Образцы - вязать или не вязать

Apr 23, 2015 13:32

Честно говоря, я их терпеть не могу. Мне жалко переводить на них и время, и пряжу. Но!!! Огромное важное НО!
В тех случаях, когда образец действительно необходим, он необходим. Точка. И тут даже не о чем говорить, его обязательно нужно делать.




Иногда можно немного схитрить, связать в качестве образца не просто дурацкий квадратик, а какую-то осмысленную мелкую вещичку. Ну, например, когда я обдумывала пальто Серая роза Парижа



которое было моей первой вещью из Кауни и одновременно первой большой вещью двойной вязкой, в качестве образца связала чехол для планшетника



В каких же случаях образцы необходимы?
Проще сказать, в каких случаях без них можно обойтись. По большому счету, таких случаев всего два.

Первый - когда мы вяжем из уже хорошо знакомой пряжи, про которую мы совершенно точно все знаем. Ну, допустим, мне, конечно, не требуется вязать образец из Новозеландской, потому что я из нее уже столько перевязала, что совершенно точно знаю абсолютно все нюансы ее поведения. Знаю даже степень разброса ее свойств в разных партиях и могу это сразу учитывать.

Кстати, этот разброс вовсе не является признаком того, что пряжа некачественная, что производитель не в состоянии соблюсти единообразную технологию для получения стабильного результата! Не надо забывать, что это 100% шерсть. Т.е. разброс по свойствам заложен не в гуляющей технологии превращения исходного сырья в нитку, а в самом сырье, изначально. Свойства сырья могут отличаться в зависимости от сезона, это объективное обстоятельство.

Если личный вязальный опыт достаточно велик, он позволяет слегка расширить категорию случаев, когда можно рискнуть обойтись без образца, включив в нее те пряжи, с которыми нет непосредственного знакомства, но свойства которых этот самый вязальный опыт позволяет предсказать. Хотя тут уже ключевое слово - рискнуть.
Вот, допустим, для Калинки-party


я образца не вязала. Рискнула предположить, что Сибирь, по своей природе, крутке и толщине очень подобная моей знакомой Новозеландской, и поведет себя очень подобно, тем более, что и производитель у них один, они обе троицкие. Доверилась своим ощущениям и опыту. Ну, и вязальный опыт в этом случае не подвел, предположение оказалось верным. Вещь показываю после особо жесткой ВТО - как видите, ни размеры, ни пропорции не нарушились.

Врубеля тоже вязала сразу, без образца


Распускать плотное полотно с мохером, да еще после качественной стирки, дело дохлое... эту нитку потом только на носки. А это у меня были остатки, не было уверенности, что могу себе позволить какое-то их количество выкинуть на образец, могло бы на вещь не хватить...
Ну и, опять-таки, вязальный опыт и без образца уверенно подсказывал, что получится в итоге и как будет себя вести. Как видите, не подвел - вещь, естественно, как и все остальные, показываю после финишной ВТО, полет нормальный.

Второй случай, когда без образца можно обойтись, это когда вопросов с размерами, пропорциями и посадкой не существует в принципе. Ну, например, если это пледик


Ну, станет он чуть меньше, чуть больше или чуть квадратней - какая разница?..

Чем больше по размеру будущая вещь, тем более необходим образец. Смотрите, если у пряжи (или узора... или их сочетания...) есть какой-то коэффициент изменения (усадки-растяжения равномерно во все стороны... в длину... в ширину... перекашивания...), он все равно не 2. Ну, т.е. даже если вещь подсядет или растянется, это все равно будет не в два раза, а гораздо меньше, верно? Допустим условно, на 10%. Если у нас на 10% увеличится в длину, условно, шапочка, и вместо 20 см станет в высоту 22 см, это практически не будет заметно и не исказит пропорции вещи. А вот если на 10% в длину увеличится, условно, пальто, общая длина которого 1 м, и станет 1 м 10 см, это будет уже очень существенно, и, если не заложить это изменение в расчет изначально, может принципиально порушить все пропорции вещи и вообще всю идею.

Вот хороший пример - в мужском джемпере из сета Ловцы жемчуга пришлось буквально после одного дня носки распускать и укорачивать рукава.


Почему это произошло? Как раз по той причине, что я как-то схалявила, прохлопала именно поправку на коэффициент деформации. Рукав же штука узкая, но длинная, т.е. в длину он раз в 5-6 больше, чем в ширину. Соответственно, если в ширину он изменится на какую-то величину N, то в длину-то это изменение составит N х 5, а то и на все 6! А это уже очень ощутимо.
Особенно если, как в этом случае, сама пряжа по своим свойствам тяжелая, струящаяся, стремящаяся вытянуться вниз просто под своим весом... Тогда коэффициент деформации нужно закладывать еще больший, т.е. в формулу расчета нужно еще и фактор времени заложить, потому что вытягивание под своим весом не событие, а процесс, который продолжается в течение какого-то времени, и пример постиранного образца не даст нам этого коэффициента в точности, а только представление о том, каким он будет.

