В субботу мы колонной пяти одинаковых танков ездили смотреть Воскресенские абзетцеры. Это не распространенный туризм с автобусами, экскурсоводами и палатками с сувенирной продукцией. Это альтернативный туризм, который предполагает как минимум удаленность и труднодоступность всех мест. Большим плюсом является отсутсвие бешеного потока туристов, зевак и толпы. Минусов лично я не вижу.
Воскресенские абзетцеры это определенная техногенная мекка всех джиперов и любителей внедорожья. Добраться для нас туда довольно просто, а если заплатить за въезд через шлагбаум так и вовсе особого бездорожья не будет, так - песочек... Мы же ехали по просеке ЛЭП, на которой успешно все по очереди сели и потягали друг друга из говен. Наградой нам, после выезда из леса, стала основная цель нашей поездки - абзетцеры.
1. Знакомьтесь - абзетцер
На самом деле, читая различные отчеты в интернете, я представляла себе их больше, в разы больше. А так они конечно огромные, но нет такого «нифига себе какой огромный!»
2. Вроде и не такие большие... хотя... :)
Это многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710, добывающий на данный момент песок для предприятия Кварцит. Обслуживать и работать на нем должна смена из 5 человек, но сейчас (и мы так поняли уже давно) на нем работают всего двое мужчин и третий, который перегоняет ж/д состав с десятком вагонов от абзетцера до предприятия и обратно.
Работники с радостью принимают таких «неожиданных» гостей, как мы и проводят экскурсию по абзетцеру за 150р с человека. В нее входит рассказ о тяжелой судьбе именно этого последнего абзетцера, о распиленных на лом и просраных других подобных машинах, рассказывают принцип работы и предоставляют возможность полазать везде, кроме разве что каптерки-кухни, под своим чутким надзором, предупреждая где «можно провалиться, поэтому аккуратно», «тут лучше покрепче за перила держитесь» и «на крышу хотите? только аккуратно, а то мы за вас потом задолбаемся в песке закапывать огребем и сядем».
Takraf Ers 710 был произведен в ГДР в 60 годах прошлого столетия. Этот, по словам рабочих, последний в России (спорить не стали, возможно подразумевается именно эта модель). Современные аналоги, конечно производят и сейчас, но наше правительство и руководства заинтересованных предприятий не приобретают новинки, а выжимают последние соки из имеющегося.
3. Takraf Ers 710
Абзетцер имеет ковшовую раму, подвешенную на шести независимых лебедках, с замкнутой неприрывной схемой хода из ковшей. Лебедки позволяют регулировать длину рамы поднятием крайних сегментов. Копают песок «до воды», затем переходят дальше. Выработка и весь карьер идет по веерному типу.
4. Ковшовая рама
5. Лебедки
6. Ковши
Зачерпываемый ковшами песок, попадает внутрь машины на крутящийся диск и оттуда на вторую стрелу - отгрузочную ленту. Скорость погрузки составляет 1 минута на вагон (хотя опять же в отчетах встречается разное время, а у нас не было возможности самим это все увидеть, тк электричество кончилось во время сильного ветра и дождя махину, работающую на электричестве, обесточило «видимо опять где-то дерево на провода упало» ©
7. Крутящий диск
8. Отгрузочная лента
9. Отгрузочная лента
10. Путь по ленте к отгрузочной воронке (воронка за кадром)
11. Неожиданное фото от фотографа, который был с нами - вся семья над кабиной оператора отгрузочной ленты
Помимо быстроты погрузки, предусмотрена и непрерывность процесса: воронка погрузки разделена на 2 части (см фото 1 или 2) и при смене вагона песок перестает сыпаться из одной части и подается на другую, тем самым ничего между вагонами не просыпается.
Передвигается абзетцер на 6 гусеницах, вес каждой порядка 280 кг.
12. Аня и абзетцер
Нам не повезло и из за отсутствия электричества мы не смогли посмотреть как абзетцер работает. Так же обламалась возможность покататься на шагающем экскаваторе НКМЗ ЭШ-11/70, который стоит рядом. Он применяется для вскрышных работ, удаляя верхние слои почвы и освобождая тем самым, доступ к полезным ископаемым для многоковшового коллеги. Нам предложили залезть на его 70 метровую стрелу, но что-то никто так и не решился, да и ветер был не дружественен к такому залазу...
