предыдущий пункт следующий пункт Исследование четвертое: при том, что система [1] Ситры Ахры [13] и Клипот [14] полярно противоположна Святости Его, да будет Он восславлен, настолько, что ты не способен себе представить такой удаленности друг от друга, как возможно, чтобы произошла она и обрела бытие от Святости Его, да будет Он восславлен?
Примечания рава Авраама Брандвайна
«Ситра Ахра» [13], другая сторона, и Клипот [14] крайне удалены от Святости, «настолько, что ты не способен себе представить такой удаленности», и эта система [1] Ситры Ахры появилась не сама по себе, а из Святости. Сначала была только Святость. Перед Сотворением мира Святой [Творец], да будет Он восславлен, был в Своем мире один. А затем изнутри Святости вышла Ситра Ахра. И как возможно, что из Святости вышла Ситра Ахра, [ее] полная противоположность?
Это перекликается с заданным нами ранее пятым вопросом: как возможно, чтобы из Неподвластного времени вышло временное, Ему противоположное?
Это первая часть вопроса. Вторая часть - еще более трудная.
Продолжение текста Бааль Сулама
И мало того: чтобы Святость Его, да будет Он восславлен, поддерживала ее существование?
Примечания рава Авраама Брандвайна
И если, допустим, понятно, что Ситра Ахра [13] вышла из Святости в какой-то форме, то ведь, как говорят, Святость предназначена для того, чтобы уничтожать и преодолевать ее. Но это не так; напротив, Святость обеспечивает ее существование, заинтересована в ее существовании, и даже, дает ей жизнь, чтобы она существовала. Как сказано в Тэhилим: «Ноги ее нисходят к смерти» [15]. Ноги Святости нисходят к «смерти», что указывает на систему нечистых сил.
Написано, что Святость светит [Светом, называющимся] «Наhиру Дакик» [16] внутрь Ситры Ахры [13], расположенной в «Халаль Пануй» [17] [18] . И это содержит намек на букву Куф. Буква hэй, как мы учили в конце «hИстаклут Пнимит» [Углубленный анализ, часть «Учения о десяти Сфирот» Бааль Сулама], часть первая, указывает на Мальхут [12], являющуюся сосудом Святости. Буква hэй состоит из буквы Далет, а также маленькой [буквы] Вав с левой стороны. И когда эту Вав вытягивают вниз, делая тонкой, и опускают ниже строки, hэй превращается в Куф. Такое вытягивание ножки буквы hэй вниз содержит намек на «Наhиру Дакик», то есть тонкую [искорку] Света, с помощью которого Святость освещает Халаль Пануй, чтобы Халаль Пануй и нечистые силы смогли существовать.
Свет означает благодать и удовольствие получающего, и если бы нечистые силы остались без Света, они не могли бы существовать. Но их удовольствия имеют материальную природу и считаются малым светом, «Наhиру Дакик» [16], относительно Света Святости, удовольствие от которой велико и имеет духовную природу.
В таком случае, Святость обеспечивает существование Ситры Ахры [13] и заинтересована в ее существовании. И вопрос в том, почему. Ведь, на первый взгляд, суть [Святости] заключается в уничтожении ее нечистоты.
Продолжение текста Бааль Сулама
Исследование пятое: понятие воскрешения мертвых. Поскольку тело настолько презренно, что с самого его рождения, приговорено оно к смерти и погребению, и более того, ведь говорили [мудрецы] в [книге] Зоар, что пока тело полностью не разложится, не может душа вознестись на свое место в райский сад, и так обстоит дело, пока от него хоть что-то остается [27], но если так, какова необходимость в том, чтобы оно вновь восстало и воскресло из мертвых, и разве не способен Святой [Творец], да будет Он восславлен, насладить души без него? И еще более удивительные вещи говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: мертвые восстанут и воскреснут со своими изъянами, дабы не говорили [о теле]: «Другое оно», - а затем Он излечит их изъяны. И нужно понять, что за дело Святому [Творцу], да будет Он восславлен, будет ли сказано: «Другое оно» [28]. До такой степени, что ради этого Он воссоздаст их изъяны, и вознуждается их излечить.
