Мне кажется, приводя интроверсию, то есть субъективное в человеке, к коллективному бессознательному и архетипам, великий К.Г. Юнг несколько увлекся.
Принцип Оккама для науки никто не отменял. Особенно в его эпоху.
Правило простое, один из вариантов его формулировки такой: не надо умножать сущности без крайней необходимости.
Как вы помните, Юнг говорит об объективном мире, который представлен у него:
- реальными вещами и событиями,
- объективными идеями, то есть общими знаниями о вещах и явлениях.
Еще он говорит о некоем субъективном мире, который определяется коллективным бессознательным.
Это положение избыточно.
Я считаю, что интровертное мышление - это то, которое ориентируется на объективные идеи, то есть накопленные людьми абстрактные знания и практические навыки.
Юнг совершенно справедливо пишет: "Я сознаю, что наше время и его выдающиеся представители знают и признают только экстравертный тип мышления. Это происходит отчасти оттого, что по общему правилу всякое мышление, появляющееся на поверхности мира в форме науки, философии или же искусства, либо прямо вытекает из объекта, либо изливается в общие идеи".
Наш замечательный учитель думал, что он открыл новый, неизвестный до этого субъективный мир.
Мне кажется, этого не произошло.
То есть, весьма возможно, что о коллективном бессознательном и архетипах говорить можно.
Однако можно также предположить, что это все тот же мир общих идей.
Поэтому мы оставим за собой право вытекать из объектов или изливаться в общие идеи.
Возможность делать что-то другое Юнг не доказал.
Для объяснения мышления достаточно иметь предметный мир в качестве объекта и коллективное и личное сознательное в виде общих идей.
Есть предметный мир и практическое мышление. Практическое мышление обслуживает непосредственное взаимодействие человека с реальными предметами.
Есть мир идей, созданных человечеством. Идеи эти - не что иное, как общие знания о мире и вещах.
Есть субъективный мир человека. И этот мир в смысле мышления - всего лишь усвоенные конкретным человеком знания о предметах и навыки обращения с ними.
Естественно, такой субъективный мир будет несколько отличаться от общечеловеческого мира идей, существующего как объективная данность.
Интровертный мыслящий тип постоянно ориентируется на свой личный опыт.
Он с большим недоверием относится к новому знанию.
Он стремится переработать новую информацию так, чтобы она вписалась в существующую у него картину мира.
Вплоть до того, что интровертный мыслящий тип может отказаться признавать информацию, которая не согласуется с его знаниями.
Мыслящие интроверты очень не любят когнитивные диссонансы.
То же самое относится к чувствующим типам.
Есть чувства, возникающие в процессе взаимодействия с реальными объектами. Когда мы видим своего котэ, например.
Есть чувства как общезначимые ценности. Например, любовь/нелюбовь к домашним животным - это как бы очень существенная характеристика человека.
Есть личный опыт и набор чувств реального человека.
Какие-то переживания он испытывает как все. Но ведь не все любят кошек и получают удовольствие от общения с ними.
Сформировавшийся интровертный чувствующий тип имеет очень твердый набор переживательных переживаний.
Настолько твердый, что в некоторых случаях такие люди кажутся совершенно холодными и бесчувственными.
В принципе, теперь вам должно быть понятно, что такое рациональные психологически функции мышление и чувство.
Осталось только научиться разделять мыслящих и чувствующих.
Но для этого нужна практика.
Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике здесь