Существует широко распространенное мнение, что российская школа деградирует, а образование не только плохое, но еще и платное.
В смысле, не совсем, но все более и более. Платное. И плохое.
Окончательно убитое ЕГЭ.
Причем на уровне личного опыта все это не очень подтверждается, но мнение держится устойчиво.
Меня вчера пригласили в одну из московских школ посмотреть на образовательный процесс вживую.
Должен вам сказать, что впечатление у меня получилось великолепное.
Средняя школа №1533 называется ЛИТ - Лицей информационных технологий.
Меня позвали посмотреть защиту учениками своих проектов.
Дело в том, что у ЛИТа есть профиль - математика, информатика и информационные технологии.
И в рамках этого профиля каждый ученик не просто выучивает положенное количество уроков, как все.
Каждый ученик делает свой собственный проект.
Его можно сравнить с курсовой работой или даже с дипломом в вузе.
Мне, например, кажется, что одна из главных проблем школьного обучения и каждого школьника - это несколько абстрактный характер получаемых знаний.
Сколько информации можно запихнуть в голову ребенка?
Много, да.
Но так уж устроено человеческое сознание, что все невостребованные знания стремятся покинуть нашу голову как можно скорее.
А они не востребованные, если не находят практического применения и не используются в реальной жизни.
Личный проект - это своего рода интегратор знаний.
Ученик выбирает свою собственную тему, определяет зону своих интересов и приоритетов, и учится применять знания в практической, реальной работе, для решения четко сформулированной задачи.
Это не просто творчество в какой-то конкретной области, это еще и принципиальная модель работы с информацией.
Дети элементарно начинают понимать, что уроки, знания, информация - это не для галочки, не для отчетности, даже не для оценки.
Из этого можно делать нечто свое, особенное, новое.
Поражает, что у школьников, которые в нашем понимании еще совсем неразумные дети, получаются вполне серьезные работы.
Темы для проектов разбиты на три области:
- программирование;
- мультимедиа и 3D;
- прикладная экономика и менеджмент.
Вот какие защиты я увидел.
В этой аудитории шли защиты проектов по направлению «Программирование».
А вот проекты.
Например, Мария Кокорина защищала проект "Реализация конечных автоматов для морфологического парсера". Не название - музыка!)))
Это Вадим Пивень со своим проектом "Система микширования и онлайн-трансляции видео в формате HD".
А вот Георгий Нуралиев с темой "Система автоматизированного тестирования пользовательского интерфейса без интеграции в код".
Не надо боятся, это простая средняя школа.
У Александра Назаренко и Георгия Демина проблема понятнее. Мы ведь все знаем, что есть такая штука - черные дыры.
Тема защиты "Демонстрация движения горячих пятен в аккреционных дисках черных дыр".
А вот Максим Карпенко и Даниил Гайдамашко с "Кластеризаией результатов веб-поиска".
Это Михаил Молчанов и Александр Горбачев, "Система тестирования с клиентами на базе web и android".
Денис Гладков и Александр Нефедов, "Отображение архитектурных сооружения с помощью метода конечных элементов".
Артем Чуйков и Левон Оганесян , проект "Мессенджер с возможностью шифрования".
Евгения Рыжкова работала над "Моделированием движения трех космических тел в изолированной системе".
Валерий Скляров сделал "Игру Rogue-like".
Это класс для защит по «Мультимедия и 3D».
Фомкин Алексей, "3D-модель здания в Штутгарте ".
Леонид Мельник представил «3D-модель Studio Atrium».
Максим Бельфер сделал «Инфографика «Человек и ДТП».
Дмитрий Копытов «3D визуализация зоны барбекю и привязка к реальной местности».
Эти защиты я почти все пропустил, к сожалению. Они шли одновременно с «Программированием».
Там были еще такие проекты:
- Видео «Что такое счастье?» (Анастасия Прокопчук, Анастасия Шемякина).
- 3D-модель стадиона (Андрей Бакчеев),
- Игра-квест «Во сне» (Анастасия Рыбина),
- «Мы одни во Вселенной?» (Полина Горохова),
- 3D игра «Лабиринт» (Александра Салмина),
- Клип на песню «Carnival of Rust» (Софья Папуша),
- Классика поэзии в необычном исполнении (Александр Коровушкин),
- Короткометражный фильм «Любовь - это…» (Мария Ковнир),
- Короткометражный фильм «Это провал» (Михаил Окороков, Анатолий Черепнин),
- 3D-модель «Star Destroyer» (Константин Дементьев, Илья Кайсаров),
- 3D-модель «АТ-АТ» (Никита Дементьев),
- Интерактивная история группы «Король и шут» (Иван Букин, Антон Попов).
Комиссия оглашает оценки.
Здесь защищались темы по «Прикладной экономике и менеджменту».
Руслан Бузуртанов, «Количественное смягчение».
Антон Шулаев, «Букмекерский бизнес».
Александр Кузнецов, «Компьютерное пиратство».
Алина Братишко, «Пути выпускников Лицея, работающих за рубежом».
Анастасия Ковязина, «Пути выпускников Лицея, работающих в медицине и психологии».
Ульяна Яковлева, «Выход компаний на IPO (пример Yandex)».
Виктор Блатов, «Экономика Чемпионата мира по футболу».
Анастасия Соболева, «Открытые данные и их место в различных сферах жизни человека».
Никита Машталяр, «Год, в котором я родился (1998)». Надо сказать, что год, конечно, очень интересный. Посмотрите на заголовки презентации.
Ну, и атмосфера в школе соответствующая, открытая и доброжелательная.
В общем, жива отечественная средняя школа.
Я бы даже сказал, процветает.
Кстати, опыт работы над личными учебными проектами планируют сделать всеобщим и включить в учебные планы.
Я разговаривал с Александром Владимировичем Гиглавым, заместителем директора ЛИТа по науке.
Вот он, справа, среди членов комиссии по проектам.
Он опасается, что это может иметь не очень хорошие последствия.
Учебные проекты могут стать совсем простыми и слабыми: собрал презентацию в Power Point - вот тебе и проект.
Но средней школе 1533 ЛИТ это точно не грозит.