В силу некоторых семейных обстоятельств мне пришлось 3-го ноября сдать свой билет до Петербурга на 3 ноября и купить на 4-е. Сдать мне удалось легко, а вот купить - нет, поскольку на 4-е оставались только инвалидные купе, которые не продают до последнего, и чудный поезд, уходящий в 3.50 ночи и идущий 12 часов (потому что пропускает все сапсаны).
То есть в Петербурге я бы оказалась в 4 вечера (поздновато, потому что на следующий день необходимо было быть уже в Москве). Самолеты не подходили либо по цене, либо по времени.
4-го числа я с утра без особой надежды регулярно прокручиваю на сайте РЖД наличие билетов. Картина та же: инвалидные купе, которые невозможно купить, но зато к поезду в 3.50 добавилось еще несколько более поздних, соответственно, идущие те же 12 часов и прибывающие еще позже. Остается вариант попытаться уехать с проводниками.
В 15.00 внезапно просыпалась манна небесная: появилась масса билетов на поезд, уходящий в 23.30 (с Ленинградского!) и прибывающий в 7.02 (на Московский!). Единственный недостаток - все места сидячие. Ну ничего, подумала я, всего семь с половиной часов, и цена всего 555 рублей. Вагоны предлагались с первого по десятый, я выбрала восьмой (вроде как серединка, относительная, конечно), в нем было больше всего пустых мест. Мне досталось десятое. Через два часа билетов на этот поезд уже не было. В расписании он тоже отсутствовал.
На вокзал я ехала с некоторым сомнением и страхом, что моего поезда не окажется в наличии. Но, ура, на табло «Отправление» он уже был. На втором пути. Дело в том, что на Ленинградском вокзале для поездов дальнего следования все пути нечетные. А четные - для электричек. Я подхожу к охраннику у выхода на перроны, а там уже молодой человек спрашивает, где, собственно, второй путь. Охранник: ну это только через турникеты, это пригородный. Мы (тряся билетами): но у нас дальнего следования! Охранник: тогда я не знаю, надо начальству звонить. Связывается по рации и выясняет, что второй путь там же где первый, только справа, то есть не надо через турникеты (потом другие пассажиры рассказывали, как они пытались взять турникеты штурмом, потому что там охранники были не в курсе, где находится наш замечательный поезд).
Поезд стоит первым вагоном к Москве. Иду я мимо него, иду, и прихожу к своему восьмому вагону. И он последний. И в нем кабина машиниста.
А пассажиров пока не запускают. Стою, жду. И тут начинают приходить пассажиры с билетами в девятый вагон (которого нет). А потом еще и в десятый (которого нет тем более). Потом их набирается уже порядочно. И они так боязливо жмутся. И так с надеждой: наверное, сейчас привезут и прицепят… (ага, прямо к кабине машиниста). А одна девушка: я знаю, их сейчас сзади, к первому вагону! (прямо по перрону, видимо).
Тут выходит проводница и строго так говорит: заходят только пассажиры седьмого и восьмого, а вы (девятый и десятый) отойдите!
Седьмой и восьмой начинают гордо заходить, и тут выясняется, что мест в вагоне 56, а в билетах места и 70-е, и 80-е попадаются. Но раз вагон есть, их все равно пускают: садитесь на свободные. Счастливые обладатели билетов в восьмой вагон рассаживаются. Сиденья, стоящие спинками друг к другу (как в электричке, только с одной стороны по три в ряду, а с другой - по две) никуда не откидываются. Я нахожу свое десятое место и думаю: вот повезло, так повезло: не только вагон, но и еще место в наличии! И тут новая радость: туалет только в первом и восьмом вагонах!
Тем временем проводница меняет гнев на милость и запускает скопившуюся толпу пассажиров отсутствующих девятого и десятого вагонов в восьмой. Наконец все рассаживаются, и даже никто не стоит. Видимо, число проданных билетов как-то отдаленно соответствует количеству мест в поезде (который в итоге оказывается электричкой повышенной комфортности, ходящей в своей обычной жизни по маршруту Петербург-Выборг). И еще имеется (в отличие от десятого и девятого) шестой вагон-бар, в тамбурАх которого, и больше нигде, разрешено курение (о чем нас заботливо проинформировал машинист по радио около 50 раз).
Наконец, машинист объявляет: провожающие, отойдите подальше от поезда! (а то мы сейчас как рванем, ага) И: провожающие, отцепитесь от вагонов!
И мы поехали.
Все пассажиры с большим энтузиазмом обсуждают ситуацию с местами и ругательски ругаются, но все-таки резюмируют: а мы едем! Особенно впечатляет всех женщина, которая, видимо села в первый вагон прямо перед отходом, и уверенно направляясь в девятый, проходит через восьмой и прямо в кабину машиниста. Очень у нее потом вид удивленный.
В общем, я звоню Сереже, радостно рассказываю подробности, и он так трогательно спрашивает: а тебе есть куда вытянуть ноги? А там можно доплатить и перейти куда-нибудь? А проводники не сдают купе? - Нет, нет, нет. Я даже сомневаюсь, что у проводников есть купе.
Разговоры:
- У меня 80-е место.
- В этом вагоне?
- Да.
- Это вам повезло! Вот у меня 83-е! В десятом.
Первые три часа переднюю половину восьмого вагона украшает композиция «Не зарастет народная тропа», т.е. очередь в туалет (который находится только в первом и восьмом вагонах). Примерно половина курсирует в вагон-бар и обратно и вскоре приходит в предсказуемое состояние. Теперь курят не только в тамбурАх вагона-бара, а где ни попадя. Посетившие бар и уставшие стоять в очереди в туалет мужчины, отправляются в тамбурА и с другими целями.
Когда я попадаю в туалет (тропа уже подзаросла, три часа ночи), там, к моему удивлению есть даже вода и бумага.
В четыре мне удается уснуть в муках. Потом, очень долго по моему мнению проспав и думая, что уже мы скоро-скоро подъедем, я смотрю на часы: 4.40. Опять засыпаю. Мне удается проспать до 6.48. 12 минут - и я в СПб. Ура!
Зато возвращались мы прямо по-королевски. Теперь верхние полки в купе стоят в два раза дешевле нижних, т.е. чуть дороже плацкарта. При этом плацкарт битком, а билетов в купе полно. Мы даже надеялись, что к нам на нижние никто не придет. Но в последний момент появились молодой человек с девушкой, которые только что купили билеты. До этого они 5 часов ждали в аэропорту самолет (скай-экспресс), а потом самолет отменили. Они тоже хотели верхние полки, но им уже не досталось. Так вот этот молодой человек рассказал, что как-то ехал сапсаном, и там были двойные билеты (то есть по два человека на одно место). И люди реально ехали стоя. Ничего, я тут до Питера постою? За три тыщи рублей?
Наши поезда, как все знают, самые поездатые поезда в мире.
Еще вспомнилась история про поезд:
Самара-Москва. Лет 8 назад. В соседнем «купе» плацкарта ночью, когда все спали, старенький дедушка вышел на своей остановке. Утром выяснилось, что вышел он в лаковых сапогах на каблуках женщины с соседнего места. Неизвестно, ошибся ли он, или намеренно собирался таким образом привезти сапоги в подарок своей половинке. Во всяком случае, его гигантские ортопедические боты остались в вагоне. А зима. А другой обуви у этой женщины нет (кроме тапочек). В общем, кто-то ей одолжил кроссовки, и потом они долго обсуждали, как она эти кроссовки сможет вернуть владельцу. Если бы мне пересказали эту историю, я бы ни за что не поверила.