Хочу продублировать сюда мою запись, сделанную в дневнике на Яндексе, после выборов 4 декабря 2011. В это воскресенье 4 марта 2012 иду на тот же избирательный участок к тому же председателю. Как говорится, делай что должен, и будь что будет.
Хотела было в заглавии написать "Как это было 4 декабря, и как это будет 4 марта". Но есть очень четкие соображения, что будет совсем по-другому, но еще хуже.
Мои выборы. Часть 1 Последние годы на вопрос «Почему я?» для меня нет никакого другого ответа кроме «Ну а кто же?». Поэтому решение не просто идти на выборы, впервые за много лет, потому что несколько лет подряд вообще никаких выборов не было, а идти на выборы наблюдателем пришло ко мне помимо всяких размышлений - в какой-то момент я поняла, что пойду, и все, никаких колебаний.
Пошла я самым что ни на есть простым путем - сообщила в партию Яблоко о своем намерении быть наблюдателем, в штабе Яблока мне выдали направление в избирательную комиссию, номер которой выбрала сама, хотела наблюдать, где голосую, и пакет документов - образцы заявлений и инструкции по процессу голосования, куда смотреть, что важно. Инструкции, кстати сказать, были очень толковые, и хотя мне не удалось пройти инструктаж, они достаточно хорошо освежили в моей памяти воспоминания об участии в выборах в студенческие годы и помогали как шпаргалка по ходу голосования.
И вот настал день Х. По ряду личных причин мне не удалось попасть в избирательный участок ранее 2 часов дня. В избирательном участке №1724 на Малой Бухарестской, 5 корпус один царило столпотворение. Я не ожидала встретить такое количество людей, но был один нюанс - очень многие не находили себя в списках избирателей, которые были присланы из Территориальной избирательной комиссии, поэтому образовалась большая очередь из тех, кого нужно было вписать в дополнительные списки. Итак, самые первые нарушения и уловки, выявленные на избирательном участке:
- не менее 20% избирателей не были внесены в списки. Из-за этого количество человек на участке одномоментно было выше в 2-3 раза, чем если бы все избиратели находили себя в списках. Это вызывало недовольство и большую очередь к столу секретаря комиссии, где с дополнительными списками работали одновременно 2-3 члена избирательной комиссии.
- Списки избирателей были отсортированы не по адресам, как это было раньше, а по фамилиям, что исключало возможности проверить, кто еще «по ошибке» прописался на день выборов в вашей квартире.
- Присутствующие на участке наблюдатели от Справедливой России сообщили мне, что всю первую половину дня им не давали стоять около урны для голосования, и наконец,
- урна для голосования стояла у стены, прикрытая с одной стороны кабинками для голосования, а с другой - длинной очередью к секретарю комиссии.
Каждое это явление само по себе не очень значимо, но анализируя все это вместе, можно сказать, что процесс фальсификации был продуман очень детально. Несколько пачек бюллетеней, которые были обнаружены при дальнейшей сортировке, были вброшены в первой половине дня незаметно для наблюдателей. С этим я теперь связываю, что моему появлению на участке не сопутствовали всякие нагнетания, меня встретили доброжелательно, довольно быстро зарегистрировали.
Теперь пару слов о комиссии - большой опыт работы был только у председателя и секретаря. Заместитель председателя выглядела более-менее опытной и инструктированной, два члена комиссии с правом решающего голоса от партий СР и КПРФ были опытными людьми, а вот все остальные члены комиссии - 5-7 молодых людей, были на выборах в таком качестве первый раз, да и вообще, возможно, первый раз. С них сложно было что-то спрашивать, они просто работали, старательно выдавали, а потом подсчитывали бюллетени, делали, что говорил председатель, а потом подписали финальный протокол. Но об этом позже.
В моем присутствии никаких серьезных эксцессов не было. Приходили скандалисты, ругались, задирали тех, кто пытался с ними общаться. Приходили с открепительными удостоверениями и с временной регистрацией. Запомнился парень с таким временным удостоверением - молча положил паспорт и регистрацию, молча расписался, не удивился, что дали только один бюллетень, молча отошел от стола, глаза его все те три минуты, пока я его видела, не выражали ничего. Зато тут же подскочил второй парень - постарше, бойкий, спрашивает, почему выдали только один бюллетень. Спрашиваю, кто он, отвечает, брат. Все понятно. А бюллетень только один, потому что по временной регистрации голосуют только за Закс, а за Госдуму - только по постоянной.
У урны почти постоянно стоял один из наблюдателей от справедливороссов. Когда они оба отходили, становилась я, а так все время перемещалась по участку, наблюдала то за одни, то за другим членом комиссии, стояла на входе, помогая людям, которые были, конечно, дезориентированы новой формой сортировки по спискам и полным отсутствием урны для голосования на виду. Кстати, нет худа без добра, люди, видящие как много жителей их микрорайона пришло на выборы, а тут и действительно большая явка, и искусственно созданная очередь, создающая иллюзию еще большей явки, совершенно точно получали еще один стимул, мол, на выборы ходят не только бабушки, и я здесь тоже не зря и не лишний.
