Раз уж
затронули в этно-, национально-, политических дискуссиях такое понятие, как «Святая Русь», считаю необходимым прояснить, что же это такое «Русь Святая».
Кто-то считает, что Русь стала святой одним лишь фактом крещения. Но обращение целых народов и государств в христианскую веру для истории не является каким-то уж редким событием. Безусловно, крещение Руси это краеугольный камень ее истории. Но Русь названа святой не по факту крещения.
Есть мнение, что «Святая Русь» это определенный период в истории Русского или Российского государства, в который доминирующую роль играла Православная Церковь с особым повсеместным благочестием народа. Кто-то выделяет в этот период домонгольскую историю Руси, кто-то историю в период становления Московского царства, кто-то другие периоды. При всей своей привлекательности такая версия разбивается в пух и прах об исторические факты, свидетельствующие о жизни народа, духовенства, правителей государства.
Кто-то полагает, что Русь названа святой потому, что после крещения вплоть до Великой Октябрьской революции все без исключения население вело жизнь высокодуховную, молитвенную, подвижническую. Но это не более, чем желаемое, выдаваемое за действительное. Хотя, личная аскеза жителей Руси, на мой взгляд, намного превосходила аскезу жителей той же Европы.
Так что же такое «Святая Русь»? Кстати, понимание этого феномена тесно связано с таким феноменом, как Русский мир.
Концепция понятия «Святая Русь», если не ошибаюсь, начала разрабатываться примерно в XVI в., одновременно с концепцией понятия «Москва - Третий Рим». Но не следует путать или смешивать эти две концепции. «Москва - Третий Рим» концепция государственно-политическая, имеющая как историческое, политическое обоснование, так и церковное. Последнее в ней вторично. Более правильно будет сказать, что церковная составляющая в концепции «Москва - Третий Рим» - политическая, т.е. церковно-политическая. Концепция же «Святая Русь» целиком концепция религиозная, церковная. Причем связана с одной конкретной конфессией - Православной Церковью. Т.е. эта концепция обосновывается в первую очередь с позиций теологических. А уже ее влияние на политику, социологию и даже на морально-нравственные категории народа вторично, производно.
Если критически оценить период древней Руси, период возвышения Московского княжества, становления Московского царства, образование Российской государственности и др. периоды, то вроде бы ничего особенно святого в русской истории нет. Русская Православная Церковь намного «моложе» всех древних поместных церквей. В истории Русской Церкви есть подвижники благочестия, но в Африке и Палестине их гораздо больше. Есть святители, но восточные Церкви дали миру гораздо больший сонм святителей. Есть прославленные у Бога князья, но и на Востоке мы знаем прославленных у Бога императоров. Более того, мы видим в древней Руси только небольшой промежуток времени, когда мы можем говорить о едином государстве. Это Русь времен Ярослава Мудрого. А так сплошная междоусобица. Кроме этого на местах вплоть до XVI-XVII вв. сохраняются даже пережитки язычества.
На чем же базируется концепция «Святая Русь»? На Руси, как и ни в одном другом народе, не было и не могло быть времени всеобщей (поголовной) святости. Святость категория личностная и всегда является результатом восстановления конкретным человеком личного богообщения. Но дело в том, что Русь выбрала идеал личной святости, святой жизни, как парадигму своего развития. Безусловно, не все принимали эту парадигму, не все следовали ей. В разные периоды истории концепция имела разную степень влияния на общество, но само влияние не поддается сомнению.
Таким образом «Святая Русь» это не историческая данность, а идеал, некие внутренние духовные устремления, мотивирующие религиозную жизнь; те или иные нравственные и моральные установки; формы общественной жизни; направление социально-политического развития. Этот идеал «для подражания поставила себе святая Русь, внеся в него свой собственный талант, овеяв его мерную строгость своим благоуханием» (Федотов Г. Святые Древней Руси).