Около года назад
я написал про историю тамбовского джаза. С тех пор искал новую информацию. Недавно мне удалось побеседовать с двумя очень интересными людьми, на основании их рассказов выходит история вторая - исправленная и дополненная
На фото в верхнем ряду вторая слева - солистка джаза Зоя Григорьева, следом за ней Николай Победоносцев. Прямо под ним - трубач Иван Заливин.
Сегодня мало кто из тамбовчан знает, что в областном центре начиная с середины 30-х годов и заканчивая 50-ми в кинотеатрах играли самые настоящие джаз-оркестры. В кинотеатрах за 30 минут до сеанса начинался концерт. Полностью историю этих музыкальных коллективов сегодня не сможет рассказать никто. История Тамбова-музыкального очень богата и хотя джаз в нашем городе в свое время был очень популярен, материалов и свидетельств о нем почти не сохранилось.
Однако, в Тамбове живет удивительный человек - музыкант, композитор и поэт - Сергей Николаевич Победоносцев. Первый джаз-оркестр в Тамбове - в кинотеатре «Модерн» организовал его дядя Владимир Сергеевич Победоносцев.
- К сожалению с дядей я не был знаком, он скончался еще до моего рождения, но потом его дело подхватил мой отец - Николай и под его руководством джаз-оркестр в кинотеатре «Модерн» просуществовал до тех пор, пока джаз в СССР не запретили.
Владимир Победоносцев скончался после ареста. По свидетельству Александра Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ» тамбовский джаз был репрессирован.
«Кто помнит и в самом Тамбове, что в этом мирном 1940 году посадили целый джаз, игравший в кино «Модерн», так как все они оказались врагами народа?», - написал он.
Действительно, в тамбовской книге Памяти есть упоминание о первом руководителе джаза: «Победоносцев Владимир Сергеевич: родился в 1900 году в городе Тамбове, беспартийный, руководитель джаз-оркестра кинотеатра «Модерн». Приговорен Тамбовским облсудом 28 декабря 1940 года к 5 годам лишения свободы и 3 годам поражения в правах».
- Дядю арестовали по доносу. Тогда это было модно. Сообщили «куда надо» что он слушает западные радиостанции и западную музыку, - рассказывает Сергей Победоносцев. По его словам, даже будучи осужденным Владимир Победоносцев играл в оркестре, который состоял из таких же осужденных музыкантов как и он. Кстати в этом же оркестре играл выдающийся джазист, которого звали «белым Армстронгом»
Эдди Рознер.
Есть и другие свидетельства того, что случилось в 1940 году. К примеру, советский военный дирижёр, заслуженный артист Литовской ССР
Иосиф Манжух в письме к ученику Борису Турчинскому пишет: «Была и другая трагедия. В кинотеатре «Модерн» играл джаз под руководством Победоносцева. В оркестре играли и мой брат Владимир, и его друг, замечательный трубач Ваня Заливин. Однажды весь оркестр арестовали, и о судьбе музыкантов ничего не было известно. Мой брат не пострадал, так как за год до ареста был приглашён в оперу Саранска».
Иван Заливин был одним из лидеров оркестра. Он некоторое время прослужил старшиной военного оркестра Кавалерийского училища (затем на этой территории располагалось училище «связи») вместе с Ильей Шатровым - автором знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии». В 1934 году он стал победителем Всероссийского музыкального конкурса среди трубачей. Еще одним руководителем оркестра стал Николай Сергеевич Победоносцев - брат репрессированного Владимира.
- До Тамбова он играл в оркестре московского Центрального Дома Культуры, был тромбонистом, но так случилось, что по состоянию здоровья ему пришлось поменять инструмент и он стал барабанщиком и в то же время руководил оркестром, - рассказывает Сергей Николаевич.
Солистка джаза Зоя Алексеевна Карасёва (Григорьева), с которой нам тоже удалось встретиться рассказала, что пришла в джаз, которым руководил именно он.
