Экс-президент Франции (1974-1981) приехал в Москву, чтобы побеседовать с Путиным, спикером Государственной думы Нарышкиным, выступить перед студентами МГУ и презентовать свой роман о Наполеоне в Москве «Победа Великой армии».
О чем беседовали бывший президент Франции и нынешний президент России, нам не рассказали.
Сайт президента Путина предельно скуп: «Состоялся обстоятельный обмен мнениями о положении в международных делах, о ситуации на Украине и её последствиях для отношений России и Франции, России и ЕС в целом».
На затем экс-президент Жискар Д'Эстен выступил в Москве, и общий характер разговора стал более-менее понятен.
Права России на Крым бесспорны:
- Обратимся к истории: Россия завоевала Крым несколько веков назад. Крым никогда не был украинским, какое-то время он был под влиянием Турции, но потом Потемкин присоединил его к России. Украина в этом процессе не фигурировала.
Санкции не должны ужесточаться:
- ЕС необходимо противостоять вводу более жестких санкций против России. Разве можно не согласиться с тем, что санкции вредны для обеих сторон?
А Европа и Россия имеют более широкую повестку дня, которая не ограничивается Украиной:
- Европейская политика в отношении России не должна лишь ограничиваться украинским сюжетом.
Урегулирование этого сюжета он видит на базе выполнения минских соглашений.
А в вопросе Крыма - путем обсуждения вопроса на международной арене: самоопределения недостаточно, необходимо признание международного сообщества.
Но экс-президент Франции сказал и кое-что неожиданное.
Например, о перспективах отношения России и ЕС:
- …есть страны, которые не хотят вступать в ЕС, - это, в частности, Россия. Вопрос этот в России никогда не стоял. Эта страна связывает Запад и Восток, Азию и Европу, а Евросоюз не может позволить себе общую границу с Китаем.
Но и Украину он там не видит:
- Также не ставится вопрос членства Украины в ЕС - для этого нет ни заявки, ни условий.
А вот что сказал Жискар Д'Эстен о позиции Путина:
- Владимир Путин сказал мне вчера, что Россия не собирается менять государственные границы Украины - но в мире никто этого не знает.
В общем, поддержал.
Тут важно, что такие настроения в Европе и Западном мире есть.
Хуже то, что смотреть реалистично на позицию России в украинском кризисе готовы только отставные или маргинальные политики, не пользующиеся серьезным влиянием.
Но настроения есть, да.
И есть надежда, что украинский «сюжет» мы все-таки пройдем.