А кто такие староверы?

Nov 06, 2012 17:04

Небольшой отрывок из газетной статьи. В ней иеромонах РПЦ МП рассказывает свои впечатления о староверах-беспоповцах.

"- А что же местные-то? - повторяет вопрос Женя. - Из-за староверия своего, что ли, в помощники не рвутся?

- Конфликтов со старообрядцами не было? - вторю ему.

Батюшка крестится:

- Нет, всё слава Богу... Они как бы сами по себе. Сначала присмотрятся, а потом уж могут подойти. А так - нормально... Ну, это народ такой. Я вот прихожу в тамошнюю библиотеку, книги читаю - и за всё время с библиотекарем только несколькими фразами обменялись. Однажды всё же разговорились, и стал я журналы православные ей приносить, она читала, понравилось. И только потом откровенный разговор получился. Рассказала она о своём дедушке-старовере, каким тот непростым человеком был. Были у него предсказания о будущем, а теперь уже о нашем времени - будто мужчины станут женскую одежду носить, а женщины в мужскую одеваться. В то время это казалось фантастической выдумкой...

Считаю, что к местному старообрядчеству надо с уважением относиться, это же наш, русский народ. Жалко только, что они беспоповцы. Но это дело я хотел исправить - с самого начала была задумка храм единоверческий построить, чтобы служить в нём по старому обряду. Будучи в Москве, специально съездил в Михайловскую слободу, в единоверческий приход, чтобы подучиться и старые служебники приобрести. Их настоятель, отец Евгений, дал мне кое-какую литературу, подсказал, где ещё прикупить можно. И вот в Новом Бору попробовал я по-старому служить, но понял, что не простое это дело... К тому же местная старообрядческая община прознала про мои начинания - не знаю уж как. Наверное, от тех староверов, что к нам на службы заходят. И вскоре слышу, что Алексей, который у них главный в Усть-Цильме, стал исполнять священнические требы - венчать людей. Хотя как мирянину это ему не положено, только исповедовать может. Потом бабки старообрядческие приходили к «нашим» старообрядцам: мол, не ходите к ним, никонианам, «у нас тоже есть причастие». А какое у них может быть причастие, если нет священства?

Батюшка удивлённо разводит руками, а я припоминаю:

- Они вроде так рассуждают: поскольку у них есть желание причаститься Святых Тайн, но не имеют таковой возможности, то это желание им вменяется за причастие и покрывается Святым Духом.

- Не знаю, не знаю... Хорошо, что после моих попыток служить по старому обряду они стали задумываться над этим. Эти попытки я оставил, потому что всё же нужен знающий человек. Да и в Новом Бору не так уж много старообрядцев осталось. А вот в Усть-Цильме единоверческий храм обязательно открывать надо. Там он и до революции был.

- А мне довелось у нас в Коми видеть самодеятельных единоверцев, - делюсь с батюшкой сведениями. - Живут они в Чупрово - на краю Удорского района, почти на границе с Архангельской областью. При мне служили обедницу, читали акафисты по старым рукописным дедовским книгам, а когда приезжал священник из епархии, то причащались. И вот недавно, слышу, они обратились в епархию с просьбой о канонизации Степаниды Петровны Коровиной. Мы о ней писали - это старообрядческая иконописица, ведшая монашеский образ жизни, арестованная во время Пасхальной службы в 1936 году и принявшая смерть за Христа (Райские сады крестьянки Коровиной, «Вера», № 437).И тем самым владыку нашего поставили перед сложным вопросом. С одной стороны, бывшие староверы почитают свою мученицу-землячку и хотят просить её молитвенного заступничества, а с другой - она же была из беспоповцев, как её канонизировать? Даже местночтимой святой сложновато назвать.

- Да... Не просто тут всё, - вздохнул батюшка. - На Бога надо полагаться... К истине разными путями идут. Есть у нас в Бору одна старообрядка, её родственник Георгий в нашу церковь давно уж ходит, простой такой парень. И вот этой старообрядке сон приснился: увидела она голубей, клюющих хлеб, смоченный вином. Стала она спрашивать у всех, что за сон такой странный. Даже в Усть-Цильму к старообрядческому наставнику Алексею обращалась. Потом пришла ко мне с тем же вопросом. Говорю ей: «Это Святое Причастие. Вам причащаться надо». Она: «А как я буду причащаться, у нас этого нет». - «Так приходи к нам». И потихоньку к нам она перешла. И сейчас радостная такая!

Ей Сам Господь помог. И это даётся простым сердцам, которые верят в простоте... А на самом деле староверы - народ очень отзывчивый.

- Серёга рассказывал, вам какая-нибудь старообрядческая семья завсегда баню затопит, к столу пригласит, сёмужкой угостит. Так ли это? - спрашивает Женя.

- Да, радушные люди, - кивнул батюшка. - Но это, наверное, общее для северян, которые ещё не испорчены цивилизацией. Вообще, что нам делить? Помню, в Усть-Цильме на Вербное воскресенье проезжал я мимо старообрядческой церкви, а оттуда люди выходят - радостные такие! И вот я смотрел на них: ну разве они не наши, не русские, не православные?!

Другое дело, что настоящих старообрядцев, которые бы всё соблюдали, очень мало осталось. Им или обратно в старое благочестие идти надо, или к нам в церковь. А быть между-между - это не дело".
Вера-Эском №669, "НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ"

никониянство, староверие, житейское, текст

Previous post Next post
Up