Об этих музыкальных коллективах я узнала в 1946 году, мне было 17 лет и я поступила на первый курс музучилища. Тогда в Тамбове было три джаза - в кинотеатрах «Модерн», «Родина» и «Комсомолец» (располагался в помещении нынешней Лазаревской церкви). Музыканты из «Модерна» сами меня нашли и пригласили петь.
Тогда в оркестре были 3 саксофона, тромбон, две трубы, скрипка, аккордеон, ударные, пианино, контрабас. Зоя Алексеевна, которой в этом году исполнится 84 года, рассказывает, что пела она популярные песни военных лет - «Катюшу», «Огонек», «Синий платочек»
Оркестр же играл джаз. Настоящий джаз. Советскую и зарубежную музыку, к примеру, очень популярный тогда фокстрот. Там и инструменты были подобраны для джазовой обработки популярной музыки, - вспоминает она.
Джаз-оркестр «Модерна» выступал не только в Тамбове. Ездил и по городам области. Судя по сохранившейся афише, концерты проходили к примеру в 1948 году в моршанском кинотеатре «Октябрь».
В джазе «Модерна» Зоя Григорьева пела где-то три года. Потом, по ее словам, ее на год переманили в кинотеатр «Родина», а затем она уехала поступать в Кишиневскую консерваторию. После которой преподавала вокал в педучилище имени Ушинского.
- В «Родине» помимо джаза оркестр исполнял классическую музыку - Чайковского, Глинку, Римского-Корсакова, - рассказывает она.- Очень серьезные произведения. Но самым популярным в Тамбове был оркестр в «Модерне», джаз в «Родине» был вторым, третьим же - оркестр в кинотеатре «Комсомолец». Там тогда пела Анастасия Шереметьева. Джаз-оркестры были очень популярны в городе. Меня постоянно узнавали на улице, предлагали проводить до дома. В конце-концов я от этого очень устала, - рассказывает она.
В консерваторию Зоя Григорьева поступила в 1951 году. В 1957 году тамбовские джаз-оркестры были распущены, довольно долго просуществовав после постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере "Великая дружба" Вано Мурадели», где заклеймено «формалистическое направление, чуждое советскому народу». По результатам постановления вместе с Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым под раздачу, как буржуазное искусство, попадает и джаз, хотя в тексте постановления он не фигурирует. Само упоминание слова «джаз» в официальном контексте становится невозможным. Под запрет попали даже некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой - шестиструнная («испанская») гитара, саксофоны».
Именно тогда, в годы борьбы с «безродным космополитизмом» родилась популярная поговорка: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
- Оркестры были уничтожены Сталиным, - рассказывает Зоя Григорьева. - Он сказал, что джаз - это космополитизм и преклонение перед Западом. Все музыканты разошлись - кто учиться в консерваторию как скрипач Виктор Лиманский, духовики же устроились в военные оркестры военных училищ.
Руководитель джаз-оркестра кинотеатра «Модерн» Николай Победоносцев ушел работать методистом в тамбовский дом творчества. Скончался он в середине 80-х годов.
По словам Сергея Николаевича, вновь джазовые и вокально-инструментальные ансамбли стали появляться в Тамбове только в конце 60-х годов.
КСТАТИ:
Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку, считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). Самым же популярным был оркестр Леонида Утесова, созданный в 1929 году.
Победоносцев Сергей Николаевич
- заслуженный работник культуры России. Родился в 1939 году в Тамбове. Музыкант (фортепьяно), композитор, поэт. Начал писать музыку еще обучаясь в музыкальной школе, автор множества песен, романсов, произведений для фортепьяно, автор оперы «Федор Таланов» по пьесе Л.Леонова «Нашествие», посвященной Великой Отечественной войне. Героизм советских людей в годы войны в опере он раскрыл в вокальном цикле на стихи Мусы Джалиля. Учился в тамбовском музучилище, Саратовской и Московской консерваториях, преподавал фортепьяно в тамбовском педагогическом училище имени Ушинского. Автор двух поэтических сборников: «Время жизни» и «Мир вокруг».
