Это колоссальное событие, но объяснять придется в нескольких постах. Может и не сумею)
Как известно, люди сильно различаются между собой по психологическим (характер, темперамент, подверженность расстройствам психики и т.п.) и интеллектуальным качествам (математические способности, формулирование мыслей, построение логических выводов и т.п.) Эти различия являются центральными, по своей важности, для земных социальных и политических структур, и, вообще, всех аспектов жизни.
Но какая доля этих вариаций определяется жизненной траекторией человека (на нее, считается, можно повлиять без хирургического вмешательства), а какая его личными генами? (здесь влияние считается неприемлемым, а до недавнего времени, оно было технически невозможно).
Удивительно, но оказалось, что многое про это можно выяснить, не обладая доступом к реальным геномам людей. А может и не очень удивительно - ведь Мендель, Морган, Фишер и другие открыли законы генетики, вообще не зная, что такое ДНК и что она что-то кодирует.
Помогает, например, феномен близнецов, которые бывают, к тому же, однояйцевыми (точное совпадение всех генов) или разнояйцевыми (огромное число совпадений, но разницы есть).
Насколько коррелируют измерения IQ в однояцевых близнецах?
Корреляция лютая:
- если они выросли в одной семье - 0.86;
- если однояйцевые выросли в разных семьях - 0.76;
- если разнояйцевые в одной семье, то уже только - 0.55;
(1 - это полное совпадение в 100% случаев, 0 - абсолютно не наблюдается никакой связи).
Для сравнения:
- у человека с самим собой (несколько измерений) - 0.95;
- у братьев, выросших вместе - 0.24;
- у приемных детей (генетически не родственников), выросших вместе - 0.04.
У интеллекта, конечно, много разнообразных аспектов и их можно мерить разными способами. Можно, например, взять высшее достижение в учебе за жизнь - начальная школа, неполная средняя, оконченная полная средняя, университет, Ph.D.
Но эффект сохраняется, причем по всем странам и культурам. Это результат последних 20 лет титанической работы в Геномной Психологии - как и что не меряй, а вклад генетики остается огромным во все психологические компоненты. Например, не менее 50-60% всей вариации IQ в популяции определяется специфическими генами, и только остаток учебой, личным опытом, семьей, доступностью средств развития и т.п.
* * * *
Итак, биологи давно уверены, что есть весомый вклад генов. Но что это за гены?
Найти конкретные места, изменения в которых, определяют амплитуду и знак отклонения от среднего, тяжело. Сейчас
это получилось (статья в Nature), благодаря тому, что более миллиона человек (а именно 1.1 миллион) разрешили использовать свои полные геномы для таких поисков.
Найдены 1,271 мутация, которые объясняют 7-10% вариации интелекта и чуть больше (до 13%) высшего достигнутого образовательного уровня.
Всего 10%? Сегодня постараюсь написать почему, в данном случае, это очень много. И почему это так неимоверно важно.
II.
Пять причин почему это Подарок https://verola.livejournal.com/994171.html меня в ленту Оглавление и помощь -
здесь