Выставка в ЦДХ на Крымском открыта до 11 января. Пока праздники, можно сходить!
Но, благо, чуть ли не все работы представлены в интернете, можно познакомиться с ними и не выходя из дому.
Этот тот случай, когда репродукция практически ничего не теряет по сравнению с оригиналом, поэтому я не призываю вас непременно тащиться на выставку.
Но обратить внимание на этого художника - если вы до сих пор этого не сделали - призываю определенно.
Не хотелось бы, чтобы в моих словах был услышан какой-то пафос или, тем более, претенциозность, которых нет и в помине, но не могу не поделиться поразившим меня саму наблюдением.
Если говорить о выразительных средствах, то Ложкин - это, в сущности, анти-Малевич. Не в том смысле, что анти, а как обратная сторона этой медали, еще точнее - как негатив.
Исходя из того, что выразительные средства живописи - это цвет, взаиморасположение и взаимовлияние различных цветовых областей, Черный квадрат, как будто бы, формально, и не является живописью. Там, как будто бы, и цвета-то нет.
Формально он сделан уже практически без использования выразительных средств собственно живописи. А по сути - претендует на то, чтобы быть квинтэссенцией, высшим воплощением живописи.
Ложкин же, наоборот, формально оперирует всем классическим арсеналом живописных выразительных средств. А то, что получается в результате, конечно, некий автономный способ высказывания, но подходить к нему с живописными критериями и мерками уж точно не стоит. Это что угодно, но только не живопись.
Если и пытаться отнести это к какому-то из сложившихся типов самовыражения, то, пожалуй, это ближе всего к литературе.
Наивное искусство по самой своей природе предоставляет благодатное поле для спекуляций. Я не имею сейчас в виду спекуляцию литературную, сюжетную или социальную, я говорю о спекуляции сущностной, т.е. эстетической.
И в этом смысле нельзя не признать, что Ложкин настолько чист и далек от спекулятивности, насколько это возможно. Что, в свою очередь, позволяет разглядеть за его плечом не тени искушенных Генералича и таможенника Руссо, но светлую и простодушную тень Пиросмани.
В общем, если вы меня спросите, живопись ли это, мой ответ определенно будет - нет.
Но спросите меня, искусство ли это, и я без тени сомнения скажу - да.