Суета конца года, уплотненный режим работы, чтобы высвободить дни предновогодних «новосибирских балетных каникул», - все это благодаря такому «Щелкунчику» и такой Встрече, сменились прекраснейшим гармоничным состоянием, которое для взрослого человека дорогого стоит. Эта Творческая встреча с Сергеем Полуниным запечатлена и на фото, и на видео (в начале видео есть прекрасная вариация Принца-Полунина), -
Остается только сказать слова благодарности. Чтобы сбылась такая Встреча мало любых специальных усилий. Просто нужно быть - быть таким Артистом, такими Служителями такого Театра, такими Поклонниками. В этой встрече была легкость естественности поступков, очевидность свободы для всех, - свободы спрашивать и рассказывать о себе (рассказывал о себе не только Сергей Полунин), удивительная мера искренности и деликатности, радость принятия друг друга, добрый смех зала, когда вопрос «зашкаливал» и мягкий юмор «отвечающего».
С Новым годом, Сергей! Пусть сбудутся проекты, планы, мечты! Новогодние поздравления - всем!
В прошлом году перед Новым Годом мне удалось посмотреть премьерный «Щелкунчик» в Новосибирске, в НГАТОИБе с Сергеем Полуниным в роли Щелкунчика-принца (29.12.13., вечер), и, несмотря на новогодние праздники, написать об этом спектакле.
Мой отзыв о том спектакле - на ветке «Балет в Новосибирске 9»:
Дорогие новосибирцы! У вас прекрасный театр и грандиозная премьера! Приехала в Новосибирск на день - посмотреть «Щелкунчик» (29.12.13., вечер). Впечатлений этот потрясающий спектакль дал много, и отзыв никак не заканчивался… С Новым Годом!
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, П.И. Чайковский «ЩЕЛКУНЧИК», 29.12.13. 9-й спектакль
Хореография Василия Вайнонена Постановщик - Игорь Зеленский Балетмейстер-постановщик - Вячеслав Хомяков Сценография - Эцио Фриджерио Художник по костюмам - Франка Скуарчапино Художник по свету - Виничио Кели Компьютерный дизайн - Марко Менегальдо
Маша - учащаяся НГХК Екатерина Сабанцева Щелкунчик - учащийся НГХК Антон Шатцкий Маша-принцесса - Вера Сабанцева Щелкунчик-принц - Сергей Полунин
1. Почему на «Щелкунчик» - в Сибирь?!
Поэзия света, снега, пространства Изначального стремления попасть на премьеру новосибирского «Щелкунчика» не было, - только понимание, что это было бы интересно. Но я увидела фотографии Виктора Дмитриева с «детской премьеры» «Щелкунчика», - с Губернаторской Елки, - и поняла, что спектакль надо видеть своими глазами. Что меня так «включило»? Сказочно красивый спектакль! Пиршество цвета, оттенков, деталей, традиционная хореография и солнечный праздник во 2-ом действии. Ценностный выбор постановщика.
Реальность спектакля оказалась эффектнее, чем ее фотопрезентации. В реальности спектакля магически воздействует еще и свет.
В первом действии. Лунный свет позднего вечера, освещающий заснеженный Дом-дворец, деревья и теплый свет огня свечей из окон. Свет звездного неба и свет созвездий свечей на ели (красноватые, белые россыпи огней). В сценах внутри Дома воссоздан таинственный полумрак как при освещении свечами (нити накаливания ламп-шаров в люстре - красноватые). В первом действии много снега. Занавес между картинами с проекцией летящих снежных хлопьев на темно синем фоне создает иллюзию погружения в бесконечное пространство падающего снега (эффект вызвал аплодисменты). Это чувство пространства поддерживается физическим ощущением воздуха в зале: огромная сцена, высоченный купол, ступенчатые амфитеатры, раздвинутые стены.
Во втором действии. В картине Грота свет (голубоватый, зеленоватый) создает магическое пространство превращений, а в картине Сладкого Пира золотой свет полудня - атмосферу Праздника. Проекции дворцов, садов распахивают перспективу в глубину сцены.
Дом и бездны. Дом и Мир. В этих пространствах и разворачивается спектакль.
2. Спектакль 9-й. Будут ли пиковые переживания или … все будет нормально?
Восторг до закипающих слез Не всегда хороший спектакль, хорошие исполнители дарят пиковые переживания (эти переживания разные в разных спектаклях, но всегда неожиданные и притягательные). От спектаклей с непредсказуемым Сергеем Полуниным можно ожидать пиковых впечатлений с большой вероятностью. Как оказалось, от постановщика Игоря Зеленского, - тоже. В этом спектакле были такие моменты, когда закипали слезы от восторга.
