Английский мыслитель Томас Гоббес и ...

Nov 02, 2012 12:28

Андрей Щеглов на своем форуме пишет о нем.

Андрей Щеглов
[Москва] [26.09.2012 в 21:22]
"Любопытные сведения, относящиеся к нашей современности нашел. Жил некогда философ Т. Гоббс (Гоббес)(1588-1679 гг.), сей досточтимый материалист обитал в Англии, но его ветхозаветные интеллектуальные испражнения по сию пору отравляют человеческое существование. Почему то России досталось более всего?
Томас Гоббес считал, вслед за своим другом Ф. Бэконом, что все гипотезы о конечных причинах есть «бесплодные девы» и признал научное значение только за индукцией и наблюдением. По его учению, в мире нет ничего бестелесного, духовного, нематериального. То, что мы называем духом, только утонченное физическое тело, недоступное нашим чувствам. Не отличаясь ничем существенным от животных, человек не имеет никакой свободной воли, а следовательно, не может быть речи и о грехе. В мире, как и в области человеческой деятельности, все подчинено закону необходимости, поэтому нельзя указать никакого существенного различия между добром и злом: как то, так и другое должны быть по необходимости. По мнению Гоббеса, только одна праздная фантазия богословов и метафизиков могла изобрести такие химерные представления, как абсолютное благо, абсолютное зло, абсолютная нравственность, абсолютная справедливость. Добро - то, что нам полезно, что для нас выгодно, а зло - то, что нас невыгодно и неприятно. Наивысшая добродетель состоит в умении удовлетворить своим личным требованиям. Добро и зло - понятия относительные и условные, достоинство которых определяется каждым по его собственному усмотрению. И вот здесь самое интересное: Гоббес ставил интересы государства выше интересов частных лиц, только государство может определять, какие действия и явления следует признать добрыми, какие злыми. Воля государства есть безусловный и верховный закон. Что оно повелевает, то добро, что оно запрещает, то зло. «Установлять понятие доброго и злого, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного исключительная принадлежность гражданских законов, что законодатель объявил как доброе, что запретил как худое - так тому и быть. Посему если закон повелевает что-нибудь определяет, то оно не будет воровством, прелюбодеянием, хотя бы оно и было таковым на самом деле. Государству каждый обязан повиноваться во всем беспрекословно, в том ли, что оно предписывает относительно богослужения, в том ли, что устанавливает для строя и порядка жизни или даже относительно чисто спекулятивных мнений… Закон не может быть несправедлив». Hobbes Thomas. Letters upon Liberty and Necessity London, 1843.
Применительно к нашей теме, становится ясным откуда никониане взяли свои идеи: полное подчинение личности государству, контроль государства над всем человеческим бытием, относительность добра и зла, устанавливаемые только государством, которое Гоббес ласково называл Левиафаном. Как писалось в дремучие советские времена: "Методологической основой моей работы являются труды классиков марксизма-ленинизма". "Великие" никонианские реформаторы не просто читали абстрактного классика Гоббеса, а черпали из живого источника. В этом источнике и Никон, и Петр Первый и все последующие "реформаторы", заканчивая современным крошкой Цахесом (Путиным)".
http://a.mod-site.net/gb/u/staropomor-1.html

историософия, никониянство

Previous post Next post
Up