И вот очередной раз (в третий) я посетила Выпускной спектакль Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой (это так пафосно называется, но на билете все значится как Экзамен АРБ). Этот год для Академии интересен тем, что и до нее родимой добрались длинные руки борьбы с коррупцией (в народе это называется перемены):сняли ректора Веру Дорофееву, проректора Фомкина, Асылмуратову (всеми детками нежно любимую, и было, за что), хотели назначить туда худруком Лопаткину... Если быть краткой, то произошло очень много всего, а в итоге появился тренажерный зал для мальчиков и ректором стал НМЦ (который меня сегодня два раза чуть не сбил с ног). Каким бы ни был этот год, кончился он ровно так же, как и другие - большим отчетным концертом в Мариинском.
Концерт показался мне длинным, хотя я не скучала. Первым отделением шел балет "Консерватория" (интересно, почему он так называется), хореография Бурнонвиля (ну подняли так подняли). Вообще вещица прелестная, хочется даже сказать, что напоминает ожившие картины Дега, но увы.
(здесь следует огромный перерыв дней эдак в пять)
Из-за моей лени я не дописала все сразу, часть впечатлений ушла, но я убеждена, что время лечит, а еще смывает всю отрицательную слизь.
Про "Консерваторию" (точнее исполненный фрагмент "Школа танца") может и хочется сказать что-нибудь не очень приятное, да язык не поворачивается. Это не Дега, я так же стою на этом, как и пять дней назад: это больше про сам балетный класс, а не про жизнь танцовщиц в нем. Если по самому балету пройтись безотносительно к исполнению, то немного странным персонажем является балетмейстер (Евгений Кузнецов). Его образ совсем не похож на Энрико Чекетти в ноймайеровской миниатюре: здесь не зрелый и уважаемый мужчина в костюме (с длинной палкой?), а такой же танцовщик. Ну ладно, не совсем такой же - премьерского уровня. Он ничего не показывает классу, не поправляет, просто мирно прохаживается, а в конце и вовсе затмевает всех солистов своими прыжками. Отвлекаясь ото всех деталей - название, костюмы, - можно рассмотреть в "Школе танца" прошлогодний номер "Виват, Академия!", который из себя ничего не представлял, но был таким основательным "парадом производственных мощностей". Я не хотела ничего ругать, но пора сделать отступление в виде моего особого "фе!". У всех тонцовщиц были чудесные белоснежные длинные пачки с разными лентами на поясе, которые сзади завершались феерически безвкусными бантами. Что до мужских костюмов, то там не к чему придраться: образцовые мальчики хорошего поведения.
Во втором отделении нас ждала традиционная "солянка". Начали с внушительного pas de quatre "Розарий" из балета "Пробуждение Флоры". К слову, спектакль и в репертуаре Мариинского присутствует, хотя последние лет пять не объявлялся. Половину времени я потратила на то, чтобы понять, кто здесь Диана, кто Флора, а кто Геба с Авророй. На минуту почувствовала себя даже какой-то "тугой" на ум, но из танцев этого совершенно нельзя было понять. Как, впрочем, и из костюмов.. Номер меня навел на мысль, что женский контингент в Академии не просто не мельчает, а... (пропускаю из уважения к тяжелому труду все комментарии). Короче, кость, знаете ли, местами широка. Великолепные пачки а-ля XIX век никак не пытались это скрыть, даже несколько преувеличивали "достоинства", а "нежный трепет" юбочек в сочетании с волнением девочек делал все вариации еще более "нестабильными". В финале номера я задумалась: а почему бы не станцевать классический pas de quatre (Мария Тальони - Фанни Черрито - Люсиль Гран - Карлотта Гризи)? Он законченный по своему содержанию, интереснее, да и костюмы более удачные. (мечты-мечты)
Потом меня ждал "Танец с саблями" из "Гаяне". Гвоздем номера была сабля, которую погнула солистка. А в остальном... я больше гопак люблю, а такие "скачки", строго говоря, мне не сильно интересны.
Практически серединой стала "Чакона" Генделя в исполнении Кати Ялынской и Игоря Ячменева. Сложновато для вчерашних студентов. Так и хотелось сказать, что дуэтный танец - это не только танец, а еще особый контакт между партнерами, но , учитывая количество сложнейших поддержек, даже не стоит эту тему поднимать. Волнение тоже, наверно, сказалось. Это практически невозможно для "чистого" исполнения, по крайней мере учениками, хотя ребята не допустили никаких фатальных (и не фатальных тоже) ошибок.
