"ЗИМНИЕ ГРЕЗЫ": ТРИ ПРЕМЬЕРЫ ВЕЧЕРА АНГЛИЙСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Mar 14, 2015 15:33
ПЕРМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА 08.02.15. «КОНЬКОБЕЖЦЫ» ФРЕДЕРИКА АШТОНА «КОГДА ПАДАЛ СНЕГ» ДАГЛАСА ЛИ. «ЗИМНИЕ ГРЕЗЫ» КЕННЕТА МАКМИЛЛАНА
"ЗИМНИЕ ГРЕЗЫ": ТРИ ПРЕМЬЕРЫ ВЕЧЕРА АНГЛИЙСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Премьера трех одноактных балетов английских хореографов разных поколений - Фредерика Аштона, Кеннета МакМиллана, Дагласа Ли - состоялась в Пермском театра оперы и балета в декабре 2014, на излете Года культуры России и Великобритании. По словам художественного руководителя проекта и главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко эти постановки объединяет «ощущение зимы». «Зима может ассоциироваться с мандаринами и подарками, а может - с временной смертью, которая является переходом из одного состояния в другое. Но как бы то ни было, зима всегда сопровождается надеждой на то, что снег растает, наступит весна, все будет хорошо».
В феврале 2015 премьерные балеты английских хореографов были повторены. Мне довелось увидеть спектакль 08.02.15. Падающий снег в тишине и темноте позднего вечера визуально присутствует во всех трех постановках и создает переливы обертонов настроения - атмосферу мягкости, легкости и игривого скольжения, грусти, надежды и призрачности.
I отделение КОНЬКОБЕЖЦЫ - российская премьера Одноактный балет на музыку Джакомо Мейербера, хореография Фредерика Аштона
Балет «Конькобежцы» - ранняя постановка Фредерика Аштона, представление-дивертисмент, в котором, тем не менее, чувствуется будущий мастер сюжетных балетов «story ballet». От исполнителей в нем требуется не только техническая отточенность, виртуозность, элегантность, но и актерская выразительность во взаимодействии с партнерами, в особой ироничности представления (создающей атмосферу «зимней забавы»).
[Нажмите, чтобы читать дальше и видеть фото]На сцене каток с ажурными арками. Вечер, свет ярких фонариков, приятная музыка. Конькобежцы (Оксана Вотинова, Евгения Крекер, Екатерина Полищук, Ольга Юдина, Кирилл Галимянов, Сергей Клочков, Олег Куликов, Ильшат Латипов) «скользят по льду», «ускользают» со сцены в арку, возвращаются в другую, повторяя это снова и снова (их ансамбль встроен между вариациями, па де де и па де труа). Четыре пары конькобежцев, выполняют комбинации прыжков и поддержек в четверках, двойках, тройках с хорошим синхроном. «Скользящий шаг» у этих конькобежцев, имитирующий катание на коньках, получился менее скользящим и более прерывистым, «подпрыгиваюшим», чем в «оригинале», а «острый шаг» на пальцах у всех получался более мягким.
Юноша в голубом (Руслан Савденов), один из центральных персонажей «ледовой забавы», сосредоточен, хорошо выполняет сложные комбинации прыжков, вращений своей вариации (правда, по замыслу хореографа, этот юноша - дерзкий и ироничный). Ноту озорства, непринужденности вносят девушки-подружки, танцующие с ним па де труа, - Полина Булдакова, Анна Терентьева - они быстры, «остры», точны и легки.
Романтический Дуэт в белом (Инна Билаш, Денис Толмазов) - наиболее точный ретро отсвет прошлого − легко соотносится с представлениями о викторианской эпохе и легко навевает скуку. Па де де в исполнении этого дуэта спокойно-лирично, холодновато-изысканно. Только при таком исполнении странно смотрятся эксцентрические, трюковые, элементы, - акробатические поддержки с партнершей в шпагате вниз головой (не всегда выполняемые «до конца»). Не хватает совсем немногого: победного блеска, смелости и передачи авторской ироничности! Завершающая кода объединяет всех в танце с ускоряющимся ритмом. И в финале - падающий сверху хлопьями снег. Самый жизнеутверждающий балет этого вечера.
II отделение КОГДА ПАДАЛ СНЕГ - мировая премьера Одноактный балет на музыку Бернарда Херрманна, хореография Дагласа Ли
Черный задник сцены, прожектора с желтоватым светом по ее периметру на невысоких штативах, чуть выше танцующих, направлены в зал, на танцовщиках (трех девушках и четырех юношах) черные трико и купальники с синтетическим блеском, их лица и руки выделяются на фоне многих оттенков черного. В этом балете соединена легкая, мягкая, текучая пластика с быстрой, безусильной, сменой поз и замиранием танцовщиков в статике. Танец - то соло, то в ансамбле, то в дуэте или трио - красив, изобретателен. Напоминает кружение хлопьев в освещенной темноте, погружает в состояние бесконечного наблюдения за падающим снегом, его легкими, изменчивыми вихрями и застывание-отключение от реального времени, углубление в себя (может быть, тогда в памяти и возникают фиксированные образы-сценки). [Нажмите, чтобы читать дальше и видеть фото]Интересно переключение внимания в этом балете: то наблюдаемое внешнее пространство динамических волн-имитаций, то внутреннее пространство застывших воспоминаний-размышлений. Как два пространства в стихотворении Бориса Пастернака «Снег идет»: буран, наблюдаемый поэтом сквозь «оконный переплет», «перекрестка поворот», и переключение на размышления о еще одном новом годе, о быстротечности человеческой жизни.
