В последней части отчета о недельном походе по Приполярному Уралу я прохожу через восхитительно красивые перевалы Валдик и Зиг-Заг, в условиях ухудшающейся погоды возвращаюсь в Инту и выдвигаюсь домой в Санкт-Петербург.
После восхождения с оленями на высокую
Народную и долгого подъема на эффектную
Манарагу, мне остается только замкнуть кольцо маршрута и вернуться на базу Желанная. Осложняет ситуацию то, что у меня на это два дня, пройти предстоит почти 40 км, а ходить быстро я не очень люблю. Как я уже рассказывал в первой части, с транспортом здесь проблемы, но я знаю, что послезавтра рано утром точно будет машина, а встреченная позавчера группа не против подхватить меня на обратном пути.
Но несмотря на то, что впереди длинный путь, утром я как обычно долго туплю наслаждаюсь природой. Место в долине реки Манараги очень дикое и медитативное, и, хотя я не люблю дневки, так и охота постоять там денек. Похожа на реки из фильмов про золотодобытчиков где-нибудь на Аляске)
Кстати, погода вновь испортилась и сегодня вершина Манараги затянута туманом. Как и в случае с Народной, мне очень сильно повезло подняться в недолгое "окно" хорошей погоды. И это хоть как-то оправдывает спешку. Алексей с семьей ушли рано утром, но не уверен, что им удастся увидеть что-то сверху сегодня.
Словно слыша мои мысли, к моей стоянке выходит человек и, спросив разрешения, присаживается. Это Андрей, рабочий с завода из города Каменск-Уральский. Он тут уже вторую неделю, и планирует провести еще столько же на сплаве по Кожиму. Тоже поднимался на Манарагу недавно, а сейчас стоит в долине, собирает грибы, рыбачит помаленьку. А я еще больше ощущаю несовершенство своего плана с шестидневным безостановочным забегом.
Выдвигаюсь традиционно в 12. По пути снова встречаю Андрея, который тоже решил отходить к Желанной сегодня. Он двигается вперед быстрее меня, но не так торопится, собирается встать сегодня на стоянке у подхода под Зиг-Заг, что для меня критически мало, поэтому я пропускаю его вперед.
Разломанный снегом геологический или оленеводческий балок. Неподалеку замечены и два железных лома, венчающие тропу и так любимые туристами
Путь по долине реки аналогичен пройденному позавчера, поэтому я немного фотографирую, но под перевал все равно подхожу только около пяти часов. При брода ручья перед стоянкой с кострищем под перевалом (фактически там три небольших брода), я обронил где-то пакет в который я заворачиваю грязные бахилы и подвешиваю их к рюкзаку. Тут стоит сказать, что я очень щепетильно отношусь к мусору в походах и один из моих главных принципов: не оставлять НИКАКИХ следов моего пребывания на природе. Даже в длительных походах я уношу с собой ВЕСЬ свой мусор (а иногда и чужой). А тут гребаный ПЛАСТИКОВЫЙ ПАКЕТ! Но сколько я ни возвращался и ни пытался его найти, мешка нигде не было. После поисков, я сдался, надеясь только на то, что Андрей, который пойдет за мной завтра все поймет, подберет его или кинет в костер хотя бы. Впрочем, наказание от тундры последовало незамедлитедльно: вскоре я сбился с тропы, забитой в навигатор, промочил ноги и потерял дополнительное время на выход к перевалу
Вид на долину реки Манараги и гору Подкова
Подъем на перевал Зиг-Заг(1А) или "500 ступеней", как его еще называют, плохо обозначен и достаточно непрост. Мои рекомендации: не набирать высоту, а держаться все время ближе к ручью-водопаду. Туры на мой взгляд показывают самую короткую, но не самую простую дорогу. Возможно они хороши на спуске.
По мере подъема, увеличивается количество воды под ногами и, после некоторых усилий, передо мной открывается награда: один из самых красивейших видов, что я видел в этом путешествии. Перевальное озеро так же прекрасно, как и озеро Бублик. Такая же звенящая тишина, журчание ручейков и оглушительный звон капель по камням. Отражение снежников в воде. Цветущие луга. Июльский вечер. Ни души вокруг. Кажется, что это место создано для ночевки. Но, к сожалению, я прошел слишком мало сегодня, впереди 25 км и еще один перевал. Я провожу кучу времени здесь, любуясь этим совершенным местом, попивая чай и уже даже начиная распаковывать рюкзак. Но, в конечном счете, заставляю себя двигаться дальше
По большей части, самостоятельный выбор места для стоянки при соло-походе - привилегия, но иногда это превращается в настоящую проблему. Хотелось пройти побольше сегодня, поэтому я шагал по зигзагу перевала до тех пор, пока не опустились сумерки, а мои ноги не начали заплетаться. Идти в темноте становилось не очень приятно, мест для стоянок поблизости не наблюдалось, поэтому я поставил палатку прямо посреди перевала, укрывшись от возможного ветра за каменным останцем.
