Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.13. Схема психотипа из 16-ти функций.

Jun 13, 2013 02:33


Вообще говоря, мозг имеет некое базовое строение, свойственное всем людям. Разница, как я понимаю, в развитости определенных корковых зон и связей между ними.
Если изображать все 16 психотипов, пользуясь одной, единой схемой, то читать эту схему будет сложно. Наверное, в таком изображении может быть даже некоторый дополнительный эвристический смысл, однако сегодня мы им пренебрежем.
Мы будем пользоваться отдельной схемой для каждого психотипа. Для ясности и наглядности.
Общие принципы описания 16-ти функциональной модели разберем на примере схемы Дон Кихота. Вот она:



Дон Кихот, как вы помните, это интуитивный мыслящий экстраверт, или интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), или обонятельно-речевой интуитивный экстраверт с творческой тактильно-двигательной мыслительной интроверсией.
Итак, что мы видим.
1. У любого психотипа есть все 16 функций. Из них 8 левополушарных (4 экстравертные и 4 интровертные) и 8 - правополушарных (тоже 4 экстравертные и 4 интровертные).

2. У всех психотипов базовая структура психики, видимо, одинаковая. Разница, как я уже сказал выше, в развитости тех или иных корковых зон и в значимости определенных связей между функциями.
Как видно из схемы, для Дон Кихота решающая связь между полушариями осуществляется в рамках мыслительной и ощущающей функции, то есть в тактильно-двигательной, вкусовой и визуальной зонах мозга.
Можно предположить, что физические связи существуют и между другими функциями, но они, вероятно, довольно слабы и практически не используются.
Самая сильная связь между полушариями находится в тактильной и двигательной коре.
Дополнительная, важная, но не определяющая работу мозга и психики постоянно - во вкусовой и визуальной коре.

3. Последовательность возбуждения областей ГМ и включения функций психики для главной, сильной личности психотипа Дон Кихот, обозначена цифрами 11-17.
Как видите, возбуждение сначала затрагивает все экстравертные функции правого полушария, затем - левого и только потом, ни на чем не останавливаясь и не отклоняясь от генерального пути, проходит левополушарные интровертные функции чтобы, наконец, завершается некими результатом, произведенным сильной творческой функцией.
Давайте попытаемся это описать на каком-нибудь конкретном примере.

Шаг 1. Внимание Дон Кихота всегда привлекают не воображаемые, а реальные интересные, потенциально богатые вариантами предметы и ситуации. Вызывает психическое возбуждение, мотивирует всегда реальность.
К пример, сейчас лето и бывает жарко. Допустим, из-за того, что дверь открыта, кошка выбежала на неостекленный балкон.
Это может быть опасно. Во-первых, она все время присматривается к птицам, которые постоянно там летают. Начнет охотиться, а она начнет, такой характер, и может выпасть.
Во-вторых, кошки любят лазить по перилам и изучать обстановку.
В-третьих, ее не просто так загнать в том случае, если она сама этого не хочет. А если ловить - можно спровоцировать неизвестно что.
В-четвертых, должна же кошка хоть иногда гулять, хоть по балкону. Может быть, не так это и опасно. И т.д.
Надеюсь, я вам показал, как многозначна возникшая вдруг ситуация.
Это не значит, что все вариации развития ситуации проносятся в голове. Просто возникает понимание, что на ситуацию нужно реагировать. Кошка выбежала на балкон - ой-ой, чревато.