Исполнители (Инна Билаш, Ляйсан Гизатуллина, Альбина Рангулова, Руслан Савденов, Тарас Товстюк, Артем Мишаков, Кирилл Галимянов) в хореографии Дагласа Ли чувствуют себя гармонично, у них нет напряжения при выполнении движений, их гибкость естественна, свободна.
В финале - падающий искристыми крупинками снег. Именно это второе действие вечера, казалось бы, в убийственном монохроме бессюжетной неоклассики, получилось наиболее интересным и вызывающем желание вновь посмотреть и труппу, и хореографа-автора.
III отделение ЗИМНИЕ ГРЕЗЫ - российская премьера Одноактный балет на музыку Петра Чайковского, хореография Кеннета МакМиллана
«Зимние сны» о России Кеннета МакМиллана - одна из поздних постановок хореографа, создавшего шедевры сюжетных балетов. Этот балет поставлен по мотивам «Трех сестер» Антона Павловича Чехова. Если в чеховской пьесе от начала до финала проходят годы, то в балете - это один вечер-ночь. Кеннет Макмиллан - художник страстей, пределов человеческих переживаний, добирающийся до их самых мрачных глубин, − уплотнил чеховскую историю до балета в один акт. И не развернутые сюжетные линии на первом плане, главное впечатление от спектакля составляют атмосфера отношений, музыка состояний. «Чеховская»? По соединению сдерживаемой и прорывающейся эмоциональности, обыденности и иронии, наверно, да. По «нечаянности» соединений мелодических линий отношений героев, по недосказанности их диалогов, наверно, тоже, да.
[Нажмите,чтобы читать дальше и видеть фото]И лектор перед спектаклем, и буклет, выпущенный к Вечеру английской хореографии, рассказывают о том, что «три сестры», прообразы чеховских героинь, жили в Перми. «Зимние грезы» Кеннета Макмиллана для пермского оперного выбраны не случайно: продюсеры строят мифологическое пространство идентификаций. И это пространство резонирует. Мороз и снег на улице, прекрасно-грустный вечер балетных зимних грез от хореографов с «дальних берегов» порождают стабильное ощущение, что Пермь, - это город, в котором не исчезает желание из него уехать.
В глубине сцены, за прозрачным занавесом, вечерний свет абажура в доме сестер Прозоровых, накрыт стол, собираются гости, − праздничный ужин. Все танцевальное действие происходит перед этим прозрачным занавесом, в пустом пространстве сцены (то ли в холле, то ли во дворе), через которое «пробегают» в танце, в котором общаются и расстаются герои, исполняя дуэты, трио, соло. И где полетят редкие снежинки в финале. Звучит то фортепианная музыка, то гитары и балалайка…
В танцах много вращений, кружений, пируэтов, легких прыжков «мельком», − все это создает впечатление суеты, мимолетности. Из этих кругов не вырваться - энергетика танца приглушенная, окончания хореографических фраз нисходящие или замирающие, безусильные прыжки или «на излете», или с приземлениями в падения. Танцевальная часть балета начинается под бодрые звуки балалайки с фривольных танцев-игр Горничной (Кристина Елыкова) и офицеров (Алексей Будрин, Кирилл Галимянов, Ильшат Латипов, Алексей Санников). Смотрится странно, и не в силу откровенности (в сравнении с «Манон» и «Майерлингом»), а в силу явной нелепости происходящего. На контрасте, под фортепианную музыку следует трио сестер Прозоровых: Ольги (Наталья Макина), Маши (Инна Билаш), Ирины (Евгения Четверикова). Оно начинается их радостно-нежными объятиями, возвышенными надеждами (в рифму, заканчивается балет их грустно-смиренными объятиями, фатальным принятием судьбы). В розовом, самая младшая, - открыто-веселая Ирина, в темном коричневом, самая старшая, − сдержанно-строгая Ольга, в бежевом, − нежно-чувственная Маша. Лексика танца каждой из сестер близкая (арабески, пируэты, небольшие легкие прыжки жете), хореографические фразы одной продолжаются другой или обеими, или всеми вместе, − как чеховский разговор: то говорит одна другой, то говорят все вместе, то, в основном, каждая о своем. «Строгая», «Чувственная», «Веселая», − эти характеристики сестер мало меняются во взаимодействии с разными персонажами.
Балет развивается несколькими параллельными сюжетными линиями, которые «пересекаются» в пустом пространстве сцены. В них слышатся две основные мелодии отношений героев: возвышенно-романтическая, чувственная и - обыденно-реалистическая, нелепо-ироничная.
