Иттен_контраст по насыщенности

Apr 15, 2014 19:29

Контраст по насыщенности фиксирует противоположность между цветами насыщенными, яркими и блеклыми, затемненными. Это контраст очень мягкий, спокойный, и, в то же время, очень выразительный.
Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами.

1. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему несколько более холодный характер. Карминно-красный цвет при его смещении с белым приобретает синеватый опенок и резко меняет свой характер. Желтый также становится немного более холодным благодаря примеси белого, а основной характер синего цвета остается в значительной мере неизменным. Фиолетовый цвет чрезвычайно чувствителен к примеси белого, и если насыщенный темно-фиолетовый цвет имеет в себе нечто угрожающее, то от примеси белого он становится более светлым - лиловым, и, тем самым, производит приятное и спокойно-веселое впечатление.

2. Чистый цвет можно смешать с черным. При этом желтый теряет свою лучистую светлоту и яркость и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость. Это немедленно сказывается на силе его яркости. Например, картина Ван Гога, написанная в черно-желтых тонах, производит потрясающее впечатление душевного расстройства. Черный цвет усиливает присущую фиолетовому цвету мрачность, наделяет его некой безвольностью и уводит в темноту. При подмешивании черного цвета к ярко-красному кармину последний получает звучание, приближающее его к фиолетовому. Красная киноварь при подмешивании чёрного дает нечто вроде жжённого, красно-коричневого вещества. Синий цвет затмевается черным. Достаточно небольшого добавления черного, чтобы его яркость быстро исчезла. Зеленый цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый или синий, и имеет много возможностей своего изменения. Обычно черный цвет отнимает у цветов их светлоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает».

3. Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более темные, но во всяком случае, более блеклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цвета нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми». Делакруа ненавидел серый цвет в живописи и по возможности избегал его, ибо смешанные с серым цветом тона нейтрализуются симультанным контрастом.

4. Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов. Если к фиолетовому цвету подмешать желтый, то получатся промежуточные тона между светло-желтым и темно-фиолетовым. Зеленый и красный не очень различаются по тональности, но при смешивании переходят в серо-черный. Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности тона. С помощью трех цветов «первого порядка» могут быть получены все степени блеклости. То же относится и к трём цветам «второго порядка» или ко всякой другой комбинации.

Рассмотрим на примерах.

Эль Греко





Рембрандт



Тициан





Гюстав Курбе







Франсиско Гойя





Эдвард Мунк





Эмиль Нольде



Андре Дерен



Жорж Брак





Каспар Давид Фридрих







Хуан Грис





Уильям Тернер









Макс Эрнст



Марк Шагал





Пабло Пикассо









Пит Мондриан



Поль Клее



Робер Делоне



Анри Матисс





Сальвадор Дали









Соня Делоне



Константин Коровин









Контраст по насыщенности - наиболее "тонкий". Он легко заглушается другими контрастами, например, контрастом теплого и холодного, светлого и темного. При использовании различных цветов, например, ярко-зеленого и блекло-красного, контраста по насыщенности не получится, он будет заглушаться контрастами других типов. Таким образом, к ненасыщенным цветам могут также относиться затемненные, осветленные, сложные не яркие цвета. Этот контраст дает ощущение выдвижения вперед ярких оттенков на фоне менее ярких. Кроме того, с помощью контраста по насыщенности можно подчеркнуть деталь гардероба, расставить акценты.


























Previous post Next post
Up