- В консерватории меня часто спрашивали - не родственник ли я обер-прокурора Константина Победоносцева, - рассказывает Сергей Николаевич. - Я всегда говорил нет, потому, что нет прямых доказательств. Однако черты лица деда очень похожи на черты лица Константина Победоносцева.
Сейчас Сергей Николаевич музыку почти не пишет, а вот от стихосложения отказаться, по его словам, не может. Самый любимый его поэт - известный тамбовчанин Евгений Харланов, скончавшийся в 1993 году. По словам Сергея Победоносцева, стихи Харланова отличает удивительная яркость и точность метафор.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:
Заслуженный работник культуры, музыковед и краевед Олег Алексеевич Казьмин - один из немногих, кто хранит историю Тамбова-музыкального. По его словам, джаз-оркестры в городе были событием выдающимся. Он и сам пел в джаз-оркестре кинотеатра «Родина» в 49-50 годах, будучи студентом музучилища.
- Первый оркестр в «Модерне», созданный в 1934 году, был просто выдающимся как с точки зрения исполнительского мастерства участников, так и с точки зрения популярности. Там играли не просто профессиональные музыканты, а дипломанты Всероссийских и Всесоюзных конкурсов. Правда изначально он назывался «оркестром струнных инструментов, созданным по подобию столичных оркестров в кинотеатрах». Вторым в 1937 году в Тамбове появился оркестр в кинотеатре «Комсомолец», который располагался сначала в здании картинной галереи, а затем в здании нынешней Лазаревской церкви. Затем оркестр организовали в кинотеатре «Родина», открывшемся чуть позже, и наконец в кинотеатре «Заря», здание которого не сохранилось. В «Заре» оркестр просуществовал менее года. С точки зрения приобщения тамбовчан к музыкальной культуре оркестры сыграли огромную роль. Если на концерты симфонического оркестра в музучилище приходили немногие, то на последних сеансах кинотеатров, когда там играли оркестры, всегда был аншлаг. Я считаю, что решение о роспуске оркестров было неверным, но такова была политика. Деньги которые шли на их финансирование отдали самодеятельности.
Кстати, сведения Солженицына о том, что оркестр был полностью репрессирован, по моим данным, неверные. На допросы в НКВД ходили конечно же все музыканты, но осудили только Владимира Победоносцева и Василия Казьмина, игравшего на банджо. Но последнего вскоре отпустили.
Еще одного замечательного музыканта репрессировали по доносу во время войны - преподавателя музучилища, композитора
Федора Кадичева. За то, что он предложил организовать музыкальные бригады, вместо того, чтобы использовать музыкантов для рытья противотанковых рвов. Толку от этой работы было немного, а музыканты сбивали себе руки до крови. Кадичева обвинили в антисоветской деятельности. В лагере его посадили в карцер и забыли о нем! В итоге он скончался от воспаления легких.
P.S. Кстати, педучилища имени Ушинского уже нет. Его удачно «переварил» ТГУ имени Державина. Училище растворилось так же как и институт культуры в свое время. Теперь там располагается один из факультетов ТГУ. Под вопросом и существование здания кинотеатра «Модерн», несмотря на уверения властей в том, что они намерены сохранить памятник истории и культуры, здание медленно, но верно разрушается.
Владимир Победоносцев
Николай Победоносцев
Фото из архива Сергея Победоносцева
Джаз в "Модерне"
Джаз на улицах Тамбова
Николай Победоносцев в московском джазе
Николай Победоносцев на музыкальной конференции с участием какого-то секретаря обкома
Зоя Григорьева
1948 год. Зое Григорьевой - 19 лет
Солистка Зоя Григорьева и пианистка-аккордеонистка Людмила Винклер
Сергей Николаевич Победоносцев
Олег Алексеевич Казьмин
Афиша тамбовского джаз-оркестра 1972 года