Во втором туре 7 мая Марин Ле Пен не победит ни за что. Особенно с учетом того, что кандидаты от системных партий - республиканец Франсуа Фийон (19,93% голосов) и социалист Бенуа Амон (ок. 6%) призвали голосовать за Эммануэля Макрона.
Независимо от того, предложит ли Меланшон своим поддержать Макрона или нет, его электорат - это явно не электорат Марин Ле Пен.
Национализм и этатизм - идеологии тоталитаристские и коллективистские, не признающие самодостаточного человека: - социум или этнос (нация) первичны, - конкретный человек вторичен и зависим, он всего лишь часть целого.
Либерализм и демократизм - идеологии индивидуалистические, ориентирующиеся на человека как источник всего: - социум служит людям, в него можно войти и их него можно выйти, не теряя себя; - этнос (нация) - квазиобщество, фиктивная величина; этнические признаки у людей есть, но этноса как субъекта общественных отношений не существует (это как с блондинами и брюнетами: они есть, но из этого совсем не следует, что есть субъект истории - общность, нация блондинов или брюнетов).
В истории человеческих обществ сначала возникают идеологии либерализма и этатизма. Затем приходит время, когда доминируют этатизм и национализм. Сейчас в Первом, развитом мире доминируют идеологии либерализма и демократизма, это те самые сурковские "две ноги власти".
Если типов (родов) идеологий четыре (национализм, этатизм, либерализм, демократизм), то идеологических видов больше. Потому что на стыках возникают смешанные идеологии. Получается так: - анархо-национализм, национализм, этат-национализм; - национал-этатизм, этатизм, либерал-этатизм; - этат-либерализм, либерализм, демократ-либерализм; - либерал-демократизм, демократизм, анархо-демократизм.
Ну, и есть еще ложные идеологические виды. Они получаются в результате способности людей к изобретению химер, их склонности к умственному, фантастическому смешению несочетаемого. Например, это либерал-национализм, демократ-национализм, этат-демократизм и т.д.
Смысл в том, что в реальной социальной практике вы можете быть либералом или националистом, демократом или националистом. Но вы не можете быть и тем, и другим, эти практики противоположны. Вы всегда будете либо демократом (правила для всех), который своими решениями и действиями уничтожает национализм (правила для избранных), или националистом (правила для избранных), политика которого исключает демократию (правила для всех).
Можно быть немного (и даже много) этатистом, оставаясь либералом. Можно быть этатистом, позволяя некоторые свободы, то есть допуская либерализм. Но быть одновременно националистом и либералом (или демократом) можно только на словах.
Обычно в любой стабильный социальный период общество живет в рамках доминирования двух идеологических типов. В развитых странах Запада сегодня доминируют либерализм и демократизм, их конкретные виды. Этатизм и национализм вытеснены на обочину идейно-политической жизни.
Марин Ле Пен, по всей видимости, находится за границей либерализма и демократизма, она предлагает идеи и политические практики другого типа. Ну, или ее видят угрозой либерально-демократическому консенсусу, либерально-демократической парадигме.
Она, конечно, не националистка (этнонационалистка). Но она в значительно большей степени этатистка, чем любые этат-либералы из либерально-демократической базы. Фактически она предлагает поменять идеологическую парадигму и вернуться от либерально-демократического индивидуалистического круга идей к национально-этатистскому коллективистскому.
Внутренних условий во Франции для этого нет никаких. А внешние условия сменить идеологическую парадигму не могут. Франция обречена в данный период истории развиваться на базе либерально-демократических идеологий и политических практик.
Поэтому Марин Ле Пен политик несистемный (в отличие от того же Трампа, который шел на выборы от респектабельной Республиканской партии). Поэтому она может пользоваться поддержкой на уроне 20-30% голосов избирателей, но не больше.
Французы остановили распад ЕС и Запада.
На выборах в Германии шансы есть только у Меркель, которая от ЕС и трансатлантического сотрудничества отказываться не собирается, и у Шульца, который в этом отношении ничем от нее не отличается. А по российской повестке, возможно, станет даже еще более антироссийским политиком.
Сюрприз будет, если досрочные выборы в Великобритании закончатся провалом для Терезы Мэй и вернут Великобританию в ЕС.
Ну, а Трамп к настоящему моменту все отыграл назад: НАТО признал, Украину поддержал, с Путиным не встретился и не договорился.
Так что Запад, похоже, преодолел затмение, нашедшее на него в 2016 году. Теперь, видимо, начнется период сплочения.
Есть смысла объяснять, что это значит для нынешней внешней политики России? Надеяться на развал Запада, НАТО и ЕС больше не стоит.