Буквы рава hАмнуны Савы. Публикация седьмая (последняя)
Apr 15, 2016 02:56
Буква Бет
37) Вошла буква Бет. Сказала она Ему: Владыка мира, было бы неплохо пред Ликом Твоим сотворить мир во мне, ибо мною Мэварэхим [369] Тебя вверху и внизу. Ведь [буква] Бет - это Браха [370]. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Несомненно, в тебе сотворю Я мир, и ты положишь начало сотворению в тебе мира.[Читать далее]
Комментарий. Буква Бет - это по сути дела Хохма [18], т.е. Хэсэд [20] дэХохма и по сути дела точка в своем чертоге, ибо Свет Хасадим [20] - это чертог для Света Хохма, и это Браха [370] согласно смыслу написанного: И не изолью ли на вас Браху и т.д. (Малахи 3, [10]) [371]. И этот Свет совершенно не уменьшается, проходя и нисходя по ступеням, и каков Он в Рош [45] ступеней, получившем Его из Бесконечного, да будет Он восславлен, таким же, сохранившим полную величину и все достоинства, Он является и в мире Ацилут [33], и таким же Он остается вплоть до Соф [345] [мира] Асия [79], и Он совершенно не обретает Авиют [372] из-за всех тех Масаким [50], которые Он проходит на своем пути. И именно это утверждала буква Бет: было бы неплохо пред Ликом Твоим сотворить мир во мне, ибо мною Мэварэхим [369] Тебя вверху и внизу. Т.е. Свет моей Брахи одинаков вверху и внизу без какого-либо изменения, и никакой Масах [50], и никакая Авиют неспособны нанести никакого ущерба свечению моему, и поэтому мой Атрибут пригоден для сотворения мира, ибо не будет надо мной никакой власти у Клипот [48]. Ведь власть Клипот существует только там, где есть какое-то ощущение нехватки, а поскольку мне не присуще никакого ощущения нехватки, надо мной не будет власти [у Клипот].
Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Несомненно, в тебе сотворю Я мир, и ты положишь начало сотворению мира. Ибо Он согласен с ней, что ее Атрибут пригоден для сотворения мира, и в этом смысл написанного: Ибо говорил я: мир йиБанэ посредством Хэсэд [20] (Тэhилим 89, [3]) [373]. И слово йиБанэ означает Биньян [374] и hаВана [375], ибо придал Он [ее Атрибуту] достаточно ясности, чтобы отличить прилепившихся к Святости от переставших следовать за Г-сподом и прилепившихся к другому богу. Согласно смыслу написанного: И испытайте-ка меня этим, сказал Г-сподь Цеваот: не открою ли вам окна Небес и не изолью ли на вас Браху [370] сверх меры? (Малахи 3, [10]) [371]. Но пока они предпочитают другого бога, им не достает Брахи, ибо другой бог не имеет мужской силы и не приносит плоды [255]. И именно этим там завершает пророк: И снова отличать будете праведника от грешника, того, кто служит Б-гу, от того, кто не служит Ему [376], ибо мир йиБанэ посредством Хэсэд.
И об этом сказано: Начало сотворению мира. И этим [словом] «начало» Он указывает, что предназначил Свет Брахи [370] не для доведения мира до совершенства, а лишь для хорошего начала достаточного для того, чтобы довести мир до полного совершенства. А причина этого состоит в том, что этот Свет Хасадим [20] представляет собой ступень Вав Кцавот [152], которой не достает Рош [45], и этого еще не достаточно для зачатия душ, чтобы плодиться и размножаться; ведь не способен к зачатию никакой Парцуф [27] , пока он не обретет три первых Сфирот [3], называющихся Рош. И поэтому ему еще не хватает достижения совершенства. А то, что он предназначил [букву] Бет и Браху для того, чтобы сотворить в ней мир, означает [создание] ступени основной части каждого Парцуфа, т.е. ступени, в которой нет недостатка ни у какого Парцуфа Святости, а обретение совершенства с помощью обретения трех первых Сфирот, требуемое для Мохин [56] зачатия, уже не является основной частью Парцуфа, а считается лишь дополнением. Т.е. оно зависит от добрых дел тех, кто находится внизу, но в ступени Вав Кцавот никогда нет недостатка.
Буква Алеф
38) Стояла буква Алеф и не входила. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Алеф, Алеф, почему ты не входишь, [чтобы предстать] пред Ликом Моим, как остальные буквы? Сказала она пред Ликом Его: Владыка мира, потому что я видела, что все буквы вышли от Лика Твоего с пустыми руками; что же мне там делать? И еще потому, что ты уже дал букве Бет этот дар великий, и не подобает Царю Всевышнему забирать подарок, который Он дал рабу Своему, и отдавать его другому. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Алеф, Алеф, хотя мир сотворяется в букве Бет, ты будешь Рош [45] всех букв; Мне присуще единство только в тебе, тобой будут начинаться все ухищрения и все деяния сынов мира. И все единство пребывает только в букве Алеф.