Устроился у палатки, попивая молочный улун, а облака и тучи над закатным небом устроили для меня невероятный театр образов
Отличный день и вечер перешли в не очень приятную ночь. Выбор места все же был не самым удачным. Площадка за камнем оказалось очень неровной, но переставляться ночью не хотелось, да и некуда особо было. Похолодало. Поднялся порывистый ветер и оказалось, что камень не так уж и хорошо защищает палатку в трубе перевала. Ближе к двум ночи сломало одну из дуг палатки, обрывком прорвало тент, и палатка слегка прилегла на меня. Сон пропал. Через какое-то время я услышал странные трубные звуки - будто кто-то играл на флейте или дудке поблизости. Но я был один на перевале ночью! Каждый, кто смотрел фильмы ужасов или читал сказки народов севера, знает, что ничем хорошим такая ситуация закончиться не может! К счастью, вскоре я обнаружил, что это ветер задувает в сломанную дугу палатки у меня над ухом. Это была музыка ветра! Но вскоре мне все же надоело все происходящее, я матерясь вылез из палатки, и принялся за починку дуги. Заодно и согрелся и вскоре уснул.
Я уже несколько раз упоминал о моих внезапных проблемах со здоровьем этим летом. Что-то сломалось в моей голове или ЦНС, но часть моих крайне важных для жизнедеятельности мышц атрофировались, утратили способность рефлекторно сокращаться в ответ на нервный импульс. Последний месяц я прожил в аду, обошел кучу врачей, но никакого решения так и не получил. "Да, такое бывает, но что делать никто не знает. Можно пожрать немного нейромедиаторов, но не факт что будет лучше",- таков был ответ лучших умов питерской медицины. В конце концов я понял, что дома мне лучше не станет, плюнул на все и уехал в планируемые походы, которые и так уже не раз откладывались. Мучился я и весь поход. Так вот, после кошмарной ночи на перевале, проснувшись утром, я с удивлением почувствовал, что меня отпускает, к мышцам возвращается чувствительность. С тех пор проблема исчезла почти так же внезапно, как и появилась. Очередной раз удивляюсь, как много мы еще не знаем о собственном организме, природе и их настоящем взаимодействии (а не дешевой популярной эзотерике с "местами силы" и "нетрадиционной медициной"). Узнаем ли когда-то?
За завтраком меня снова нагнал Андрей, критически окинул взглядом мою трапезу, и, несмотря на мои слабые протесты, подкинул продуктов: кусок колбасы, сухофрукты и толченое печенье. Последнее было особо прекрасно!
Мне стало крайне неудобно - я то завтра уже выброшусь в цивилизацию, а ему предстоял еще двухнедельный сплав. Но Андрей заверил, что него еще есть пара схронов с едой в тундре, и я расслабился. Еды я и правда взял очень немного, максимально облегчая рюкзак. За это он попросил связаться с его женой и передать ей, что у него все хорошо. Хороший чел, все-таки. Жаль только, что таких нынче только в тундре или лесу и можно встретить.
Одинокий олень пасется недалеко от моей стоянки
А я двинулся по перевалам и горной долине реки Лимбеко-Ю ("Орлиная река", коми, нен.) дальше. Пока светило солнце, но грядущее ухудшение погоды было видно даже мне
Перевал Валдик и озеро под ним
После спуска с абсолютного несложного Валдика, я вновь оказался на развилке с первого дня. Тогда я ушел на Кар-Кар влево, а сейчас, сделав круг, пришел сюда с другой стороны. Конечно, дорога через Кар-Кар быстрее и если вы не первый раз в этих местах и спешите, то лучше воспользоваться ей. Но Зиг-Заг и Валдик просто потрясающе красивы и богаты красками: цветы, луга, снежники, озера, водопады, ручейки спещащие вниз в долины - все это смешалось на перевалах и плато Вронг-нар-нырд в потрясающую картину Приполярья.
Последний раз встречаюсь с Андреем, вставшим на стоянку у озера. Мне же предстоит пройти двадцать километров по уже знакомой и абсолютно неинтересной дороге через тундру
С новоприобретенными припасами и по прохладной погоде обратная дорога была не особо тяжелой, я полностью отключил голову и сосредоточился на ходьбе и ощущениях. Шел быстро, намереваясь до темноты успеть до стоянки у озера Большие Балбанты. Бахилы после брода Балбанью почти не снимал, чтобы не снижать скорость и не терять время на переобувание, проходил всю грязь напрямик. В результате, обратный путь занял намного меньше времени
Интересно, но погода снова портилась на глазах прямо за моей спиной. Те горы, откуда я спустился всего час назад, были затянуты дымкой тумана и севших облаков. Как это часто бывает со мной - место за время моего пребывания демонстрирует мне свои разные стороны и знакомые места воспринимаются совсем по-иному. Сейчас горы покрыты сплошной пеленой, через которую пытаются пробиться солнечные лучи. