Чебурашка. Голос нижнего мира

May 06, 2014 14:15

Помните, при советской власти один раз в год, весной, в булочных появлялось специфическое изделие, именовавшиеся "Кекс весенний"? А в конце зимы в городских парках устраивалось гулянье под названием "Проводы русской зимы"?




Актуальная власть в любой момент стремится отменить, запретить и аннулировать все отголоски прошлых идеологий и культов, заменив их культом себя. До конца ей, как правило, не удается этого сделать, в особенности на низовом, бытовом уровне. В результате формулируется какое-то компромиссное решение.

- ОК, раз мы не можем полностью изгладить из вашего сознания Пасху и вам по этому поводу так необходимы куличи, пусть они будут. Но слово Пасха не произносим, куличи называем Кексами весенними!
- Отлично! Пусть это будет называться хоть Кексами весенними, хоть как угодно, но у нас будут наши пасхальные куличи!

- Жаль, конечно, что мы не можем вам запретить отмечать конец зимы, но мы запретим называть это Масленицей, пусть это будут Проводы русской зимы!
- ОК, называйте, как хотите, но мы исполним свой древний ритуал встречи солнца с ритуальным поеданием его символов-блинов!




Ровно такой же механизм мы наблюдаем и в случае с древним культом мрачного хтоничекого божества, которое, по причине его ритуальной неназываемости, легко приняло заместительное именование Чебурашки.

А сооружаемые во множестве капища Чебурашки в рамках компромиссной логики именуются, как правило, детскими площадками.




Этот чисто формальный реверанс никого не может обмануть, да и не преследует такой цели. Об этом говорит хотя бы то обстоятельство, что пространство, окружающее капище, зачастую остается демонстративно, подчеркнуто пустым, никак не структурируется и уж тем более не оборудуется ничем, что хоть как-то превращало бы его в детскую среду.




Совершенно очевидно, что ритуал сооружения этих капищ призван умилостивить грозное хтоническое божество. Древний ужас, который оно в себе воплощает, в полной мере передается атмосферой этих капищ.




Идолища самого Чебурашки и, как правило, сопутствующих ему демонов его страшной свиты, сооружаются из любых доступных материалов и украшаются любыми подручными средствами. Значение имеет не ценность материала, а ритуал создания идолища и приношения ему жертвы.




Кровавые жертвы прошлого сегодня трансформировались в символические. Это могут быть живые или искусственные растения, предметы одежды и обихода, сама яркая краска, которой покрывается поверхность идолища, в общем, любые доступные объекты.




Иногда капища устраиваются таким образом, что обеспечивают комфортную возможность принести жертву не только работнику культа, обслуживающему объект, но и любому случайному прохожему. Более того, их конструкция недвусмысленно требует жертвы от всякого проходящего.




Любопытна тенденция формировать тело идолища непосредственно из земли и живых растений. В этом находит выражение как связь хтонического начала с землей и нижним, потусторонним миром, так и идея реинкарнации, символика циклической цепочки умираний и возрождений.




Такие растительно-земляные капища, может быть, сохраняют наиболее живую связь с древним культом, благодаря чему их эмоциональное воздействие на зрителя особенно сильно.




Впрочем, нельзя не отметить, что многие капища Чебурашки, независимо от их типа, производят невероятно сильное впечатление. Их создателям удается самыми скупыми средствами не просто воплотить древний хтонический ужас, но как бы трансформировать окружающее реальное пространство в метафизическое пространство нижнего мира.




Предметом настоящей главы стали, в основном, стихийные проявления древнего хтонического культа, порожденные непосредственно народным сознанием, не прошедшие сквозь идеологический фильтр официоза. Именно они, свободные от конъюнктурных редакций и какой бы то ни было цензуры, наилучшим образом раскрывают первоначальный смысл этого культа и демонстрируют истинное лицо беспощадной хтонической силы, обозначаемой в современной культуре как Чебурашка.

В следующих главах мы проследим, как трансформируется этот образ, когда его берет на вооружение государственная машина.

*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с багодарностью будет сделано.

сага о Чебурашке

Previous post Next post
Up