Какие бы радикальные антиклерикальные лозунги не выдвигали левые, какие бы храмы не взрывали большевики и как не превращали их в сортиры испанские анархисты - бога убить не удалось ни кому.
Единственным исключением стали героические бойцы Вьетминя. Вообще тема отношений вьетнамских коммунистов с вьетнамскими же сектами заслужит отдельной статьи, ведь главными конкурентами Вьетминя были не столько французские, японские и прочие оккупанты, сколько соотечественные секты - Хоа Хао и Као Дай. Секты имели собственные армии с блекджеком и пулеметами, а народная поддержка у них была временами покруче, чем у коммунистов. Но настоящие коммунисты религиозных предрассудков не боятся и просто убивают богов, если те станут у них на пути.
Портрет бога.
Хуинь Фу Со - фактически основатель Хоа Хао и живой пророк секты. Отношения у коммунистов и Хоа Хао были напряженными, хотя случалось им и заключать временные союзы. В 1947 году, различные политические и религиозные силы активно делили Вьетнам, дальнейшее господство французов в Индокитае представлялось совсем уж не бесспорным. Коммунисты начали активное наступление на территории, занятые Хоа Хао, а те, в ответ, принялись резать коммунистов.
Для того, чтобы конфликт урегулировать командование Вьетминя пригласило на переговоры самого бога и тот, дурак, согласился, будто не в Азии дело происходило, ей-богу. Коммунисты предложили Со объехать, в сопровождении солдат Вьетминя, опорные пункты секты и призвать свою паству прекратить насилие. Бог отказался.
- Окей, - сказали коммунисты и пристукнули незадачливого Со. Потом разрезали его на мелкие кусочки и попрятали в разных местах. Дело в том, что расчлененный человек, по вьетнамским представлениям, не переродится. Сами коммунисты может в это дело и не верили, зато верили Хоа Хао. Бог был убит и расчленен - это покруче любых алапаевских шахт!
В итоге Хоа Хао, с потерей бога, серьезно растеряли и влияние. Только в 1999 году вьетнамские власти разрешили членам секты проводить некоторые религиозные церемонии.