13. Шагающий экскаватор
Конечно машинки требуют ремонта, поддержки, финансирования и ухода. Но кому до этого есть дело? Местами железо уже сгнило и обсыпается, финансирования на ремонт и поддержку не выделяют, так что работают, как и много в нашей стране, на соплях, матюках и русском авосе. Я спросила у работников на сколько по их оценкам хватит еще именно этого абзетцера, ответ был неутешительным «лет 7-9 еще прослужит, если без ремонта, с ремонтом и уходом он может проработать еще долго, но никого это не интересует. Сейчас выработка упрется в газопровод и все...» Жалко махину, как и многое, что похерили неумехи коррупционеры, стоящие у руля и думающие только о своей выгоде.
14. Предупреждающие надписи
15. Кабина оператора абзетцера
16. Машинный зал
17. Железо гниеет... В дырке крутящий диск
18. Машинный зал
19. Датчик
20. Наши танки отдыхают
21. На крыше - муж фотографирует меня с Аней (из за дождя не мотала слинг - зря...), а фотограф нас троих
22. Мы с Аней на крыше чувствую Аня, когда будет рассматривать свои детские фото, будет откровенно охреневать
23. Вагоны ждут погрузки
24. Вид сверху от фотографа, который был с нами
25. Отличный вид
26. Дорога...
Выпив чая и разделившись на тех, кому хватило впечатлений и кто поехал домой и тех кому мало конечно нам мало!, мы выдвинулись на следующую точку - карьер в поселке Фосфоритный.
27. Приехали на карьер
Место, конечно, завораживающее: лес и гора из белого мягкого песка. При чем лес - он где-то там внизу, а перед вами только песок и небо. И посередине этой песчаной горы в искусственной плоской воронке - озеро.
По слухам именно на этой горе снималась часть фильма Кин-дза-дза но слухи такие слухи и какому только месту съемки кин-дза-дзы не приписывают!
28. Наш танк
29. Песок и озеро
30. Небо и песок
«Ученые утверждают, что фосфориты не представляют опасности для здоровья человека, только если они передозированы в качестве удобрений для растений, и человек питается этими растениями систематически. Однако, в Интернете не утихают жаркие споры касательно того является ли песок в Фосфоритном опасным для здоровья человека или нет, коррозирует ли от этой химии кузов автомобиля, можно ли купаться в этом рукотворном озере и т.п. Ведь озеро посередине карьера - технологическое. В него идет жидкая пульпа (отходы, пустая порода) от фосфоритов.
Валяющиеся по краям карьера ржавые трубы - не металлолом, а часть технологического процесса! По мере поступления породы с водой по трубам, наращивается и техническое озеро и масса песка по берегам. Соответственно повышается общая высота этого сооружения. Трубы засыпаются. Для того, чтобы процесс не останавливался, придумали два дублирующих друг друга трубопровода. Трубы поочередно перекладывают по обеим сторонам берега. Поэтому, кажется, что они валяются никому не нужные, на самом деле их разбирают. Просто сначала действует один трубопровод, наращивает массу своего берега, а потом включают другой. При этом тот, что уже отключен, разбирают и перекладывают повыше, чтобы он в песке совсем уж не утонул. Так что валяющиеся по краям пустыни трубы совсем не металлолом, а настоящий инопланетный индустриальный пейзаж из мельчайшего бело-серого песка и ржавых труб, по которым когда-то шли грунтовые отходы после изъятия полезных ископаемых.» (
отсюда)
31. Песок
32. Наш танк в песке
Место неоднозначное, если откинуть именно техногенное происхождение и забыть о потенциальной опасности, то прямо идеальная огромная песочница и место для летнего пикника.
33. Хорошее место для фотосессии
34. И не верится, что такой пейзаж можно найти всего в какой-то сотне километров от Москвы
35. Анечка с папой
36. Ну и со мной
37. Чай перед стартом
После еще 2 машины остались искать коробочки по геокешингу, а мы отправились домой. Конечно мы словили перекрытие перед Жуковским, тк всех выпускали с МАКСа, но мы же на внедорожнике и благодаря этому и всяким внедорожным срезкам выбрались из стояка и какими-то огородами и полями медленно двинулись в сторону дома, посмотрев просто шикарный восход полной луны и любуясь мистическими пейзажами.
38. Закатная мистика
Кто дочитал и досмотрел - молодцы!!! А то мне иногда кажется, что пишу куда-то "в стол" и никто это все не смотрит и не интересуется вон в топе одно говно и белье грязное висит, аж обидно.