Следующий номер активно призывал весь зал умиляться. "Детское pas de deux" (в редакции "несравненного" НМЦ) было не просто трогательным - ученики третьего класса, как никак, а действительно прекрасно и четко исполненным. Большой потенциал виден у мальчика (Дмитрий Задорожный): поддержки, умелые не по годам, внимательность к маленькой партнерше, хорошие прыжки. Его прелестная подруга (Ксения Андреенко) некоторые элементы выполняла чище своих взрослых коллег, а особенно хороши были руки (тут можно долго говорить о том, что руки должны "говорить", как и ноги и проч.).Ребята сорвали мощные овации не только в силу своей юности и трогательности.
Со сложными поддержками блестяще справился Леня Леонтьев в танго из "Золотого века" (хореография Ю. Григоровича). Это был единственный из всего вечера номер под аудиозапись. А что поделать: у нас оркестр пока симфонический, а не джазовый. Сейчас уже трудно воззвать к конкретным воспоминаниям. Могу только сказать, что номер эффектный, а ребята показали всем "кутёж".
Естественно, в любой гала надо как-то боком втиснуть Pas de deux Дианы и Актеона из "Эсмеральды". Мне кажется, вижу его каждый год. На этот раз Рената Шакирова была великолепна в роли Дианы, а вот Актеон немного "подкачал". Я понимаю, у меня завышенные стандарты (Матвиенко, Полунин...), но это было слабое исполнение. Солиста (Алишер Калибай) я видела в прошлом году на мастер-классе Сарафанова, где он блистал легкими прыжками и уверенными приземлениями. Увы, что-то на этот раз не срослось. Кстати, в этом номере чувствуется "менеджмент". Для "Розария" были сооружены здоровенные декорации, а кто-то умный (даже не знаю, кто бы это мог быть!) решил: ну что добру пропадать? Впихнем еще куда-нибудь, то есть в "Диану и Актеона".
В финале дивертисмента был не очень понятный номер - "Танец с кастаньетами" из балета "Лауренсия". Насколько я могу помнить, музыка из номера звучит в самом конце спектакля во время победного танца жителей "Фуэнте Овехуна", Лауренсии (обесчещенной, кстати) и Фрондосо. Здесь же под эту же самую мелодию происходит обычный псевдоиспанский танец с костюмами мальчиков в стиле "я у мамы матадор". Были два положительных момента, которые не понравиться не могли. Первый пункт: танец действительно был с кастаньетами, студенты продемонстрировали умелое владение ими, что очень непросто (Диана Вишнева как-то говорила об этом в своем мастер-классе, есть запись!). Второй - при всем странном стиле этого действа это было удивительно близко к фламенко и не выглядело дурацки и вызывающе, как многие испанские танцы в балетах. В антракте моя спутница поведала мне "авторитетные комментарии" дам (предположительно педагогов) из туалета: "Ну что это за руки?! А плечи? В "Лауренсии" стиль просто потерян!" Не стала бы причислять себя к однозначно согласным с этим тезисом...
Третье (и последнее) отделение состояло из одного Grand Pas из балета "Пахита", который давно умер и восстал из мертвых где-то в Новосибирске (спасибо Зеленскому). Основными компонентами гран-па была мазурка, миллион разных вариаций и па-де-де главных солистов. Я уповала на Ксюшу Жиганшину. При всей обаятельности и мастерстве, а она лучше всех исполняла фуэте (ногу не выбрасывала, а "подтягивала"), меня это не покорило. Я, пожалуй, придираюсь, хотя все выходило слегка грубовато. Видимо, сказывались руки. Очень жалко, что ее партнер (Виталий Амелишко) был практически в роли "подставки для солистки" (Пахита она такая). Но этот номер был очень торжественным, при всей бессмысленности (сюжета абсолютно нет), и потому стал таким грандиозным финалом вечера. В партере даже кто-то разбил бокал. Наверное, от счастья.
Подводя итог, скажу, что этот спектакль - колоссальное напряжение для студентов, и было видно, как ребята выкладываются на 101%. А мы тут переживаем, что у нас такие сложные экзамены.
В качестве диджестива хит-парад лучших рук:
1. Рената Шакирова
2. Ксения Андреенко
3. Анастасия Лукина (Аврора из "Пробуждения Флоры")
10.06.14 Выпускной спектакль Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, Мариинский театр.