В лучших тенденциях последних недель писать о премьере "Манон" в "Стасике" стоило бы в сравнении с недавними гастролями королевского балета, на которых эта Макмиллановская штучка отгремела аж четыре раза. Исполнение с английским акцентом прошло мимо меня, сравнивать мне не с чем. Только лишь один состав с другим.
Не вдаваясь в детали, хочется сразу сказать, что первый спектакль понравился больше. Дальнейшие высказывания могут быть не в пользу этого тезиса, так что тут требуется пояснить. Для меня этот стиль и эта хореография - абсолютно новые. До этой премьеры имелось некоторое представление о Макмиллане, но весьма пространное. Мне кажется, и это не только мое мнение, что самое сильное впечатление "Манон" производит при первом просмотре. По-моему, абсолютно удивительная сценография, движения, костюмы, накал страстей. И это при том, что сама история не является столь животрепещущей хотя бы потому, что это рассказ де Грие, который хоть и исполнен чувств, но в меру бесстрастен. Да и не совсем та история нам рассказывается, нежели в повести. Макмиллан берет любовную линию (абсолютный триллер) и делает центральной фигурой саму Манон.
Наталья Сомова и Татьяна Мельник показали двух абсолютно разных девушек. Обе Манон бесспорно невиданной красоты, обе не представляют свою жизнь без денег и развлечений, но Сомова смотрится более кроткой и этим напоминает тот сияющий образ, который рисует де Грие в повести Прево. Вторая девушка будто дает посмотреть на главную героиню другими глазами: не влюбленного в нее до безумия студента, а ее окружения. Техничнее бесспорно кажется Сомова, которая меня в свое время совсем не впечатлила в "Лебедином", но в Мельник чувствуется какая-то искра праздности, слабости к деньгам и импульсивности ее образа жизни. Все выходит на то, что Манон у Татьяны Мельник обладает большей витальностью и меньше напоминает "ангелоподобный образ", так милый сердцу Де Грие.
Сложно сказать, какому кавалеру отдать предпочтение. В роли юного студента мне удалось увидеть Ивана Михалёва и Альбана Лендорфа. Лично я возлагала большие надежды на второго (или вообще не на этих товарищей, но это другое). На деле же вышло, что довольно выигрышно смотрелся Михалёв: рост, статность, скромность (может и излишняя). Недостатком было слишком робкое исполнение и отсутствие какого-то чувственного контакта с Манон. Он был слишком возвышенным (во всех смыслах). Макмиллан, как мне показалось, вовсе не брался за раскрытие глубоких переживаний Де Грие относительно его поступков. Иначе бы осталось нечто большее от повести, чем любовная линия. Кавалер Де Грие тут не так многогранен: он юноша, поддавшийся даже не столь соблазну, сколько чарам любви. Лендорф выглядел именно таким: готовым на все ради любви Манон, как и задумывается, и его образ еще дальше от моралистских идей Прево. Хореография в его исполнении выглядела легче, не по-школярски, не было впечатления "инородности" ее, однако это все - поверхность, так или иначе. Хотя, может, это только я ищу в этом всем глубину.
Не могу не упомянуть партию Леско. Этот персонаж в повести окрашен очень однозначно самим рассказчиком: подлый, хитрый, алчный. Интерпретации двух танцовщиков же производили разное впечатление. Смилевски в этом отношении был более приятен, также он мне показался темпераментней Соболевского, хотя второй увереннее себя чувствовал в этой хореографии. По части танцевального текста очень интересен, конечно, эпизод на вечеринке у Господина Г. М., куда вваливается абсолютно пьяный Леско. Макмиллан довольно забавно сочетает здесь все телодвижения, сопутствующие внушительному опьянению, с откровенным балетным трюкачеством. Не исключено, что на меня влияет эффект первого просмотра, но предпочтение в этой роли бесспорно отдаю Смилевски: было в нем что-то особенно обаятельное.
Балет вышел зрелищным, этого у него не отнять. Пышность хореографическая и сценографическая не может не ласкать взгляд любителя полноценных балетов,однако даже не обращаясь к "каноническому" английскому исполнению, могу сразу сказать, что работы непочатый край. И это, собственно, хорошо, так как есть, куда расти. Как говорит В.А. Гергиев: "Не важно, как пройдет первый спектакль. Важно, как 25-й."
4.07.14 - 5.07.14 Манон. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.