Вирусное образование

Apr 13, 2008 10:24


Впервые в контексте обучения я встретила этот термин в объявлении о мини секции про Интернет-образование. Был обещан Докладчик, «который расскажет нам про вирусное образование - то, что мы наблюдаем сейчас в ЖЖ благодаря ему». Как на мой вкус, не очень удачное название, слишком плотная ассоциация с вирусным маркетингом, отношение к которому достаточно скептично. Не могу сказать, что на собственном опыте набрала внушительную базу для обобщений, но какие-то наблюдения есть.

Как известно, электронное обучение - тема, которая мне интересна. Поэтому, когда я впервые столкнулась с тренингом в ЖЖ, я тут же попробовала это на себе. Тем более, что тема была интересная. Тренинг реально удался, было интересно, было полезно, собралась хорошая группа. И все участникам очень повезло - был классный тренер, компетентный, свободно работающий в условиях он-лайн вещания, и, главное, выстрадавший то, о чем он говорил. Благодаря этому атмосфера была дружелюбной, а касты воспринимались на одном дыхании.

Наверное, понятно, что мне тренинг понравился. Единственный момент, который затруднил жизнь, - отсутствие читабельных материалов (все-таки, я ужасный визуал). Но и это легко решилось. Во-первых, старый добрый метод «ручка и бумажка», во-вторых, участники готовили по кастам MindMap'ы.

Совсем недавно прослушала демо-каст другого тренинга, который имел сходные начальные позиции: компетентный тренер и интересная тема. Если честно, то одолела с трудом: полтора часа монотонного бубнения, причем 30-40% времени уходит на м-м-м и э-э-э. Слушала в 4 приема. Почему не бросила? Потому что по этим полутора часам было разбросано столько полезных жемчужин, что пройти мимо было бы непростительной глупостью.

Что получается? Получается, что мотивированный участник в любом случае тренинг пройдет. Но все же, наверное, этим не следует злоупотреблять. Тренер должен проникнуться тем, что выдавать полезный, практический проверенный, материал - это необходимое, но не достаточное условие. Все же следует продумывать не только план говорения на сегодня, но и примерный текст, стараться ограничивать каст во времени, и не забывать об интеракитве (да, вещание в касте однонаправленно, но никто не запрещает вводить псевдоинтерактивные заморочки - прямые обращения, вопросы слушателям и т.п.)

А теперь о вирусах. Та волна он-лайн тренингов, которая накрыла ЖЖ в марте, была порождением тренинга по информпродуктам, в рамках которого был организован флешмоб «Свой тренинг за 3 выходных». То есть за три выходных предлагалось сформулировать идею и дать старт собственному он-лайн тренингу, и в игру включилось 354 участника. Понятно, что за 3 выходных подготовить что-то качественно без предварительной базы практически нереально, что, собственно, и было доказано (хотя цель исходного флешмоба, как я понимаю, была не в качественном продукте, а именно в возможности старта).

Из этой обоймы я попробовала один тренинг, причем немного промахнулась с темой. Скучно было неимоверно (несколько бонусных кастов до сих пор лежат не прослушанные). Удивительно-1 то, что тренер - профессионал в вопросе, а вопрос касается проведения тренингов. Удивительно-2 то, что живыми получились спонтанные касты, тематика которых не была заявлена в плане, а материализовалась в ходе тренинга. Удивительно-3 то, что самый нудный каст был посвящен разбору домашних заданий (кажется, что может больше цеплять участников).

Так о чем я? А о том, что новая технология не решает старой проблемы, проблемы с тренером. Несмотря на доступность технологического решения как для тренеров, так и для участников, это не есть залогом успеха вирусного образования, если уж так хочется использовать этот термин. Хотя, безусловно, та же доступность дает возможность поучиться у таких специалистов, которых иначе как в таком формате в тренеры не получишь.

Текст в тему

Интересности он-лайн

Previous post Next post
Up