Однажды, когда я была еще совсем маленькой, совсем еще младшей школьницей и хождение по художественным музеям было для меня еще не таким уж и любимым занятием, я попала в зал, в котором была целая коллекция портретов, которые меня поразили своей живостью, естественностью, не показушностью. Я долго стояла перед ними с открытым ртом, а потом подошла и прочитала какие-то новые, доселе незнакомые слова: "фаюмский портрет". И запомнила это навсегда. Сегодня, когда вижу эту красоту, тоже не прохожу мимо, останавливаюсь и любуюсь :) и делюсь с вами.
Удивительная вещь - портреты людей, живших 2,5 - 1,5 тысяч лет назад в Птолемеевском Египте. В отличие от общеизвестного египетского искусства, они наполнены настоящей жизнью и полны динамики. Познакомьтесь с ними...
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ
Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Название «Фаюм»происходит от египетского «Па-Йом», что значит «море».
Первые портреты приобрел австрийский антиквар Теодор Граф (1840 - 1903), от которого они попали в европейские музеи и в Америку. В 1887 г. Английский археолог Флиндерс Питри обнаружил в некрополе римского города Хавары (также близ Фаюма) 90 мумий с фаюмскими портретами; кроме этого, портреты обнаружили и в других городах около Фаюмского оазиса - Арсиное, Каранисе, Фаг-эль-Гамусе, Тебтунисе. В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Название фаюмских портретов закрепилось за этими произведениями, хотя аналогичные экземпляры были найдены и южнее - в Фивах, Антиное, Ахмиме, Ассуане.
Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Целью древних египтян было создание физического двойника усопшего. Скульптурные портретные маски продолжали изготовляться в некоторых областях в течение всего римского периода и даже в коптскую эпоху (395-642 гг. н.э.)
Портреты по римскому обычаю хранились в рамках в атриуме в доме заказчика, однако после смерти изображенного на них, портрет (или его копию) клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов (это было изменение древней египетской традиции помещения на лицо мумии скульптурной маски); при этом портреты, «подгоняемые»под нужный размер, нередко грубо обрезались. Есть указания на то, что мумии еще долго хранились в доме умершего, пока их не хоронили потомки или родственники. Вошло в обычай держать мумии некоторое время дома, для чего употреблялись или деревянные носилки или деревянные саркофаги, поставленные на подножие и имеющие вверху дверцы.
Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римской моде того времени. Портреты преимущественно выполнялись на дощечках из кедрового или кипарисового дерева в размере 43 на 23 см при толщине около 1,6 мм. Многие экземпляры I-II веков выполнены в реалистических традициях римского портретного искусства. Кроме этого сами портреты дают определенное представление об уровне античной живописи, практически нами утраченной.
Материалы взяты из статьи Владимира Большакова "Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур"
Техника, по которой были сделаны эти портреты называется
энкаустика.
Xотя портретам некоторым больше 2 000 лет, - посмотрите, какие живые лица. Какое неповторимое выражение... И ведь это всё - портреты реальных, живых (ну, на момент создания портрета умерших, конечно) людей. Кстати, - они умирали молодыми, в основном...