Комментарий. Ведь ты уже знаешь, что все эти вопросы букв - это вознесение буквами Майин Нуквин [87], а ответы - это по сути дела нисхождение Майин Дохрин [105], как уже говорилось [377]. Так вот того великого совершенства, что присуще букве Алеф, невозможно достичь пробуждением снизу, а только лишь в результате пробуждения свыше. Как сказано в [книге] Зоар ([недельное чтение] Вайикра, стр.6А) на стих «Пала, не встанет вновь дева Израилева» [378]: Ибо не встанет вновь сама, но Святой [Творец], да будет Он восславлен, поднимет ее [379]. Посмотри, что там написано. И поэтому как в начале наделения [Светами, называющимися] Мохин [56] трех первых Сфирот [3], т.е. еще когда они развлекались в чертоге Абы вэИмы [29], чему и посвящает [книга] Зоар представленное нам изложение, так и при завершении исправления буква Алеф не пробудится при вознесении Майин Нуквин снизу вверх, что приводит к появлению Мохин трех первых Сфирот на протяжении шести тысяч лет, но по сути дела все произойдет лишь в результате одного только пробуждения свыше. И в этом смысл сказанного: Не встанет вновь сама, но Святой [Творец], да будет Он восславлен, поднимет ее. И именно это он говорит здесь: Стояла буква Алеф и не входила. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Алеф, Алеф, почему ты не входишь? Это указывает на то, что [буква] Алеф совершенно не пробудилась при вознесении Майин Нуквин, как остальные буквы, пока не сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен, что по сути дела означает: Святой [Творец], да будет Он восславлен, поднимет ее. Тщательно разберись, что написано там, в [книге] Зоар. А сказал Он: Алеф, Алеф, дважды, чтобы указать на два раза, упомянутых выше: первым был тот раз, когда буквы, по сути дела, развлекались, а второй указывает на завершение исправления, ибо тогда также Святой [Творец], да будет Он восславлен, Сам поднимет ее.
И об этом сказано: Потому что я видела, что все буквы вышли от Лика Твоего с пустыми руками: причиной того, что [буква] Алеф сама не жаждала вознести Майин Нуквин [87] , является то, что она видела, что все буквы вышли с пустыми руками, ибо стало ясно, что на всех уровнях есть ступень «этого в противовес тому» [254]; поэтому она сочла, что и она не лучше их, а также что существует противостоящая ей ступень. И именно об это она говорила: Что же мне там делать, ведь я видела, что я не лучше их?
И об этом сказано: И еще потому, что ты уже дал букве Бет этот дар великий, и не подобает Царю Всевышнему забирать и т.д.: а вторая причина того, что я не жаждала вознести Майин Нуквин [87] , состоит в том, что я видела, что Ты уже придал основной части структуры каждого Парцуфа [27] свойства Атрибута буквы Бет согласно смыслу написанного: Мир будет выстроен посредством Хэсэд [20] [373], как уже говорилось [380]; поэтому не было у меня сомнений в том, возможно ли, что это будет каким-то образом изменено, ибо не имеет обыкновения Царь забирать подарок, который Он дал одному рабу, и передавать его другому рабу.
И об этом говорится: Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Алеф, Алеф, хотя мир сотворен в букве Бет, ты будешь Рош [45] всех букв. Комментарий. Истиной является как то, что мир уже сотворен в букве Бет, так и то, что Он не заберет у нее подарок впоследствии. Однако с помощью ее Атрибута не сотворено ничего кроме ступени Вав Кцавот [152] без Рош, как уже говорилось [380], а раз так, то буквам еще не достает Рош, ибо они не готовы плодиться и размножаться, не [обретя Рош]; поэтому ты будешь использоваться для того, чтобы притянуть Рош для всех букв, т.е. ступень Мохин [56] трех первых Сфирот [3], представляющих собой Мохин [соединения] Паним бэПаним [133] и зачатия.