Исследование шестое: как говорили они, да будет память о них благословенна: человек есть центр всей действительности, так что все Высшие миры и этот материальный мир и все их наполняющее созданы не иначе, как ради него (
Зоар, Тазриа, стр.40 [п.113]) [29], а также обязали они человека верить, что ради него создан мир ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, [лист] 37) [30]; что, на первый взгляд, трудно понять, ибо ради такого маленького человека, не имеющего даже ценности волосинки по отношению к Этому Миру, а тем более по сравнению с Высшими мирами, беспредельными и возвышенными, трудился Святой [Творец], да будет Он восславлен, дабы сотворить все эти [миры]. Да и к чему человеку все это?
Примечания переводчика
--------------------------------
[1] Система - на иврите: Меркава, буквально: колесница. Рав
Эли Лапид написал переводчику, что Меркава - это система или конструкция опорных Сфирот [2] (Хэсэд [3], Гвуры [9], Тифэрэт [11], Мальхут [6]) духовной сущности, будь то Мир или Душа.
[2] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно
другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар,
фрагмент Роза, п.1, второй абзац.
[3] Хэсэд (означает "добро" и "милосердие") - это Сфира [2], суть которой состоит в том, что она 1) наследует одно из свойств Бины [4], а именно Свет Хасадим [5], 2) принадлежит Зеир Анпину [6], а свойством Зеир Анпина является получение в основном Света Хасадим с небольшой добавкой Света Хохма [7], 3) являясь первой Сфирой Зеир Анпина, Хэсэд имеет сходство с первой Сфирой всего духовного объекта, т.е. с Кэтэр [8]. Только вместо Света Хохма Сфира Хэсэд желает наделить низших в основном Светом Хасадим. Сфира Хэсэд является четвертой из десяти Сфирот.
[4] Бина - означает «разум», «понимание», «разумение». Третья из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Исторжение Света (отказ получать Свет) сосудом, осознавшим, что Творец - Дающий, а он - получающий, и желающим походить на Творца.
[5] Свет Хасадим (означает "Свет добра и милосердия") - наслаждение альтруистическими действиями или действиями с альтруистической мотивацией.
[6] Зеир Анпин или Тифэрэт - Зеир Анпин означает «малый Лик», Тифэрэт означает «великолепие». Четвертая из пяти основных Сфирот [2], составляет Сфирот с четвертой по девятую из десяти Сфирот. Так же, как Бина [4], это сосуд, осознавший, что Творец - Дающий, а он - получающий, и желающий походить на Творца. Однако Зеир Анпин знает, что совсем без Света не выжить, и получает минимальное количество Света необходимое для выживания.
[7] Свет Хохма (означает "Свет мудрости") - наслаждение, вызванное удовлетворением желания получать.
[8] Кэтэр - означает «корона», «венец». Первая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Желание Дающего облагодетельствовать Свои творения.
[9] Гвура (означает "сила", "усилие" и "преодоление") - это Сфира [2], суть которой состоит в том, что она 1) наследует одно из свойств Бины [4], а именно силу преодоления своего начального состояния, 2) принадлежит Зеир Анпину [6], а свойством Зеир Анпина является получение в основном Света Хасадим [5] с небольшой добавкой Света Хохма [7], 3) являясь второй Сфирой Зеир Анпина, Гвура имеет сходство со второй Сфирой всего духовного объекта, т.е. с Хохмой [10]. Только вместо Света Хохма Сфира Гвура наслаждается получением в основном Света Хасадим. Сфира Гвура является пятой из десяти Сфирот.
[10] Хохма - означает «мудрость». Вторая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Получение еще не осознающим себя сосудом (творением) всего Света (т.е. наслаждения, Света Хохма [7]), который Дающий желает ему дать.
[11] Тифэрэт (означает "великолепие") - это Сфира [2], 1) объединяющая свойства Хэсэд [3] и Гвуры [9], 2) являясь третьей Сфирой Зеир Анпина [6], Тифэрэт имеет сходство с третьей Сфирой всего духовного объекта, т.е. с Биной [4]. Сфира Тифэрэт является шестой из десяти Сфирот.
[12] Мальхут - означает «царство», Пятая из пяти основных Сфирот [2] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения.
[13] Ситра Ахра - нечистая сила. Буквальный перевод с арамейского - «другая сторона».
[14] Клипа (множественное число: Клипот) - также нечистая сила. Это слово означает «шелуха», «чешуя», «корка», «скорлупа», «кожица».
