Когда в вещи так много такого активного цвета, декор становится настоящим минным полем. Любая лишняя бусина может все взорвать к чертовой матери. В принципе, самый безопасный и беспроигрышный вариант с такими цветами - вообще от декора отказываться по принципу «золото в позолоте не нуждается».
Но не в этом случае. Здесь декор был совершенно необходим чтобы вещь могла рассказать свою историю, чтобы у нее была возможность быть русской. Соответственно, важно было этот декор очень точно дозировать. Это было непросто.
Русский костюм демонстрирует нам такое количество таких невероятно красивых идей декора, что хочется использовать их все. Конечно, в первую очередь, большое искушение возникает по поводу вышивки. Но от нее как в буквальном смысле, так и от ее имитации я отказалась по двум причинам - во-первых, не смогла себе представить, как это сделать, чтобы не было банально. Во-вторых, посчитала, что это нанесет ущерб обобщенности образа, сделает его более узким и привяжет к конкретному первоисточнику.
В общем, в декоре я пошла по пути соответствия не букве, а духу первоисточника. Решила опереться на такое выразительное средство, как разница фактур. Что невольно помогло мне соблюсти такой основополагающий принцип создания традиционного костюма, как безотходность.
Русское платье было второй из двух моих красных работ. Первой красной работой был комбинированный с нунофелтом (авторства
Евгении Мартыновой) теплый жакет.
От него осталось какое-то количество и нунофелта, и лоскута павловопосадских платков в их первоначальном состоянии. Это были совсем невразумительные куски, которые в целом виде если куда и можно было употребить, то на какую-то совсем мелкую форму типа шапочки или сумочки. Но, как вы знаете, мелкая форма - не моя стихия, так что если бы не это платье, эти куски валялись бы у меня невесть сколько, загромождая жилище, которое и так уже моими усилиями превратилось в мастерскую…
Но тут очень вовремя возникла тема русского платья, и эти несчастные куски были удачно утилизированы. Я порезала их на лапшу
из которой и связала квадраты нижнего ряда.
Вместе с остатками платкового лоскута и нунофелта я мечтала таким же образом утилизировать сто лет валяющийся кусок красной вискозной подкладки - вы можете видеть кучки этой вискозной лапши слева и справа. Но этот номер, к моему большому сожалению, не прошел - вязаное полотно из вискозной лапши оказалось неприемлемо грубым и непластичным. Так что все это любовно порезанное вискозное великолепие пошло в помойку. О чем до сих пор горько сожалению - его цвет и атласная фактура мне бы очень пригодились в этой вещи!
Лапша резалась строго на глаз, просто ножницами, без каких-либо специальных приспособлений и предварительной разметки. Опытным путем была определена минимально возможная ширина (уже которой лапша начинала просто рваться). Для вязания полоски никак дополнительно не скручивались, вот прямо как есть плоские, так и вязались.
Между собой в процессе вязания полоски соединялись путем накладывания концов друг на друга. Знаете, это когда одна петля провязывается одновременно двумя концами, старым и новым, а потом продолжаем вязать уже новым. При этом способе нужно оставлять на изнанке свободно болтающиеся концы старой и новой нитки (полоски), которые по окончании вязания закрепляются узлом.
При относительно небольшой площади деталей, связанных из этой лапши, этот декор стоил мне в очередной раз сорванного запястного сустава. Если захотите где-то использовать такую идею, имейте в виду - это дело очень физически трудное! Трудно и нарезать нужное количество лапши, трудно и вязать из нее.
Но оно того стоило! И платок с нунофелтом меня не подвели. Получились как раз такие «половички», как мне хотелось.
Эти рабочие фото сделаны до стирки и ВТО,
поэтому «половички» здесь слишком выпуклые и мохнатые.
В окончательном состоянии они примерно такие
Эти «половички», наивные и примитивные, своим присутствием обеспечили решение множества очень важных атмосферных задач - сорванный сустав того стоил!
Именно они вносят ту совершенно необходимую в сюжете народного костюма ноту рукотворности (посконности, сермяжности и домотканности).
Линия на максимальное обобщение, которой я последовательно придерживалась, будучи доведенной до логического абсолюта, неизбежно привела бы к некой монументальности и пафосности образа
«Половички» же как нельзя лучше этот пафос сбили, сообщив вещи теплоту, камерность, личностность и юмор.
И снова о цвете. Обратили внимание, узнали?..
В самые критические, страшные, смертельные минуты сознание - и даже больше, наверное, подсознание - как к спасительным и защитным, обращается к самым ключевым, родовым и глубинным образам и знакам.
Так что вот, еще одно подтверждение - и все-таки красный…
Второй и, собственно, последний элемент декора - пуговицы. Пока до них конкретно дело не дошло, я умозрительно была уверена, что они будут золотые. Не тут то было!
Все попытки пристроить любые из большого набора имеющихся у меня золотых пуговиц моментально придавали вещи какое-то совсем ненужное звучание. Стоило приложить одну золотую пуговку, как одновременно с русской откуда-то явственно возникала тема почему-то английского йомена
Пришлось производить большие раскопки в закромах родины, и методом тыка выяснять у полностью готового платья, на какие же пуговицы оно согласится. Из всех предложенных пуговиц ему решительно не нравились никакие, пока неожиданно не оказалось, что в качестве пуговиц оно согласно вот на эти бусины
Это бусы еще институтских лет моей мамы. Их с полным правом можно было бы назвать винтажными, но в нашем контексте мне кажется более правильным красивое древнерусское слово поряпанные. Собственно, за эту нужную степень поряпанности платье их и полюбило с первого взгляда, тогда как новые деревянные пуговицы, которые ему тоже предлагались, были отвергнуты как раз за то, что лезли в глаза своей новизной.
Ну, мы, как известно, не ищем легких путей… Бусы были раздраконены и модифицированы в пуговицы с помощью дремеля.
Деревяшка - это вам не коралловая бусина и даже не перламутр, так что с этим я благополучно справилась своими силами.
Сделать, собственно, требовалось небольшой пропил, чтобы нитка, которой пришивается бусина, не обтекала ее, торча наружу, а утапливалась в тело пуговицы.
Вот и все о декоративных элементах этого платья. Осталось рассказать только про орнамент.
*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с багодарностью будет сделано.