Новодевичий монастырь, Прохоровская часовня

Jun 21, 2019 12:05

Некоторые сообщения принято предварять словами "ты только не волнуйся". Видимо, чтобы уберечь наиболее чувствительные натуры от встречи с ужасным, потому что наиболее чувствительных кондрашка хватает сразу после этих слов. Ну так вот, предваряю - вы только не волнуйтесь! И, на всякий случай, уберите от мониторов искусствоведов, детей и беременных женщин.




Письмо позвало в дорогу - всегда хотела это сказать! И вот. Правда, это было не совсем письмо. Это были фото. Чьи-то фото принесла мне лента фб, и я... им не поверила. Подумала, фейк, фотошоп, происки врагов, Обама, русофобия, вот это вот все. Ну не может такого быть, чтобы среди бела дня можно так надругаться над памятником истории, культуры и архитектуры не где-нибудь, а в центре Москвы, в самом Новодевичьем монастыре!
Да, собственно, и зачем бы это делать??? Эта часовня - усыпальница промышленников Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры, ее строительство началось в 1911, а завершилось в 1917 году. По меркам архитектурного сооружения, если это не сарай для лопат, это просто ничто, новехонькая.



А это совсем не сарай для лопат! Часовня построена по проекту Владимира Александровича Покровского (6 [18] марта 1871, Москва - 30 апреля 1931, Ленинград), русского зодчего, градостроителя, реставратора, исследователя архитектуры, преподавателя, общественного деятеля, академика и действительного члена Императорской Академии художеств. Скульптурный декор выполнен Владимиром Александровичем Беклемишевым (3 (15) августа 1861, Екатеринослав - 21 декабря 1919, Новоржев), русским скульптором из рода Беклемишевых, ректором Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Интерьер часовни украшают мозаики Владимира Александровича Фролова (1874, Санкт-Петербург - 3 февраля 1942, Ленинград), русского художника-мозаичиста. Москвичи знакомы с его работой по мозаичным панно на станциях метро Маяковская, Автозаводская и Новокузнецкая. Сейчас часовня закрыта, никаких сведений о том, когда можно увидеть ее интерьер туристу, а не обитателю монастыря, обнаружить не удалось, так что загуглите картинки мозаик сами, похоже, это все, что нам остается.



Часовня была возведена на средства Николая Ивановича Прохорова над могилой его отца Ивана Яковлевича Прохорова. И.Я.Прохоров при жизни очень поддерживал Новодевичий монастырь силами и немалыми денежными средствами. В качестве монахини там жила его родная сестра. Когда была построена часовня-усыпальница, в нее были перенесены останки других членов семьи Прохоровых, среди которых было немало славных благотворителей и щедрых меценатов, многое сделавших не только для этого монастыря, но и для всей российской культуры и истории.



В интернетах за часовней прочно закрепилось определение неорусский стиль, для чего есть вполне очевидные причины. Но мне кажется, что это дезориентирует, поскольку сливается с тем, что принято называть стилем псевдорусским, примерно ГУМом. На самом деле Прохоровская часовня, конечно же, рафинированный образец русского модерна.



Если вы развернули пост и дочитали до этого места, то уже понимаете, чем было вызвано предупреждение только не волноваться. Да, сейчас часовня действительно выглядит вот так. Как ни трудно мне было поверить своим глазам, но те фото из ленты оказались не фейком и не фотошопом.



Кровля ее, еще недавно бывшая золотой, действительно выкрашена краской. И цвет этой краски действительно такой желтый, действительно такого оттенка, который я в предлагаемом контексте иначе как неприличным назвать не могу. Честно говоря, в жизни он еще неприличней, мягкое вечернее освещение его заметно смягчило на фото.



Вот, простите за особо садистскую подробность, кружевные решеточки на окнах покрашены поносным желтым, а на двери - нет, осталась родная позолота. Не знаю, из каких соображений. Может, поносный как раз закончился, решили, ну не открывать же ради одной одной двери новую банку, денег же стоит, засохнет, пропадет, жалко... не знаю.



