«Барри Линдон» (1975) Стэнли Кубрика
«Барри Линдон» (1975) Стэнли Кубрика
Фильм явно кому-то не понравится. К нему можно предъявить претензии самого разного рода, которые сводятся, в общем-то, к одному знаменателю: «нудное кино». Нудное настолько, насколько вообще может быть нудным кинематограф Кубрика. То есть, вы меня понимаете, да? По причине предполагаемой его занудности и очень уж английского чувства юмора (из всех фильмов, что я у него видел, ни одна картина не является абсолютно серьезной; по большей части все его творчество - одна большая саркастическая ухмылка), понятного далеко не каждому, нелюбитель Кубрика имеет полное право не смотреть его фильмы вообще. Потому что каждый из них так или иначе «зануден». И наоборот, если вы творчество данного индивидуума принимаете, придеться смотреть все. Потому что этот чел поэкспериментировал во всех жанрах и везде с разным результатом. «Барри Линдон» - историческая костюмированная драма. Совершенство этой картины находится на действительно недосягаемой для остальных режиссеров, любителей поснимать историю, высоте. И в этом есть как, безусловно, свои плюсы, так и, увы, минусы.
Кубрик экранизировал старый английский роман Теккерея. Про ирландского паренька Барри, который всеми правдами и неправдами хочет запрыгнуть в великосветское общество (ака герой «Матч пойнта»). Вводные данные: простолюдин, 18 век, Англия. Вывод: это невозможно. Если только не преступно… И почти весь 3-часовой фильм (а кто сказал, что будет легко?) мы наблюдаем за мошенничествами, хитростями, смелостью и трусостью, честно говоря, малосимпатичного блондина (Райан О’Нил).
По-началу вам это может напомнить (если только, конечно, вы читали фон Эшенбаха или слушали Вагнера) скитания идиота Парсифаля. Он действительно всю первую часть картины простодушен, глуп и бесхитростен. Вечно попадает в неприятности, но благодаря своему простодушию ухитряется остаться в живых. И во время длинных конных путешествий с ворами-джентльменами на большой дороге, и во время участия в войне по разные стороны баррикад. По-началу он даже вызывает сочувствие. Ему веришь. За него болеешь. Потому что перед тобой настоящий Парсифаль 18 века, а Парсифаль фигура всегда трагическая и святая. Вот-вот, думаешь, и вознаградит его Господь за долгие лишения…Ага. Щас! И приходится Барри вознаграждать себя самому. Следующая часть картины - приключения двух картежников-шулеров - миксуется с финальной - женитьбой Барри на богатой аристократке (Мариса Беренсон, кажется) и долгой супружеской жизнью. Когда и где Барри превращается уже в настоящую сволочь с прибавлением к своему имени аристократической фамилией Линдон. То ли сволочью он стал благодаря окружающей душной аристократической среде, то ли был таковой задолго до, да только мы не разглядели - в этом собственно и состоит главный вопрос книги/фильма .
Честно говоря, по названию я было подумал, что меня ждет нечто вроде «Бартона Финка» Коэнов. Согласитесь, похожие названия? Но нет. Передо мной оказалась очень тяжеловесная адаптация (подозреваю, что тоже тяжеловесного) английского классического романа-сатиры. Гораздо тяжеловеснее (неполиткорректный вариант: «нуднее») «Космической одиссеи». Но, тем не менее, если вы знаете, чего ждать от Кубрика, готовы к его визуальным излишествам, специфической игре с актерами и холодно-отстраненной, хотя и изысканно-геометричной манере съемки, то вам фильм должен понравиться. Если же почему-либо надеетесь на обычную костюмированную драму (в жанре которой, впрочем, и снята эта картина), то жестоко разочаруетесь. Но я вообще всегда удивлялся, когда человек, явно знакомый с творчеством режиссера, всякий раз нюнит: «ну, как долго, это можно было порезать, как-то все не остросюжетно, рыхло и проч.» К Кубрику за пару картин можно уже попривыкнуть, черт вас дери! Он почти всегда интересующий его жанр доводит до совершенства. Раздвигая рамки настолько, насколько их вообще можно раздвинуть.
Перед вами историческая драма, которая настолько сама-в-себе, что ей не требуется даже внимание зрителя.:))) Кубрик даже не почесался сделать фильм увлекательнее, позабористее, динамичнее (порносцены не в счет). Весь его грешок, стало быть, состоит только в том, что фильм является идеальной экранизацией жизни прошлых веков. Точнее жизни - глазами английского литератора.Отсюда все то, ради чего, собственно, и стоит решаться на это сложное предприятие: просмотр «Барри Линдона». Наишикарнейшая операторская работа, которая если надо то делает человека червячком на фоне вековых деревьев (сцена ограбления Барри), а надо, так и героем порнографической вульгарной фрески о развязных нравах тогдашнего общества (сцена измен Барри своей жене). Ужас войны? Показан так, как и в «Цельнометаллической» не показан: под пафосную барабанную дробь величавый и прекрасный строй английских солдат превращатся в мясо. Семейные взаимоотношения исследованы тщательнее некуда (ну, равзе что «С широко закрытыми…» были поострее). Никакого тебе моралите. Гольный отстраненный визуал: насилие над детьми, измены, финансовые трудности, изгои общества…Не мудрено, что зрителю (то есть, мне) было трудно разобраться, прав Барри в том или ином случае или не прав.
Итог. Дотошное исследование нравов европейского общества 18 века со всех его сторон: семьи, войны, богатства, простолюдинов-выскочек, секса, игры в карты и дипломатии. Визуально абсолютно безупречный фильм. Шедевр с точки зрения операторского, монтажного, сценарного искусства и актерского мастерства. Именно поэтому, как ни парадоксально, он очень тяжело смотрится. Воздух фильма в снобистких поисках эстетического совершенства разрежен настолько, что сделал его самодостаточным произведением искусства. Иными словами: «не хотите, и не надо, не понравился, а все равно шедевр». Такие дела… Но я могу пожать себе обе руки - с честью выдержал испытание этим фильмом. На второй раз уже не соглашусь, конечно, но спасибо Кубрику за доставленное первым разом эстетическое удовольствие. Хотя это, старина Стэнли, по чести говоря, было чересчур.