Шаг 2. Кто-то, возможно, в такой ситуации начнет переживать. У Дон Кихота возникает желание что-то сделать. Он готов действовать и начинаю примеряться к проблеме.
Шаг 3. Включает визуальное восприятие, смотрит, пытается зрительно оценить ситуацию. Пока все в порядке.
Шаг 4. Это хорошо, эмоции положительные. Но может быть всякое, ситуация остается чреватой неприятностями. Делать все равно что-то нужно, потому что за кошку страшновато.
Шаг 5. Эмоции, страх за кошку активируют оценку вероятностей развития событий. Круг пройден, возвращаемся к началу.
С одной стороны, реальной угрозы нет. С другой стороны потенциал проблемы не изменился. Нужно что-то делать.
Шаг 6. Нужен анализ деталей, который не дает правополушарное мышление, нужен переход.
Шаг 7. Включается левополушарное аналитическое мышление. Птиц нет, ветра нет, опасностей не видно, кошка не пытается залезть на перила.
Шаг 8. Нужно оценить варианты развития событий, подключаем функцию левополушарной, аналитической интуиции. Зайду на балкон - кошка шарахнется. Начну ловить - может броситься не в дом, а на перила и т.д. Позвать - может пойти, а может насторожиться.
Шаг 9. Неопределенность ситуации ведет к переживаниям. Опасно, да. Нужно взглянуть внимательнее.
Шаг 10. Смотрим, как подобраться к решению задачи спасения дурочки-кошки лучше всего. Примериваемся, прикидываем варианты на конкретной местности.
Шаг 11. Возвращаемся к итоговой тактильно-двигательной оценке происходящего. Пока кошка просто сидит рядом с балконным заграждением, прыгать вроде бы не собирается, можно позвать, а можно - попытаться поймать. Вопрос - куда побежит и т.д. Прежде чем делать что-то, лучше вспомнить, как было в других случаях или о том, что известно из культурного опыта - по памяти, из книг, кино, из рассказов других людей.
Шаг 12. Подключается интровертное мышление, вспоминаем, что в таких случаях в принципе делают.
Шаг 13. Культурные варианты: у соседей кошка постоянно свободно ходит по такому же незастекленному балкону, и ничего. Но вот один человек мне в болге писал, как его кошка сначала прыгнула за птицей, а потом поняла, что земля как-то далековато. А в детстве был случай - кошка с форточки упала из-за порыва ветра. И прочее…
Шаг 14. Варианты страшноватые, включаются эмоции.
Шаг 15. Эмоции заставляют еще раз посмотреть на ситуацию с учетом тех обстоятельств, которые припомнились. Нет, ветра нет. Нет, птичек рядом нет. И охота не намечается.
Шаг 16. Проигрываем в воображении варианты мыслимых действий.
Шаг 17. Формулируется решение. Например, все фигня, пусть себе сидит на своем балконе, не надо ничего делать. Или, напротив, ситуация по совокупности слишком опасная, надо кошку все же забирать.
Психический процесс закончен. решение принято. Дальнейшее происходит все в той же последовательности.
Шаг 1. Сосредотачиваюсь на решении.
Шаг 2. Вхожу на балкон.
Шаг 3. Оцениваю ситуацию визульно-правополушарно, в самом общем виде.
И так далее…

Нужно заметить, что весь этот психический процесс протекает невероятно быстро, почти мгновенно.
Движется он по сложившимся, устоявшимся психическим путям и почти не контролируется сознанием. Сознание сознает происходящее, но не управляет процессом психической деятельности, она протекает с автоматизмом, свойственным для данного психотипа.

Вернемся к описанию схемы и 16-ти функциональной модели.
4. Блок функций, полушарно противоположный тому, в котором находится сильная творческая, в основных психических процессах участия не принимает. Точно также не принимает участия сильный творческий блок в процессах, течение которых определяется слабой личностью, альтер-эго.
Альтер-Эго Дон Кихота - Гюго. Слабый психический процесс начинается с каких-то достаточно сильных эмоций и заканчивается не теоретическим мыслительным решением, а формированием некоего зримого идеала, желаемого образа, картинки, визуальной мечты.

5. В нормальной работе базовой схемы Эго участвуют 12 функций.
У Дона Кихота это 8 - экстравертных, 4 - интровертных. Именно такой перевес, мне думается, позволяет характеризовать психотип в целом как экстравертный.

6. Интересен и другой подсчет действующих функций. При работе блока Эго психотипа Дон Кихот задействовано 4 правополушарных и 8 левополушарных функций.

7. Сильных функций в блоке Эго из 12, участвующих в психическом процессе, всего четыре. Это п
, п
, л
, л
.
Назовем их сильное восприятие, первая субтворческая, вторая субтворческая и сильная творческая.
Можно предположит, что существуют четыре акцентации любого психотипа, или четыре акцентированных подтипа.

8. Понятно, что 16-ти функциональная модель совершенно по-другому показывает основания интертипных отношений. Это мы будем разбирать специально.

9. Четыре функции, находящиеся в одном полушарии и непосредственно включенные в первую психическую цепь, являются первыми функциями психотипов, объединенных Аугустинавичюте в так называемое "кольцо социального прогресса". С точки зрения самого психотипа заинтересованность во вмешательстве членов кольца в его деятельность выглядит весьма проблематичным.

Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.12. Связи функциональных зон в полушариях ГМ.
Правильная психотипология. Модель Савельева. Ч.14. Все о психологических функциях.

Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).
Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике.

модель Савельева, психотипология, Дон Кихот, соционика

Previous post Next post
Up