Москвичи хорошо знакомы с этим специфическим желтым, потому что это базовый цвет всего московского жэк-арта.



Хотя - никогда не думала, что скажу такое! - в жэк-артовском варианте он смотрится гораздо... эээ... гуманней. Да что уж там, не побоюсь этого слова, гораздо лучше. Наверное, потому, что обычно идет в паре с таким же придурочным зеленым, который его, извините за выражение, уравновешивает. А, может быть, потому, что в жэк-арте применяется часто, но дробно, в малых объемах.



Ну и, конечно, потому, что забор или поребрик (я из Екб, и у нас это тоже называется поребрик, как в Питере, а не бордюр, как в Москве) - это не изящнейший архитектурный памятник русского модерна, проникнутый сложным, тонким, интимным настроением.



Да и мемориального смысла забор никакого не несет, не возведен он в честь и в светлую память людей, многое сделавших для этого города и этой страны. В общем, забор - это просто забор, его не жалко, за него не стыдно.



Фотки с золотом, с которых этот пост начинается, я честно стырила в интренете, прошу прощения у их авторов, с удовольствием их укажу, если они того пожелают. К сожалению, своих таких фоток у меня нет и уже не будет. А вот фотки в жэковском желтом - мои, я их лично сделала не далее как вчера, 20 июня 2019 г.

Я не стану даже пытаться гадать, что случилось с прекрасным золотом, которое буквально пару лет назад выглядело более чем благополучно. Чем была вызвана необходимость его уничтожить. И, если даже такая необходимость объективно возникла (хотя я и не в состоянии предложить ни одной убедительной версии для этого), почему нужно было покрасить несчастную беззащитную часовню именно этой жэковской желтой. Во-первых, моего скудного воображения для этого все равно не хватит.

А, во-вторых, какая уже теперь, собственно, разница. Дело сделано, теперь можно сколько угодно закидываться и подбирать эпитеты (если вам интересно, мне наиболее точной кажется формулировка из УК "с особым цинизмом"). Какова бы ни была предыстория, она уже никак не влияет на тот факт, что сейчас Прохоровская часовня выглядит вот так.



Если вы подумали, что это единственная жертва в Новодевичьем, я вынуждена вас огорчить. Не буду оглашать весь скорбный список утрат, приведу лишь еще один пример. Это - контрфорсы стены Новодевичьего монастыря.



А это, кажется, называется сайдинг. И какая уже сейчас разница, в конце XVI или в начале XVII была построена эта стена, если хозяева сочли сайдинг достойным решением для ее реставрации. Да, они действительно считают, что смысл термина "реставрация" именно такой.



Зато смысл термина "хозяева" РПЦ на этом примере раскрывает более чем наглядно - какой захотим краской, такой и покрасим, каким захотим сайдингом, таким и, простите, обделаем. А вам всем вообще на территорию вход только до 17.00, и скажите спасибо, не захотим - вообще не пустим. Тут вам не музей!

Наивная Википедия до сих пор считает, что "Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества" - думаю, пора бы уже проинформировать человечество о том, что его достояние в прямом смысле превратили из божьего дара в яичницу.

В общем, Спасскому собору Андроникова монастыря, да и всему Андроникову монастырю, приготовиться. РПЦ решила, что и его пора уже, наконец, забрать у Музея Рублева. А раз решила, значит, заберет - не вижу, что могло бы этому помешать. Во всяком случае, не в Москве. Есть парочка городов, где у музея был бы шанс, есть... но ни один из этих городов не Москва.
Так что нам всем стоит, не теряя времени, бежать в Андроников монастырь. Пока там еще музей. Запомнить его таким. Кто знает, в какую яичницу обречен превратиться он?..

Москва

Previous post Next post
Up