Теперь о людях. Это одна из моих самых больших радостей этого дня - это люди, эти люди, которые пришли. Разные, очень разные, но у всех почти - во взгляде осмысленность, осознанность своего действия, часто - даже гордость от выполнения своего гражданского долга. Приходили с детьми, было очень много детей, даже пропускали к секретарю без очереди, хотя и из избирателей с детьми тоже несколько раз возникала отдельная очередь. Детям и впервые голосующим давали значок «Выборы 2011».
Мои выборы. Часть 2, не последняя После закрытия участка началось то, что мне в страшном сне не могло присниться. И как в некоторых самых отборных кошмарах напряжение и степень нереальности происходящего нарастала от часа к часу, от минуты к минуте.
Для тех, кто не знает, что должно происходить на участке после закрытия его дверей и ухода последнего избирателя: абсолютно каждое действие строго регламентировано. Каждый шаг должен обозреваться любым заинтересованным членом комиссии и наблюдателем. По просьбе любого члена комиссии или наблюдателя любой подсчет может быть повторен. Поскольку у нас на участке нарушалось ВСЕ, не буду сопоставлять схему действия с самим процессом. Сначала - как это должно происходить:
- Подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней - понятно, чтобы их никто не смог употребить. Бюллетени считаются по одному методом перекладывания из одной пачки в другую (а не подсчет по уголкам в одной пачке), потом у них отрезается левый нижний угол.
- Подсчет данных по списку избирателей. Подсчитываются данные сначала постранично (сколько внесено, сколько проголосовало и другие показатели) в каждой книге списка избирателей, потом суммируется отдельно по книге, потом суммируются по участку.
- Извлечение бюллетеней и подсчет голосов. Бюллетени должны сортироваться по одному. То есть совсем по одному. Из кучи бюллетеней должен браться только один, должна оглашаться отметка и складываться в определенную стопку. Рассортированные бюллетени считаются как неиспользованные - путем перекладывания из одной стопки в другую. Одновременной подсчет по разным партиям запрещен.
- Проверка контрольных соотношений - когда практику поверяют математикой, складывая, вычитая, опять складывая.. В общем, не может быть выдано бюллетеней больше, чем получено бюллетеней минус погашено бюллетеней, и прочее.
- Упаковка бюллетеней.
- Итоговое заседание участковой избирательной комиссии. Должны рассматриваться всякие жалобы и решаться всякие споры.
- Оформление Протокола, изготовление и заверение копий. Протокол составляется по результатам подсчета бюллетеней. Каждый член комиссии подписывает финальный протокол.
- И наконец, после КАЖДОГО шага председатель обязан вносить полученные результаты в увеличенную копию протокола, висящую на стене. Это делается, чтобы в момент внесения цифры с ней согласились все, а если кто-то в этот момент отвернулся, чтобы он знал, что эта цифра - совершенно уже официальная.
А теперь от теории к практике.
- Протокол у нас перестал заполняться после первых трех внесенных цифр - открепительные удостоверения выданные, полученные и погашенные неиспользованные. Увы, попытка призвать членов комиссии к соблюдению процедуры ни к чему не привела.
- Про неиспользованные бюллетени сначала как будто забыли. Ринулись считать избирателей. Потом после просьбы пошли гасить бюллетени - при этом подсчет избирателей прекратился уже почти к концу гашения самопроизвольно. Избирателей досчитали.
- Ни одна цифра не была объявлена громко вслух. За всем приходилось следить вдвойне тщательно, потому что параллельно происходили разные совсем непараллельные действия, что существенно затрудняло контроль.
- Высыпали бюллетени. Сортировали их одновременно все члены комиссии. Уследить, кто как это делает, было невозможно. Была единственная слабая надежда, что все эти девочки-мальчики не ангажированы и по наивности и незаинтересованности раскладывать и считать будут правильно. И вроде бы делали они это действительно правильно. Только вот кто им объяснил, что дюжина бюллетеней, сложенная вдвое, не могла оказаться в урне законным путем и что это и есть тот самый вброс бюллетеней, о которых так много говорят, и который был проведен на нашем участке именно утром (когда были отогнаны наблюдатели и судя по донному расположению их в урне). Ниже привожу видео как раз этого момента. На видео отчетливо запечатлены две пачки бюллетеней, которые недостаточно настораживают молодых членов комиссии и те вкладывают их в общие стопки - это можно заметить около временной отметки ролика 2 минуты 30 секунд. Особо глазастые могут понаблюдать также за руками девушки в правом нижнем углу на отметке 50 секунд - подозрительно тяжеловесен тот бюллетень, который она складывает в свою стопку, но по поводу этого утверждать ничего не могу.