[15] Ноги ее нисходят к смерти -
Мишлей 5, 5
[16] Наhиру Дакик - тонкий, подобный искорке, луч Света.
[17] Халаль Пануй - пустое пространство.
[18] Сказал рабби Шимон: Ведь мы учили, что когда творил Святой [Творец], да будет Он восславлен, {т.е. Бина [4]} [19], мир {т.е. Мальхут [12]}, Он высек резные изображения, представляющие собой суть веры {[вера] - это Мальхут}, внутри Светов, являющихся сутью Высших {т.е. Святой [Творец], да будет Он восславлен (другими словами, Бина) поднял к себе веру, т.е. Мальхут, и высек резные изображения веры внутри Своих собственных Высших Светов, и изнутри этого вышла Бина [Бины], а с ней Тифэрэт [11] [Бины] и Мальхут Бины, и низошла на ступень, находящуюся под ней, и не осталось в Бине ничего кроме Кэтэра [8] и Хохмы [10] сосудов, освещенных Светами Руах [20], Нэфэш [21], что считается подобным высечением резного изображения в Его Светах}. И Он высек вверху {в Бине}и высек внизу {в Мальхут, т.е. после этого и Мальхут обрела те резные изображения, о которых говорилось, что они были созданы в Бине}, и все это является единой сущностью {ибо высеченное в Мальхут имело ту же форму, что и высеченное в Бине}, сутью высечения Святого Четырехбуквенного Имени, властвующего над Своими буквами вверху и внизу {т.е. в Бине и Мальхут, являющихся первой буквой Кэй и последней буквой Кэй Четырехбуквенного Имени, причем обе имеют ту же форму буквы Кэй}. И на этой основе произошло дальнейшее развитие миров: Высшего мира {т.е. Бины} и низшего мира {т.е. Мальхут}.
Смысл дальнейшего развития Высшего мира состоит в [появлении] буквы Йуд Четырехбуквенного Имени {представляющего собой объединение Арих Анпина [25] и Абы вэИмы [26]}
[19] В фигурных скобках слова, добавленные Бааль Суламом.
[20] Руах - означает «душа», «дух», «ветер», средняя ступень души. Сфира [2] Зеир Анпин [6] Светов.
[21] Нэфэш - означает «душа», низшая ступень души. Сфира [2] Мальхут [12] Светов.
[22] Арих Анпин - означает «протяженный Лик», Парцуф [23] Хохма [10] мира [24] Ацилут [25].
[23] Парцуф - означает «Лик», Сфира [2] мира [24]
[24] Мир - Сфира [2] всего сотворенного вместе взятого
[25] Ацилут - означает питание, наделение [Светом], а также близость к Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (
Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к
п. 67 "Введения в мудрость Каббалы". Мир [24] Ацилут - это Сфира [2] Хохма [10] всего сотворенного вместе взятого.
[26] Аба вэИма - означает «отец и мать», «папа и мама», Парцуф [23] Бина [4] мира [24] Ацилут [25].
[27] И вместе с тем [т.е. даже если человек при жизни совершил
тэшуву надлежащим образом] лучше не класть тело в гроб, ибо все время, пока тело существует, душа обречена [пребывать с ним] и не может прибыть на свое место -
книга Зоар не недельное чтение Ваякhель, п.388.
[28] Когда они пробудятся из праха {во время воскрешения мертвых} [19], то какими их положили {в могилы}, такими они и восстанут: если их положили хромыми или слепыми, то они восстанут хромыми или слепыми, {т.е. восстанут} в том же одеянии {[что означает] в том же теле}. Чтобы не говорили, что это другое тело пробудилось {для того, чтобы воскреснуть}. А затем Святой [Творец], да будет Он восславлен, исцелит их и окажутся они совершенными пред Ликом Его -
книга Зоар на недельное чтение Эмор, п.51.
[29] Что бы ни существовало в мире, это может находиться [там] только ради Адама, и все это поддерживается ради него - см. книга Зоар на недельное чтение Тазриа,
фрагмент Адам Иш, п.113.
[30] Каждый до единого должен говорить: Ради меня создан мир - Мишна, трактат Санhедрин, глава 4, мишна 5. См.
перевод Переферковича, стр.264.
предыдущий пункт следующий пункт