После первого визита на Кипр я написала серию постов, в которых подробно рассказывала о нашем путешествии. В процессе написания я нашла много интересной информации об осторове, в том числе и о тех местах, которые мы посетить не успели. Поэтому наш второй визит начался именно с их посещения :))
Одним из первых мест стало святилище Аполлона Хилатского (Аполлона Гилата, Аполлона Илатиса). Хотя целесообразность поездки туда с самого начала вызывала некоторые сомнения. Для начала наши друзья сказали, что да, они про это святилище слышали, но ни разу там не были, так как не нашли. Правда, именно искать они его не искали, но вроде как по карте получалось, что мимо проехать сложно. Далее мы заехали позавтракать в кафе неподалеку, где попытались уточнить у официантки местонахождение святилища. Она не сразу поняла, о чем мы вообще, а когда поняла, то ответила в стиле наших друзей. Ну да, где-то здесь что-то такое есть, но где именно - она не знает. Мы в очередной раз поржали, но путь все же продолжили. За что были вознаграждены - от нас святилище прятаться не стало :))
В принципе я понимаю, почему это место не столь популярно у туристов. Недалеко находится Курион, античный город-государство (о нем я уже
писала пост). Место более масштабное, местами лучше сохранившееся и потому более раскрученное - в его театре до сих пор летом концерты проводятся. Обычно посещением Куриона туристы и ограничиваются. И если древние развалины их не сильно интересуют, они почти ничего не теряют.
Святилище Аполлона Хилатского в наше время представляет собой руины храма, некогда бывшего одним из самых важных святилищ Древнего Кипра. Аполлон Хилатский считался покровителем лесов, зверей, а также города Куриона (Хилатис в переводе обозначает бог лесов). От его милости зависело плодородие почвы, погода и времена года.
Строительство храма можно разделить на три периода - архаичные святилища относятся к VIII-VII векам до нашей эры, Птолемейские - к III веку до нашей эры, Романские святилища - к I веку нашей эры. Помимо собственно храма комплекс включал в себя внутренний двор, архаичный теменос (священный участок, посвященный определенному божеству), дом жрецов, округлый монумент, сокровищницу, палестру (частную школу) и крытую колоннаду. Окончательный вид комплекс принял во времена императора Траяна (I век нашей эры). О том, как он выглядел раньше остается только догадываться - разрушался он неоднократно (в том числе и из-за землетрясений) и далеко не все постройки впоследствии восстанавливались.
В ходе раскопок было найдено несколько ям с терракотами и вазами. Считается, что это вотивные дары (различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания - более мягкая форма жертвоприношения, по сути), которые нельзя было выкидывать, а хранить со временем становилось негде. Поэтому их закапывали в землю на территории святилища.
Самым известным упоминанием святилища Аполлона в античных источниках является рассказ греческого историка и географа Страбона в Книге XIV его сочинения «География».
Первым нас встретил котик :)
Человек для понимания размеров храма :))