Click to view
Эти пачки всплыли при сортировке - они имели одинаковый изгиб и практически идентичные галочки ручки одного цвета. Нашли три пачки таких бюллетеней общим числом 35 штук. Одна пачка не была расценена так однозначно, ее тоже отложили, но участь всех пачек была одна - потом их незаметно смешали с общей массой бюллетеней и они бесследно растворились в беспорядочном ворохе белых и голубых листов. И я говорю только про белые литы - бюллетени для голосования в Госдуму, потому что Бюллетени для Загса были небольшие и квадратные, судя по голосам, вбрасывали их еще больше, чем госдумвских «простыней», но выделить их было совершенно невозможно, и то, что член комиссии от КПРФ выделил пачку таких бюллетеней, представляется мне большим везением. Надо ли говорить, что их тоже замешали?
Мои выборы. Часть 3, заключительная С подсчетом голосов тоже творилась полная неразбериха - считали параллельно несколько человек, некоторые - по уголкам, а не перекладываю бюллетени. В общем, считали, считали, считали. Шутка ли, такая явка и совмещенные в Госдуму и Закс выборы.
От усталости уже мутилось в глазах. Думать становилось сложнее, все делалось более и более механически. Посчитали Госдуму, кое-что пересчитали. Согласились. Посчитали Заксобрание. Согласились. Не согласились. Кое-что пересчитали. Согласились. Потом коммунист, сделавшийся к тому времени совсем мрачен, сказал, что мы все видели пачки бюллетеней, вброшенных за Едро, счетом тридцать шесть. Давайте, говорит, оформлять их как недействительные. Шутка была в том, что председателя в этот момент не было, а все остальные, включая заместителя и секретаря, согласились. Вынули эти 36 госдумовских бюллетеней, завернули их в отдельную пачку, нет, не пойдет, надо погасить, развернули, завернули опять, - нет, надо погасить. Не помню, почему этот диалог в основном между коммунистом и секретарем затих, кажется решено было, что сделает это председатель, но возникла какая-то пауза. Тут мои воспоминания о казалось бы таком близком дне смазаны. Помню только, что какое-то время сидели, что-то обсуждали. Появился председатель в верхней одежде с сумками и лицом, которое совсем ничего не выражало. Помню себя, идущую за ним и говорящую «протокол! а как же протокол!». Все. Точка выборы на этом закончились. Никакого тебе заседанию по обсуждению итогов. Никакого финального протокола, никаких заверенных копий. Один сплошной шиш. И дело обстояло хуже, чем я тогда подумала: молодежь и воспринятая мною опытной член комиссии от СР подписали ПУСТОЙ протокол. Один съевший собаку коммунист не подписал. Взятку не взял, а председатель предлагал. Об этом я узнаю несколько позже - а пока полная растерянность. Звоню в штаб Яблока, говорят - вызывайте полицию, это уголовное дело. С полицией связываться как-то боязно.. Тогда надо в ТИК писать жалобу, и дали номер представителя Яблока.
Тогда я только об одном думала - довести это дело до самой последней точки, на которую я была тогда способна. Когда все разъехались, я поехала в ТИК. Яблочная дива Эллина в черном бархатном костюме и белых кружевах сразу меня предупредила, что даже сама вероятность такого заявления очень мала. Не важно. Важно было мне - поставить процедурную точку в этом, или хотя бы точку с запятой. Все-таки моя работа, необходимость точного следования разнообразным инструкциям дает о себе знать - для меня действительно не оставалось вариантов, кроме как без особой надежды ехать в ТИК. Написала, подписала, получила благодарность, звучавшую искренне. В голове мутилось, но полное гражданское удовлетворение от прожитого таким образом дня питала меня.
Что было позже: в понедельник поехала в штаб Яблока, чтобы составить жалобы по каждому нарушению. Как бы это ни не относилось к теме, но в штабе царил полный бардак, никто мне не помог с оформлением заявлений, зато выяснилась очень важная деталь - всех вбросов Партии Жуликов и Воров оказалось мало. К 417 голосам, полученными всеми правдами и неправдами при голосовании в Закс, ПЖиВ добавила еще 200: 115 были взяты у Яблока, 75 - у ЛДПР и 10 - у Правого дела.
И тут я говорю ПЖиВ спасибо: вы разбудили во мне давно дремавшее гражданское чувство. Вы зарвались настолько, что терпеть ваше существование стало просто физиологически невозможным. Вы обманули о обокрали столько народу, что всколыхнули общество. Это значит, что я - гражданин среди граждан. Я буду ходить на митинги, писать жалобы, наблюдать на выборах, и таких как я - тысячи и тысячи.
Концовка несколько смазанная.. Что еще можно тут сказать? Как бы ни стали разворачиваться дальнейшие события, понятно только одно - надо продолжать чувствовать себя гражданином и продолжать раскачивать эту лодку. И будь что будет.
http://verolevand.ya.ru/replies.xml?item_no=2095http://verolevand.ya.ru/replies.xml?item_no=2096http://verolevand.ya.ru/replies.xml?item_no=2099