание.
Заставить Штирлица воспринимать избыток понятий, сложное многовариантное словесное описание действительности можно, но это будет требовать он него переключения с сильной личности на слабую, в границах которых возможности его весьма ограничены.

В целом же обычно Штирлиц определяет для себя параметры допустимого в этой сфере, и отрицает все, что выходит за установленные рамки.
Поэтому не всякий может со Штирлицем поговорить, надеясь на адекватное понимание.

Что-то подобное мы видели в истории общения Путина с Юрой-музыкантом.
Путину не понравился сам дискурс, предложенный Шевчуком. В другом дискурсе, при другой постановке вопросса он вполне мог эти проблемы обсудить, спокойно и без отторжения. Кроме того, он увидел в выступлении Шевчука простой наезд. А это значит, что речь шла не о поиске истины, а о противостоянии, о власти. Ничего удивительного, что Путин повел себя так, как повел.

Слабая творческая Штирлица - осмысление мира в аудиально-эмоциональных восприятиях, в ценностных категориях, во вдохновляющих символах.
Вообще говоря, это, мне кажется, последнее, что Штирлица интересует.
Осознавать и оформлять свои чувства, предлагать ценности и символы сам он не очень любит. И всегда готов в этом плане воспользоваться дружественной помощью.
В то же время нападки на принятые и признанные им ценности, символы, вообще свои чувства воспринимает плохо, но задумчиво. Тут он далеко не уверен в своих способностях и возможностях.
Вообще же чувства и ценности людей этого типа обычно не сильно оригинальны и более-менее соответствуют чувствам и ценностям, принятым среди людей их круга, в их социальном окружении.

В общем, Штирлицы ценят способность видеть потенциал и перспективу людей, предметов, событий. Особенно им нравится обнаруживать этот потенциал самостоятельно.
Они склонны к понятийно-языковому творчеству, но в рамках своих собственных представлений. Много "букаф" других людей, сложные, многозначные понятийно-языковые построения - это совсем не то, что любят Штирлицы. Этим их скорее оттолкнешь.
Мне кажется, что фраза "посмотреть по диагонали" была придумана именно Штирлицами.

Людей, внушающих им тревогу, раздражающих их интуицию дурными прогнозами и разговорами о вероятностях, Штирлицы не любят и избегают.
Если уж им нужен прогноз, то не в духе все плохо - все плохо, а в смысле: вот такие проблемы, вот такие варианты решений, вот это лучший, вот над этим нужно думать, проблема разрешима, оснований для дурных предчувствий нет. Мир действительно сложен, но его можно описать в правильных словах и победить.

PS 8 сентября 2022. Раньше я думал, что альтер-эго это активатор. Для Путина - тип Гексли.
Путин активно использует представителей этого типа, мы знаем Рогозина, Кадырова, Дюмина, Дмитрия Патрушева (вероятно). Порой складывается впечатление, что они у него в фаворе.
Анатолий Собчак, кстати, тоже относился к психологическому типу Гексли.
Раньше я связывал это с тем, что Путину они близки, что он чувствует их и понимает как свое второе "Я".
Однако реальность оказалась сложнее.

Второе "Я" типа Штирлиц - тип Есенин, а это Ельцин, Антон Вайно, Илларионов, Буш Младший, Янукович, Борис Джонсон.
По всей видимости, Си Цзиньпин.
Как видите, в основном такие отношения складываются удачно. Но уже если возникает неприятие и конфликт, то это катастрофа, конфликтище!

Что же касается отношений с представителями типа Гексли, то Путин этих людей просто не очень понимает.
Представители этого типа действуют в мире, используя такие психологические функции, которые Штирлицу плохо доступны.
Может быть, ему кажется, что он их хорошо понимает, но это не так.
То же самое касается неистовой поддержки, которую представители этого типа периодически демонстрируют. Она есть, она искренняя, но очень непрочная, я бы, например, на нее не полагался.
Как только Путин утратит свои нынешние позиции, отношение станет другим.

Вы можете легко добавить меня в друзья: Добавить

Путин с точки зрения правильной психотипологии. Путин (Штирлиц).

Есенин, альтер-эго, психология, правильная психотипология, Штирлиц, Путин, соционика

Previous post Next post
Up