И об этом сказано: Мне присуще единство только в тебе, тобой будут начинаться все ухищрения и все деяния сынов мира; т.е. Мое единство раскрывается в мире только с помощью твоего Атрибута, и еще вдобавок все, что связано с награждением, наказанием и Тэшувой, благодаря которым раскроется завершение исправления, будет происходит только в тебе, ибо ступень [буквы] Бет я установил только для основной части Парцуфа [27], чтобы она совсем не зависела от деяний низших, и даже если извратятся их деяния, это не приведет ни к каким изменениям в этих Мохин [56], как уже говорилось [380], но Мохин присущие тебе полностью зависят от деяний низших; если извратятся их деяния, будут исторгнуты присущие тебе Мохин трех первых Сфирот [3], и если они совершат Тэшуву, они снова притянут Мохин трех первых Сфирот. И об этом они говорили: Тобой будут начинаться все ухищрения и все деяния сынов мира. [Слово] «ухищрения» указывает на то, что они извратят деяния свои согласно смыслу написанного: Что создал Б-г человека честным, они же пошли на многочисленные ухищрения (Коhелет 7, [29]). Ведь при этом будут исторгнуты Мохин трех первых Сфирот. А деяния сынов мира указывают на вознесение Майин Нуквин [87] благодаря добрым делам; ведь при этом они вновь притянут Мохин трех первых Сфирот. И все единство пребывает только в букве Алеф; это является намеком на великое единство присущее завершению исправления, которое тоже наступит в букве Алеф.
39) И сделал Святой [Творец], да будет Он восславлен, Высшие буквы большими, что содержит намек на Сфирот [3] Бины [19], а низшие буквы маленькими, что содержит намек на Сфирот Мальхут [2], и поэтому написано: Бет, Бет, т.е. Бэрэйшит Бара [4], а также Алеф, Алеф, т.е. Элоким [4] эт [5], причем первые [буквы] Алеф и Бет - это буквы свыше, от Бины, а вторые [буквы] Алеф и Бет - это буквы снизу, от Мальхут. И все они пребывают вместе, те, что из Высшего мира, являющегося Биной, и те, что из низшего мира, являющегося Мальхут, чтобы наделять друг друга.
Объяснение этих слов. Большие буквы проистекают от ступени Бина [19], а низшие маленькие буквы находятся а Зеир Анпине [30] и Нукве [31]. И вот, когда Высший хочет излить Благодать в низшего, Он должен облачиться в низшего, и в этом смысл двух [букв] Бет [слов] Бэрэйшит [4] Бара [4] и двух [букв] Алеф [слов] Элоким [4] эт [5], ибо первая [буква] Бет принадлежит Высшему, т.е. Бине, а вторая [буква] Бет принадлежит низшей [части] Зеир Анпина, в которую облачилась первая [буква] Бет. А также первая [буква] Алеф принадлежит Бине, и она облачилась во вторую [букву] Алеф, принадлежащую Зеир Анпину, чтобы наделить его. И об этом они говорили: И все они пребывают вместе, те, что из Высшего мира, и те, что из низшего мира, т.е. две [буквы] Бет - это единое целое, и две [буквы] Алеф - это также единое целое, но первые [буквы] проистекают из Высшего мира, а вторые [буквы] проистекают из низшего мира, и они представляют собой единое целое, потому что облачаются друг в друга, как это присуще Высшему, желающему излить Благодать в низшего, и [буква] Бет Высшего мира облачилась в [букву] Бет низшего мира, а также [буква] Алеф Высшего мира облачилась в [букву] Алеф низшего мира.
Примечания переводчика --------------------------------- [369] Мэварэхим - восславляют. [370] Браха - благословение (творения), восславление (Б-га). . [371] И не изолью ли на вас Браху и т.д. (Малахи 3, [10]) - обычный перевод: И не изолью ли на вас благословение. [372] Авиют - буквально толща, эгоистическое желание, свойство творения в противоположность альтруизму присущему Творцу и Его Свету. Преодоление творением своего эгоистического желания и обретение альтруистических качеств сравнивается с выплавкой толстого куска руды, превращающегося в тонкий лист чистого металла.
[373] Ибо говорил я: мир будет выстроен [на иврите: йиБанэ] милостью [буквально: посредством Хэсэд [20]] - Тэhилим 89, 3, см. п.15, а также также в начале Ор Шалом к Введению в комментарий Сулам, п.23. [374] Биньян - строение, имеет один и тот же корень со словом Йибанэ (будет выстроен). [375] hаВана - понимание, имеет один и тот же корень со словом Йибанэ (будет выстроен). [376] И снова отличать будете праведника от грешника, того, кто служит Б-гу, от того, кто не служит Ему - Малахи 3, 18. См. также п.23, третий абзац.
[377] Как уже говорилось - см. п.23, второй абзац, п.31, третий абзац, п.32, третий абзац. [378] Пала, не встанет вновь дева Израилева - Амос 5, 2. [379] Как сказано в [книге] Зоар ([недельное чтение] Вайикра, стр.6А) на стих «Пала, не встанет вновь дева Израилева» [378]: Не встанет вновь сама, но Святой [Творец], да будет Он восславлен поднимет ее - см. фрагмент «Пала, не встанет вновь», начинающийся на стр. 6А, но цитируются слова комментария Сулам к тексту на стр.6Б (п.81, стр.28). [380] Как уже говорилось - см. п.37, последние два абзаца.