На
сайте Минрегионразвития еще не так давно висел примечательный документ, озаглавленный «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На скане виден
адрес этого документа на сайте Министерства сейчас по этой ссылке выдается сообщение, что документ не найден. И не удивительно. Минрегион уже открестился от него, сообщив, что авторами является «рабочая группа под председательством
исполнительного директора НП ЖКХ „Развитие“ Андрея Чибиса», сам же Минрегион «не поддерживает инициативу по ужесточению отдельных норм ЖК».
Поскольку ссылка больше никуда не ведет, можно предположить, что Минрегион поставил крест на этом документе, признав его уж очень радикальным. Однако поскольку такой проект все же имел место, думаю общественности будет небезынтересно узнать, какие идеи веют в сферах, близких к ЖКХ. Сперва кратко:
Проект давал ресурсоснабжающим организациям куда большие права, чем у них есть сейчас. Например они смогли бы заключать прямые договоры с собственниками и нанимателям жилых помещений, минуя управляющие компании, ТСЖ и жилкооперативы. Но самое примечательное не это.
Одно из предполагаемых новшеств заключалось в том, что в случае возникновения двухмесячной задолженности у обслуживающей организации (ОО) перед ресурсоснабжающей организации (РО), РО имеет право созвать общее собрание жильцов и требовать от них платы напрямую, а также отказаться от исполнения договора. Представляете? Какой-нибудь ГУП ДЕЗ где-то замылил деньги, предназначенные на оплату потребленных ресурсов, а РО созывает собрание жильцов и требует, чтобы они погасили задолженность перед ней. Спрашивается, а если жильцы уже вносили эту плату в своей ГУП ДЕЗ или другую УК, то они должны повторно оплачивать потребленные ресурсы?
Но и это не все. Самое интересное, что проект предлагал снять запрет на продажу в счет долга единственного жилья, если сумма долга составляет не менее 5% от рыночной стоимости. Допустим квартира по рыночной стоимости оценена в 1 млн. рублей (для провинции вполне реально), то если сумма задолженности превысила 50 тыс. рублей, в судебном порядке квартира или ее часть может быть продана для погашения долга. Чтобы не быть голословным, под катом привожу наиболее интересные фрагменты проекта закона:
. . . . .
а) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
«2.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления, а также ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку в многоквартирный дом коммунального ресурса, в случае наличия у управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива иного специализированного потребительского кооператива, признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за такой коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).»;
б) часть 3 статьи изложить в следующей редакции:
«…Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 161 настоящего Кодекса, должно определять условия договора управления многоквартирным домом, договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с учетом перехода к ресурсоснабжающей организации обязательств по обслуживанию соответствующих внутридомовых инженерных систем…»
<Этот пункт не совсем понял. Как по мысли авторов проекта ресурсоснабжающие организации будут обслуживать внутридомовые инженерные системы?>
а) дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном настоящим Кодексом, гражданам, утратившим жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения в целях удовлетворения за счет таких жилых помещений требований, вызванных неисполнением обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными и денежных средств, оставшихся после покрытия расходов в связи с обращением взыскания на такое жилое помещение и его реализацией, а также удовлетворения требований кредитора, недостаточно для приобретения жилого помещения в собственность.»;
<То есть у собственника единственное жилье изымается и пускается на торги, но ему предоставляется муниципальное жилье>
«8.1. В случае принятия решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 161 настоящего Кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги, а также плату за содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, с использованием которых осуществляется предоставление таких коммунальных услуг, ресурсоснабжающим организациям.»
<Решением собрания обслуживание соответствующих внутридомовых инженерных систем может быть передано ресурсникам. Вопсро только как они это будут делать, ведь для такого обслуживания они фактически должны содержать огромный собственный штат ремонтников>
ж) часть 14 изложить в следующей редакции:
«14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной стосемидесятой от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.»;
з) дополнить частью 14.2следующего содержания:
«14.2. Управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт, а также их представитель (далее - кредитор) вправе обратить обратиться в суд с иском об обращении взыскания на жилое помещение (его часть), в отношении которого должником не исполняются указанные обязательства, и которое принадлежит должнику на праве собственности, для удовлетворения за счет этого имущества требований, вызванных неисполнением обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.»;
и) дополнить частью 16 следующего содержания:
«16. В случае ненадлежащего исполнения управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищнымкооперативом или иным специализированным потребительскимкооперативом, обязательств по оплате коммунальных ресурсов, приобретаемых для целей оказания коммунальных услуг и (или) связанных с содержанием общего имущества многоквартирного жилого дома, ресурсоснабжающая организация вправе:
при превышении задолженности за поставленные коммунальные ресурсы, признанной управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или подтвержденной решением суда стоимости соответствующего коммунального ресурса за два последних расчетных периода - потребовать внесения платежей за коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда, непосредственно ресурсоснабжающей организации….»
а) часть 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае отсутствия приборов учета, а также в иных случаях нарушения установленного порядка учета потребления коммунальных услуг (осуществления безучетного потребления) при определении размера платы за коммунальные услуги, а также размера платы за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, применяются повышающие коэффициенты, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные коэффициенты не применяются в случае отсутствия технической возможности установки приборов учета, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»;
Статья 16.1. Основания обращения взыскания на жилое помещение (его части)
1. Кредитор вправе обратиться в суд с иском об обращении взыскания на жилое помещение (его часть), принадлежащее на праве собственности гражданину, не исполняющему обязанности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, (далее - должник),в порядке, установленным настоящей статьей, если оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, для удовлетворения за счет этого имущества требований, вызванных неисполнением обязательств по внесению платы за жилое помещение, …
3. В обращении взыскания на жилое помещение (его части) может быть отказано, если допущенное должником нарушение обязательств крайне незначительно и размер требований кредитора явно несоразмерен стоимости жилого помещения (его части) и при этом у должника имеются иные источники для погашения задолженности или имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Нарушение обязательства может быть признано крайне незначительным, а размер требований кредитора быть признан явно несоразмерным стоимости жилого помещения (его части) при условии, что на момент принятия судом решения об обращении взыскания сумма неисполненного обязательства составляет менее чем пять процентов от рыночной стоимости жилого помещения (его части) определяемой на основании независимой оценки.
а) дополнить частью1.3 следующего содержания:
«1.3. Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов…»
<В таком виде положение 1.3 спорное. Но сам подход вообще верный, собственник должен приучаться к тому, что он в ответе за свое имущество, примерно как владелец автомобиля>.
Как я уже сказал, этот проект видимо стал предметом истории. Но все равно интересен с точки зрения того, какие мысли приходят разным людям в сфере ЖКХ. Сегодня эти идеи посчитали слишком радикальными, а завтра могут ими воспользоваться.