Несколько дней назад в
spbblog предложили съездить на экскурсию на «Ночном автобусе». Если кто-то подумал, что это экскурсия по ночному городу, то вынуждена вас разочаровать - это экскурсия на дно Петербурга. А я в итоге на неё поехала не простым наблюдателем, а волонтером. То бишь принимала участие во всем действе на равных и даже пальчик повредила в процессе. Посему фотографий не будет - фотографировать было некогда.
Что же такое «Ночной автобус»? Это специально оборудованный микроавтобус, который пять раз в неделю выезжает в отдаленные районы Петербурга, чтобы накормить бездомных, малоимущих и временно безработных, а также оказать им медицинскую помощь и проконсультировать по вопросам участия в социальных программах (простыми словам - по вопросам, как выбраться из того положения, в котором они оказались). Сейчас в городе четыре точки, в которых останавливается автобус - железнодорожная платформа Сортировочная, железнодорожная платформа Лигово, около Смоленского мемориального кладбища и железнодорожная станция Новая деревня. Места выбраны максимально удобные как для бездомных, так и для того, чтобы не создавать помехи обычной жизни города.
Еду для бездомных готовят специально - есть договоры с кафе (не стоит думать, что там какие-то объедки - отнюдь нет). Причем кафе это делают на добровольных началах. Хлеб пекут при Александро-Невской Лавре. Таким образом, стандартный ужин бездомного состоит из тарелки супа, хлеба и чая. Иногда к чаю ещё выдаются булочки. Если желающих немного, то возможна добавка (вот только желающих, увы, почти всегда много).
Раз в неделю на точки выезжает медик, который оказывает медицинскую помощь и раздает лекарства. К медику очереди бывают даже больше, чем за едой.
Также любого могут проконсультировать. Для многих «Ночной автобус» становится первым шагом к тому, чтобы наладить свою жизнь. Бездомные узнают, что их ситуация не безнадежна, что есть организации, которые готовы им помочь, узнают о конкретных социальных программах и о том, как в них попасть.
В среднем за вечер автобус обслуживает 120 - 200 человек. Кстати, подсчет ведется интересным образом - не просто считается количество, а считаются уникальные имена. Это позволяет избежать двойного счета - ведь бездомные могут мигрировать и обслуживаться на разных точках. Подсчет по именам дает более точную картину.
Как выглядит работа автобуса на практике? В назначенное время водитель забирает волонтеров, и они отправляются на точки. У нас водителем был Игорь, помимо меня был ещё один волонтер (он занимается этим регулярно) и фотограф. К своему стыду, их имена я не запомнила. Кто и когда поедет - определяет куратор проекта (он составляет расписание). Кто и что будет делать на месте на месте и распределяется. Я разливала суп и немного чай. Посуда одноразовая, для мусора выдается мешок (так что автобус не оставляет после себя кучи мусора). Параллельно мы общаемся с бездомными - зачастую именно теплого слова им и не хватает.
Лично меня поражает количество историй тех, кто попал в рабство. Вырваться им обычно удается или случайно или по причине потери трудоспособности. Страшно, что до сих пор рядом с нами происходит такое :(
Подробнее о работе «Ночного автобуса» можно почитать
здесь (или в
группе вконтакте). При желании можно поддержать проект деньгами - хоть в нем и работают в основном волонтеры, как вы понимаете, денежные затраты все равно имеют место быть.
Да, меня часто спрашивают, зачем это все нужно. Ведь многие люди оказались в таких ситуациях по своей вине. Так вот, во-первых, это нужно для тех, кто оказался в этом не по своей вине. Во-вторых, своя вина понятие относительное. Кто виноват в том, что у алкоголика за бутылку водки купили квартиру? Только ли алкоголик? Нет, не только. И более того - виноват и не только продавец, виновато государство, которое позволяет такое. В-третьих, пинать упавшего это дело последнее. Отношение к низшим слоям общества является индикатором цивилизованности этого общества. Ну, и, в-четвертых, это профилактика преступности. Потому что людям показывают выход. И у них нет необходимости грабить за тарелку супа…