Дом-дворец. Начало. Открывается занавес. И по залу вздох изумления и крики: «Браво!» Тепло Дома и холод улицы. Этим Домом-дворцом с ажурными воротами, заснеженными деревьями, лунным светом и светом окон постановщики вызвали отклик из глубин психики у зрителей и открыли вход - «символический вход» в спектакль-сказку.
Космос любви. Адажио и соло 1-го действия Маши (Вера Сабанцева) и Щелкунчика-Принца (Сергей Полунин) и вальс снежных хлопьев (в программке - «снежинок», но они были «снежными хлопьями»). Ель в свечах на фоне звездного неба. Маша и Принц танцуют одни на огромной сцене: кружение, поддержки, параллельные прыжки, фиксированные остановки. Сергей и Вера в этой сцене создали дуэт, резонируя друг с другом, заполняя все пространство и откликаясь на его красоту. В вальсе снежных хлопьев замечательно танцуют девушки (солистки Анна Одинцова и Светлана Свинко): снежинки взлетают, кружАт, уносятся в вихре. После вихря прыжков шпагат Снежинок, - кульминационный вихрь прыжков жете по кругу Принца: Сергей «вылетает» из левой кулисы, движется по всему периметру пустой сцены и «влетает» в правую кулису, описывая «магический круг». И Вера «влетает» в «магический круг» - линией прыжков шпагат.
В этой сцене нет холода. Звездное небо и ель волшебного синего цвета. Снежные хлопья - теплый снег, девушки танцуют в юбках-полусферах, придающих мягкость их движениям. В этой сцене возникает магическое пространство рождающейся любви. Тема волшебного превращения получает развитие в сцене Грота (в начале 2-го действия), - с волшебным жезлом, то у Маши, то у Принца, бабочками и летучими мышами. Любовь - это космическая бездна, это волшебство, это праздник (он будет дальше). Сон маленькой Маши об этом.
Принятие мечты. Финал. Маленькая Маша (Катя Сабанцева, сестра Веры Сабанцевой) с куклой на авансцене. Финальная сцена вальса с Принцем и Принцессой - за полупрозрачным занавесом-окном. Всего несколько шагов делает пробудившаяся Маша по сцене к зрителям, прижимая к себе куклу Щелкунчика так, что понятно: она свою мечту не отдаст. В ней появляется сила той взрослой Маши, из сна. У Маши мечта сбудется.
3. «Зло - это просто другая команда, у которой надо выиграть»?!
Ожидаемое и неожиданное Ожидалось, что этот спектакль-праздник для всех, для детей и взрослых. Ожидалось, что в спектакле занято много детей, учащихся из НГХК. Неожиданно, что дети хорошо «партнерски» взаимодействуют друг с другом, выдают живые реакции, «оценки», с ними интересно построены мизансцены. Особенно поразила маленькая Маша (Катя Сабанцева). В сольных танцевальных эпизодах она легко справляется с техническими задачами, она естественна, эмоциональна, выразительна, держит внимание зала.
Подробно по партнерскому взаимодействию поставлены мизансцены общения родителей и детей, в целом создающие атмосферу любви-заботы, поддержки и либерального отношения к шалостям. Отцы - мальчики и подарки-оружие, матери - девочки и подарки-куклы, на какое-то мгновение родители образуют полукруг, в центре которого дети. Вся эта рождественская идиллия с танцами детей и взрослых несколько замедленна (возможно, дети не могут выполнять актерские и хореографические задачи в более быстром темпе), хотя есть возможность рассмотреть все подробности, на сцене много занятного.
Один из ожидаемых центральных моментов спектакля: как будет показано страшное и страхи? Мышиное воинство получилось скорее отвратительным, чем страшным. Дети по-разному реагируют на страшное, поэтому хорошо, что в «страшном» этого спектакля есть и комическое (белая мышка в юбочке-пачке с сыром), есть и гротескное зло (Король мышей). Мышиное воинство порождает не страх, а соревновательность, - команда в бело-синих мундирах и команда в серых комбинезонах. Такой инструментальный подход к борьбе со злом: бороться всеми средствами от пушек до брошенной туфельки, что требует, конечно, смелости, мастерства и упорства. Маша (Катя Сабанцева) удачно на расстоянии попала в Короля мышей туфелькой. Путь от страха темноты, агрессивных существ к смелой борьбе с ними Маша в этом сне прошла.
Неожиданное. Транслируемые страхи, кроме определяемых сюжетом спектакля, варьируют у разных постановщиков (их актуализирует музыка - прекрасная и тревожная). Эти воплощенные страхи связаны с самыми разными опасностями, угрозами человеческого существования: несостоявщейся любви, несбывшейся мечты, победившего обжорства (страх общества потребления с сыром на флаге), мистического, иррационального зла. Но в постановке И.А. Зеленского этих страхов нет. В ней выстроены силовые линии любви от родительской любви до любви к своей мечте. Как антитеза?
