В двух прошлых статьях я начал говорить про коррупцию ЖКХ. Кратко
описал базис, потом
предпосылки для появления коррупционных схем. Некоторые читатели упрекнули меня в том, что пишу излишне подробно, мол и так все ясно. Не думаю. Многие казалось бы простые вещи ясны далеко не каждому. Например про тут же уборку в подъездах. Далеко не каждый понимает, что грязный подъезд чаще всего является прямым свидетельством крупномасштабного воровства. Конечно только зарплатой работников дело не ограничивается. Тут уж у какого руководителя на что фантазии хватит. Например снос хрущевок. Кто-то подумает, ну какие деньги можно сделать на сносе старых домов. Все зависит от смекалки. Например начальник ДЕЗ проведет в отчете о расходе средств, что в домах произведена замена электрооборудования. Деньги конечно в карман, дома-то под снос идут. В таких домах можно и стены в подъездах «покрасить» на бумаге. Еще после выселения жильцов какое-то время там могут жить нелегальные иммигранты, которые за небольшие деньги заодно и территорию убирать будут. И не подумайте, что я фантазирую. К сожалению я рассказываю по вполне конкретным известным мне случаям.
В общем фантазия у воров богатая, не сомневайтесь. Но как правильно мне задали вопрос в комментариях к прошлой статье: неужели проверки не могут выявить всех этих нарушений и случаев такого масштабного воровства? Этот вопрос тут краеугольный. Давайте подробнее посмотрим. Для начала на примере тех же самых нелегальных иммигрантов.
Многих волнует факт того, что нелегальные иммигранты часто живут скучено в каких-нибудь подвалах или в одной квартире (они ведь и общие ресурсы воруют при этом). Разве так сложно их там найти и навести порядок? Разве представители обслуживающей организации или тот же участковый не знают об этом? Допустим какой-нибудь жилец потеряет терпение и устанет от того, что все его жалобы участковому и в ДЕЗ остаются без последствий и накатает жалобу в какую-нибудь высшую инстанцию. Там конечно этому очень обрадуются. Даже наряд полиции может приехать весь из себя радостный: найти жилье нелегальных иммигрантов это же счастье. Приедут, начнут выкидывать иммигрантов из подвала и ждать. Чего ждать? Пока старший нелегальный иммигрант не позвонит по связному телефону и к месту выселения не подтянутся нужные люди. Возможно это будет человек из управы, возможно из ФМС, представители ДЕЗа могут быть. После этого начнется торг: сколько отступных они дадут полиции, чтобы та оставила гнездо нелегальных иммигрантов в покое. После того, как договорятся по цене, уезжают, а иммигранты продолжают дальше жить. Но такие случаи конечно редки, потому что на этом поле все давно устаканилось и проколы бывают редкими. Все кому надо деньги получают исправно в конвертах.
А как быть со случаями «экономии» на численности персонала и их зарплатами? Вы что же думаете что в управах и префектурах об этом не знают? Чтобы эти схемы знать семи пядей во лбу иметь не надо. Поэтому любой директор ДЕЗа или подконтрольной «независимой» управляющей компании прекрасно понимает, чтобы усидеть на своем месте он обязан регулярно заносить кому надо. Каков объем таких подношений? Давайте просто прикинем. Только имейте в виду, эти цифры очень прикидочные, они с одной стороны основаны на фактах, которые мне известны, но с другой стороны я не могу сказать, что всюду цифры именно такие. Поэтому берем усреднено по минимуму (реальные цифры скорее всего сильно выше).
Для примера возьмем Западный административный округ Москвы. В него входит 13 районов: Внуково, Крылатское, Раменки, Солнцево, Проспект Вернадского и т.д. Обслуживающие организации (ГУП ДЕЗы) обычно имеют фиксированную сумму «экономии», привязанную к обслуживаемой площади. Потому что так легче считать (в первую очередь чиновникам легче). Для простоты примем, что каждый ДЕЗ должен отдать префектуре по 1 рублю (всего одному!) с каждого квадратного метра обслуживаемой площади. Сколько это будет? Площадь всего жилого фонда ЗАО на 1 января 2010 г. составляла 27,8 млн. кв. метров. Поскольку мы предположили, что с каждого квадратного метра отдается рубль, то сумма «калыма» высчитывается очень просто: 27,8 млн. рублей ежемесячно. Сколько это будет в год тоже посчитать не сложно. Если я скажу, что реально с квадратного метра может браться не 1 рубль, а более, то вы мне можете не поверить. Хотя и про 1 рубль тоже можете не поверить. А у меня доказательств нет. Чем и хороша такая схема. Это вам не госконтракт на строительство 100 реактивных самолётов, где изначально известна и сумма контракта и его итог, да все при этом подтверждено документально. А в ЖКХ этот огромный денежный коррупционный поток складывается из очень маленьких ручейков. Подумаешь подъезд редко моют… Вот такая схема примерно. Но документальных доказательств, повторю, у меня нет. Я не могу назвать имена конкретных чиновников, не могут указать даты и время и тип кейсов. Я просто описываю схему, а верить в нее или нет, личное дело читателя.
Надо понимать, что такие деньги делятся не между 2-3 чиновниками. Чтобы эта схема работала и никто не попался, в нее вовлечено огромное количество людей: от чиновников верхних городских эшелонов власти до самого последнего бухгалтера ДЕЗа. И участковые в обиде не остаются, и проверяющие комиссии. На всех хватает. Из этого теперь надеюсь становится понятнее, почему управы и префектуры так нервно реагируют на попытки частных и по настоящему независимых управляющих компаний войти на этот рынок? До очевидно же почему: потому что независимые УК в коррупционных схемах участвовать не будут, а значит общий денежный поток, идущий наверх, будет уменьшатся.
Однако есть и еще один интересный вопрос: кто сказал, что все директора ДЕЗов обязательно участвуют в этой схеме? Стал директором ДЕЗа честный и принципиальный человек, который не хочет в этом воровстве участвовать. Может быть такое? Вполне может. Честный человек тоже может стать директором ДЕЗа. Вопрос другой: как долго он на этой должности будет честным или даже так: как долго он останется директором и не окажется ли он однажды за решеткой. Но об этом поговорим в следующий раз.