Романтические Дуэты Маши с подполковником Вершининым (Никита Четвериков) раскрывают историю их чувств: Дуэт-сомнение в начале, Дуэт-признание в центре, Дуэт-прощание в финале. Именно эта линия, благодаря Инне Билаш и ее партнеру Никите Четверикову, прозвучала наиболее внятно и эмоционально. Первый Дуэт Маши и Вершинина - прерывающийся суетой мимолетных общений всех гостей, их «пробежками» пересекающимися диагоналями, − дуэт недосказанного, невысказанного. После него короткое противостояние мужа Маши, Кулыгина (Дмитрий Крылов), и Вершинина (Никита Четвериков) − наиболее очевидный конфликт − тает в па-недомолвках. Конфликт снимается вмешательством Ольги. Чувства этой сурово-скучной дамы к Кулыгину не читаются, даже не обозначаются. И монолог Вершинина, идуший после него, развернутый, с интересной хореографией, − о чем он?
Трио младшей из сестер, веселой и беспечной Ирины, с капитаном Соленым (Денис Толмазов) и поручиком бароном Тузенбахом (Олег Куликов) под элегичную фортепианную музыку, - это ее равнодушно-ироничный выбор между двумя такими похожими военными или легкий флирт, не акцентирующий ни предпочтения, ни конфликта? Дуэт-состязание этих двух военных, под балалайку, невыразителен, они неожиданно неиндивидуальны, формально выполняют движения, не проживая, а обозначая противостояние. Их противостояние снова сглаживает Ольга. Ироничная смесь «народных» и «классических» па под гитарно-балалаечные мотивы характеризует дуэт Андрея, брат сестер Прозоровых (Марат Фадеев) и Наташи, его жены (Ольга Завгородняя), в силу невыразительности исполнения, не выделяется в общем калейдоскопе мелькающих лиц.
И, наконец, все наметившиеся линии конфликтов: Маша-Вершинин, Соленый-Ирина-Тузенбах, Соленый-Тузенбах, Кулыгин-Вершинин, − приходят в движение в общем вальсе, который строится как свободные передвижения-кружения и переходы-столкновения всех со всеми. После общего вальса - россыпь монологов разобщенных друзей и родных на этом домашнем празднике. Монолог Кулыгина - неуклюжий, приземленный (без прыжков), «косноязычный» танец, почти пантомима, из линии нелепостей обыденности спектакля. И далее, на контрасте, центральный чувственный Дуэт-признание Маши и Вершинина. Монологи Ольги, Ирины, Маши, в которых каждая, − о своем потаенном, невысказанном другим. Только в данном исполнении не совсем понятно, о чем (приходится догадываться, о чем сдержанно страдает Ольга, почему так равнодушно беззаботна Ирина, и только переживания Маши понятны).
Далее − два коротких, эмоционально негативных дуэта и один положительно ироничный. Дуэт Ирины с Соленым (с «поцелуем» и «пощечиной»). Дуэт выяснения отношений Маши и Кулыгина (с уговорами и отвержением). Эти эмоционально-негативные сюжетные линии срываются в самую развернутая нелепость представленной провинциальной жизни: соло доктора Чебутыкин (Евгений Рогов) с бутылкой водки и «пьяной» эквилибристикой со стулом на полу. Ольга тихо и мельком дезавуирует и это происшествие с гостем. Дуэт Ирины и Тузенбаха (казалось бы, разрешающий конфликтный треугольник согласием на союз) идет на фоне гитарно-балалаечной иронии хореографа.
В финале пронзительный и красивый Дуэт-прощание Маши и Вершинина, тот самый дуэт, с которого начинал создавать этот балет Кеннет МасМиллан. Наиболее сильная чувственно-романтическая линия обрывается. Но ничто не предполагает внезапной фатальной развязки совсем другого конфликта, Соленого - Тузенбаха, и смерти Тузенбаха. Эта смерть воспринимается как неожиданная и нелепая.
Тоскливый финал. Ольга, упорядочивающий центр жизни дома, терпит неудачу в своих усилиях. Маша, чувственный источник жизни, разочаровывается в любви. Ирина, очарование этого дома, после смерти жениха испытывает крушение надежд на лучшее будущее. Единственное утешение для сестер - они сами, их союз (финальная сцена их спасительных объятий, где все сестры в черном).
Прихотливое соединение иронически видимых нелепостей жизни и нелепости смерти с романтической силой чувственности и фатальной непреодолимости судьбы - такие «сны о русской провинции» когда-то «приснились» Кеннету МакМиллану.
В предложенном МакМилланом танцевальном темпе, артисты не успевают «прожить» драматические ситуации своей роли, а иногда не успевают даже обозначить соответствующее переживание. Полнота высказывания в сюжетном балете невозможна без усиления драматической составляющей каждой роли, поиска ее индивидуального рисунка, только выполнения танцовщиками всех необходимых па недостаточно. После больших сюжетных балетов К. МакМиллана, Дж. Ноймайера, Ж.-К. Майо на наших сценах «глаз» привык к драматической выразительности балетных артистов настолько, что ее отсутствие делает спектакль неполным, и интересной постановке пермского оперного необходимо добирать полноты драматического высказывания.