4. Иллюзии и реальности
Любимые артисты в новогодних снах «Щелкунчика» Из коротких общений в театре стало понятно: новосибирцы любят своих артистов («своих» - не в географическом, а в психологическом и эстетическом смысле, - значимых и «самых лучших» для каждого). Они ходят на спектакли с «Ромочкой» (Романом Полковниковым) или «Ванечкой» (Иваном Оскорбиным), с «Верочкой» (Верой Сабанцевой) или …
Можно, конечно, написать, что я приехала посмотреть в эстетском спектакле Принца-Совершенство Сергея Полунина, но и я, и все, для кого этот артист «свой», этому только улыбнутся. Протяженные, в течение всего этого года, от спектакля к спектаклю (в ролях принца, графа, воина), поиски в сферах трагического, у опасных границ нормы и патологии как-то изначально не предполагают премьерский танец с установкой: «Я самый лучший Принц в мире». Полунинские поиски образов, зов трагедии, самоирония и задача создать идеальный образ Принца-Мечты из сна маленькой девочки в детском спектакле, - художественная интрига в этом есть! Какой он был, «идеальный» Принц в реальном спектакле?
Конечно, Сергей Полунин совершенный танец показал. Адажио и соло из 1-го действия на фоне ели и звездного неба. Дуэт в сцене «В Гроте». И высокие, летящие прыжки, и мягкие приземления в позицию, и легкие поддержки, и эти плавные, в удовольствие, «пропетые» на легато и задержанные окончания хореографических фраз и из них тихо рождающееся новые движения. И вся эта партитура, где ни одного лишнего движения, с какого-то момента стала создавать образ Принца-Мага с его таинственностью, повелительностью, внутренней силой и ... мужской нежностью. Ушли юношеская мечтательность, страдательность и влюбленность прежних сказочных Принцев. Это понимание стало определяться после кульминационного вихря прыжков жете по кругу Принца - там явно проявилась магия повелителя этого пространства. А дальше в сцене Грота образ Принца-Мага обрел конкретику во взаимодействии с Машей и мифологическими существами.
Па-де-де 2-го действия. Принц и Принцесса на Сладком Пире, в «жемчужных костюмах» (эти восхитительные белые костюмы переливались во время танца матовыми бликами, как переливается жемчуг, перламутр - голубоватым у Принца, розоватым у Принцессы). Начиная с розового вальса, танцующих девушек в марципановых юбках и юношей в фисташковых камзолах, сладость стала ощущаться физически. Танцующий Принц был немного таинственный, с внутренней силой и подчеркнутой нежностью по отношению к своей партнерше и все более и более улыбающийся и наслаждающийся.
Мое настроение с этим не совпадало (так ждала это Па-де-де!). Мне не хватило легкости и плавности Принцессы, ее удовольствия-наслаждения движением, ожидаемого изящества (никаких видимых мне, зрителю, помарок не было). Вера Сабанцева в интервью сказала, что главное для нее в образе Маши то, что она - сильная (не могла бы сказать, что мои любимые Маши - Надя Павлова, Нина Ананиашвили, - были, прежде всего, сильные). Эта характеристика в образе Принцессы прочитывалась (но есть инерция восприятия). Тяжеловатость движений, резковатость их начала и окончания мешают длить иллюзию сна, мечты (а без этой иллюзии сна, данной в пластике, Сладкое пиршество воспринимается как абсурд реальности). И становится слишком видимой разница стиля исполнения партнеров.
Но интересный смысловой эффект в развитии образов к финалу эта ситуация создала. Принц Сергея Полунина больше резонировал по способу сценического существования с маленькой Машей (Катей Сабанцевой). Принц - ее Мечта - она очень эмоциональная, нежная, выразительная, она проживает роль и держит зал. А в финале она становится сильной, словно научилась чему-то в пространстве сна у другой, взрослой, Маши.
В финальном вальсе, среди танцующих девушек и юношей, Принц испытывал все более сильные положительные эмоции, к апофеозу - на уровне ликования (а я испытывала все большее удивление). И вот: все участники этого Пира, обращенные к Принцессе в высокой поддержке, застывают. Падает полупрозрачный занавес-окно. На авансцене диванчик, проснувшаяся Маша понимает, что все, что произошло - это сон, мечта. Происходит эмоциональная сшибка. Сладкие эмоции ликования, которыми было пропитано все, и - горечь разочарования. Финал получился.
Как отнесется пробудившаяся Маша к своему сну, к своей мечте, - это и есть финальное событие, выстроенное постановщиком и удивительно сыгранное маленькой актрисой. Несколько шагов Маши, прижимающей к себе куклу Щелкунчика, по авансцене. И взгляд девочки, обращенный в зрительный зал, - финал открыт.
P.S. «Смелость мечтать, сила и воля воплощать!» (мой перевод с И.А. Зеленского). Поставив такой спектакль, он в праве этому учить.