Надеюсь, вы уже поняли, к чему я клоню - основной смысл образца я вижу именно в том, чтобы подвергнуть его ВТО. Желательно даже чуть - а лучше не чуть, а конкретно - более жесткому, чем текущие стирки, которым будет подвергаться в процессе эксплуатации готовая вещь.
Вообще финишная ВТО, что совсем не то же самое, что текущая стирка, в моем вязальном процессе является совершенно непременным и важнейшим этапом создания вещи, и заслуживает особого отдельного разговора.

Наверняка вы миллион раз читали в вязальном интернете миллион жалоб и возмущений типа "связала свитер, был нормальный, а после безобразно растянулся... деформировался... сел... рукава стали до колен... топик стал как платье... платье стало как топик" и т.д. Зачастую из этого делается парадоксальный и фатально неверный вывод "какая плохая пряжа, так меня подвела". Или "узор не подходит для этой модели".

Вот поверьте моему опыту, что в 99 таких случаев из 100 просто не было связано образца. Или - что уж вообще полный маразм! - образец связан-то был, но не был постиран, расчет делался по нему без ВТО. Т.е. эти претензии ну вот ни малейшего отношения на самом деле не имеют ни к пряже, ни к узору, только к автору изделия. Это все равно как возмущаться, что вот яйцо было жидкое, а после варки стало твердым, типа какое неправильное яйцо. Да нет, яйцо-то как раз правильное! Оно и должно вести себя именно так, после варки приобретая какие-то другие качества! Неправильно этот факт игнорировать и пытаться строить свою идею, не учитывая его.

Нельзя не сказать, что, как это ни странно, в вязании образцов есть и своя негативная сторона. Конечно, не в самих образцах, а в том, что нередки случаи, когда они просто вытесняют и подменяют собой вязание реальных вещей. Наверняка вы, реально или виртуально, наблюдали такой феномен, как "вязальщица образцов". Обычно это идет в комплекте с закупками пряжи в товарных количествах.
Психологически это очень можно понять - заполучив очередную пряжу, хочется немедленно удовлетворить свое любопытство, попробовать, какова она в деле... Под влиянием этого чувства немедленно вяжется образец, абстрактный, в пространство, никак не соотносящийся ни с какой конкретной вещью. Первый порыв любопытства таким образом удовлетворяется, абстрактный образец благополучно откладывается в сторону, и, в рамках того же сюжета, вяжется следующий, из следующей новой и прекрасной пряжи. Психологически таким образом проставляется некая галка, снимающая чувство вины - ситуация воспринимается не как "я купила очередную порцию пряжи и даже к ней не прикоснулась", а как "я купила очередную порцию пряжи и что-то из нее связала", что, как мы понимаем, является полной фикцией.
А там и новые, не менее прекрасные пряжи подоспевают... и снова провоцируют на вязание очередных бессмысленных образцов... В результате мы имеем некий порочный круг, когда количество пряж и отвязанных образцов неуклонно растет, а количество законченных вещей либо стоит на месте, либо вообще равно нулю.

Мне такой результат категорически не нравится. Радует то, что лично мне он и не грозит. Главным образом потому, что я не вижу никакого смысла в абстрактном образце. Если я когда-то соберусь таки что-то действительно связать из этой пряжи, абстрактный образец мне просто мало чем поможет, мне все равно придется вязать еще один, конкретный, той вязкой, которая планируется для вещи, и вообще исходящий из замысла этой вещи.
Соответственно, потраченные на абстрактный образец, т.е. впустую, время, пряжа и телодвижения мне кажутся неадекватно высокой ценой за немедленное удовлетворение любопытства. Тем более, я точно знаю, что удовлетворю это любопытство посредством создания вещи, а не бессмысленного квадратика, и, с моей скоростью вязания, это произойдет очень быстро, столько времени я уже как-то потерплю.

В общем, образец - это точная иллюстрация старой истины, что скупой платит дважды. Очень велика вероятность, что, "сэкономив" время на вязании и ВТО образца, мы в итоге потратим гораздо больше времени на перевязывание и исправление дефектов целой вещи. Я уж не говорю об испорченном настроении. А в некоторых случаях это грозит еще и испорченной пряжей, потому что далеко не всякая пряжа спокойно, не теряя вида и свойств, переносит распускание. Ну, а уж про испорченное настроение будущего владельца вещи, которому она внезапно в процессе эксплуатации преподнесет какой-нибудь поганый сюрприз, я и совсем даже думать не хочу.

Так что осмысленный, привязанный к конкретной вещи образец, подвергнутый осмысленной ВТО - это ни в коем случае не то, чем стоит пренебрегать! Наоборот, это как раз тот случай, когда перебдеть однозначно лучше, чем недобдеть.

технология, практикум

Previous post Next post
Up