Оригинал взят у
alternativeclub в
Апостол анархизма 30-го мая 1814 г. родился один из основоположников идеи анархизма Михаил Александрович Бакунин. Это была поистине колоссальная личность, сочетающая в себе как глубокого теоретика, так и непосредственно пламенного бунтаря.
Именно Михаил Бакунин первым описал структуру свободного общества, как противовес и монархизму, и зарождавшейся представительской демократии - федерализм, ту самую "власть" советов (синоним - прямая демократия), которую впоследствии поднимут на своих знаменах большевики, построив, правда, на практике, абсолютно противоположную систему - тоталитаризм. При этом государство - т. е. отчужденную власть - великий анархист критиковал не только как структуру, ущемляющую права человека, но и как калечащую и извращающую саму душу - "Власть уничтожает лучшее в человеке" - и это касается как тех кто господствует, так и тех, кто подчиняется.
Также Михаил Александрович прекрасно понимал, что свобода политическая без экономической (т .е социализма - истинного, а не государственного капитализма, построенного в СССР) - невозможна. А, в свою очередь, экономическое равенство без политической свободы, даже как временная необходимость - "диктатура пролетариата" - в конечном счете ведет к чудовищному бесправию. "Свобода без социализма - несправедливость и привилегия, социализм без свободы - рабство и скотство" - как глубоки эти слова, в свете нашего исторического опыта! Именно на этих идеях порождается глубокий идеологический конфликт между идеями Бакунина и Маркса. который впоследствии приведет к расколу Первого интернационала.
Но едва ли не самая глубокая критика - это критика религии. Один из основоположников анархизма провозглашал - "Если мы оставим одного Господа на небе - то получим тысячи господ на земле!". Критика против идеи Бога имеет под собой, в данном случае. не столько научно-материалистическую почву, сколь именно гуманистическую. " Заменяя культ божества уважением и любовью к человечеству, мы провозглашаем: человеческий разум единственным критерием истины, человеческую совесть основой справедливости, индивидуальную и коллективную свободу единственной создательницей порядка в человечестве." - это отрицание любви к Богу во имя любви к Человеку.
При этом сама свобода анархизма - гораздо глубже либеральной: это не только свобода в правах и возможностях, но это и внутреннее освобождение личности, а потому - "Свобода одного человека не ограничивается, а расширяется в свободе другого человека". Чем больше вокруг меня свободных людей - тем и я сам свободнее.
Средством достижения вольного общества Бакунин видел именно в бунте - от локальных до повсеместного, именно отсюда и его лозунг - "Страсть к разрушению - творческая страсть!".
Насколько Михаил Александрович был личностью колоссальной, настолько же неоднородной и нелинейной. Будучи в юности славянофилом, Бакунин, со временем осознав, что отдельный народ не сможет добиться воли, что только всемирная борьба может привести к освобождению, приходит к революционному космополитизму - "Мировая революция - вот наше отечество!".
Один из "отцов" анархизма был также, как написано выше, и активным практиком борьбы - он был, кроме всего прочего, и одним из руководителей восстания в Дрездене. И здесь, также высказывается неоднородность личности Бакуина - анархист предложил поднять на баррикады... Сикстинскую Мадонну - "Прусаки так любят искусство. что не посмеют стрелять по ней!". Мог ли тонкий философ, почитатель Гегеля и в целом - человек богатой культуры и высокого образования, коим был Михаил Александрович, недооценивать великий шедевр? Или здесь сыграл свою роль макиавеллизм, которого придерживался Бакунин - "цель оправдает средства"? Скорее, на мой взгляд, любовь ко всему человечеству превысила любовь к творению (пускай даже столь высокому), одного из его сынов.
Из апостола анархии и не следует делать "белого и пушистого" - он, как личность колоссальная, может себе позволить и временные заблуждения, и неоднозначные темные моменты своей жизнь - как его знаменитая "Исповедь", написанная в Алексеевском равелине, куда он был посажен после выдачи России австрийскими властями - в которой он фактически просит Николая I о помиловании. Любые "сумерки" его души освещаются титаническим пламенем его веры в Свободу, неистовой борьбой за освобождение всего человечества, где бы Бакунин не находился - в Петропавловской крепости или тюрьмах Европы (в одной их которых его продержали полгода буквально на цепи), на баррикадах Праги и Дрездена или в сибирской ссылке.
Стоит отметить и большую популярность, которой пользовался Михаил Александрович в среде протсых рабочих-анархистов, при чем, если на него ссылались - то не в идеологических спорах (анархисты предпочитают авторитет истины истине авторитета), но именно как на моральный ориентир. Также довольно интересный момент описывает другой выдающийся анархист - Петр Алексеевич Кропоткин, в своей автобиографии "Записки революционера": будучи в Швейцарии, на одном из собраний революционеров, теоретик анархо-коммунизма был свидетелем того, как некоторые молодые люди разговаривали чересчур неучтиво о женском поле в присутствии дам, при этом одна из них пожаловалась - "Как жаль, что здесь нет Мишеля (т. е. - Бакунина)! Он бы вам задал трепку!". "Сексизм!" - презрительно назовут такое отношение к женщине многие представители современного российского анархического движения. Что и говорить - нет, сейчас, среди нас таких великих душ!
***
"Времена - что ни день - становятся серьезнее" - с таких слов начинается одна из статей Бакуина, аналогичные слова мы, со всей ответственностью, может отнести и к современному историческому этапу. "Оккупирую Уолл-стрит", манифестации против мер жесткой экономии во многих странах Европы, собственно сам мировой экономический кризис, наконец массовые протесты и в России - прекрасно показывают, что мир все так же полон противоречий, человечество все так же жаждет свободы и готово бороться за неё! А значит - нужны еще руки, чтобы загребать каштаны из пламени! Как найти в себе силы для этого? Ответ нам дает Михаил Александрович Бакунин - его труды, все еще современные и полыхающие пламенем неистовый свободы, сама его фигура - светоч, указывающий путь бескомпромиссной борьбы за Свободу и Счастье Человека. P.S. Извините товарищи, поздно сел за комп - часов в 11 вечера, поэтому не совсем вовремя написал пост.