В формате дома-музея часто бывает смотреть совершенно нечего, на мой вкус. Ну какая разница, на каком именно стуле сидела та или иная знаменитость?
Тем более, что обычно этот самый стул там в лучшем случае какой-то абстрактный стул соответствующей эпохи, подобранный для создания атмосферы, а то и вовсе современная стилизация. Вот и в родном доме Наполеона на Корсике аутентичных экспонатов, прямо скажем, немного.
Среди них, например, вот это очаровательное генеалогическое древо Бонапартов, частично вышитое, а частично выполненное из засушенных трав и веточек.
Вот эта кровать Наполеона. Которая для меня поставила точку в сомнениях, таким ли коротышкой он был - приходилось в интернетах где-то встречать утверждения, что, дескать, он был нормального среднего роста, про коротышку это все навет. Не навет! Я, со своими обычными 173 см, на этой кроватке могла бы спать только калачиком, во весь рост не получилось бы.
Но все это, честно говоря, для меня составило гораздо меньший интерес, чем сам дом.
Он большой. Для одной семьи даже можно сказать огромный.
На каждом из трех этажей могла бы получиться прекрасная воронья слободка - там множество комнат и комнаток запутанной планировки.
Со всех сторон Бонапарты были плотно окружены соседями.
На небольшом острове местом, пригодным под строительство, разбрасываться не приходится.
Так что Бонапарт ты или не Бонапарт, а соседское белье будет сушиться прямо у тебя перед носом, и соседские дети будут орать прямо тебе в ухо.
Но вот что меня действительно поразило, это декор интерьеров.
По-современному говоря, ремонт. А говоря по-правильному - альфрейная техника.
Стены и потолки во всех комнатах украшены росписью.
Если я верно интерпретировала странную корсиканскую речь, все росписи в доме восстановлены по аутентичным образцам и с соблюдением аутентичной технологии.
Во времена юности будущего императора только одна парадная комната во всем доме была обита тканью. Вот примерно так это выглядело, они реконструировали с максимально возможной точностью.
И, честно говоря, на мой вкус это наименее интересный из всех интерьеров дома - ну, ткань и ткань, эка невидаль.
Я бы не сказала, что это выглядит настолько эффектно, насколько это дорого в исполнении и муторно в эксплуатации. Другое дело - роспись. По-моему, это гениально!
Вы посмотрите только, как убедительно, декоративно и многодельно это выглядит.
А в исполнении - всего-то подбери нужные краски и правильный трафарет.
При ближайшем рассмотрении можно обнаружить несколько приемов росписи.
Это могут быть просто полосы, или полосы, дополненные принтом по трафарету.
При всей простоте самих мотивов за счет их множественного повторения возникает очень красивый эффект.
Может быть роспись, имитирующая лепнину.
Видите, прорисованы даже тенюшки, подчеркивающие иллюзию объема.
А еще интересный и богатый прием - сочетание подчеркнуто механистического, трафаретного и линейного рисунка и свободной росписи в реалистичной манере.
Во всех эстетических впечатлениях я стараюсь находить практическое зерно, выявить и утащить какой-то красивый ход в свою копилку визуальных решений.
Это большое собрание интерьерных росписей стало для меня совершенным сюрпризом и здорово пополнило копилку практических идей.
Что бы мы ни делали, конечный пользователь чаще всего понятия не имеет, из чего складывается визуальное впечатление от вещи, из какого сора те стихи. Да ему и не нужно иметь понятия, он должен видеть не то, что есть на самом деле, а то, что мы хотим, чтоб он видел.
Но с точки зрения мастера вот такого рода решения всегда самые интересные и ценные, которые позволяют простыми и недорогими средствами обеспечить сложный и богатый результат.
И я сейчас вовсе не только о росписи стен! Хотя этот прием абсолютно пригоден для нынешней реальности, в чем-то даже более пригоден, чем многое из того, что предлагается в этой области.
Я вам предлагаю взглянуть на это решение шире, оценить его идеологическую красоту. Возможно, в чем-то и где-то вы используете этот ход. Я - точно где-то использую.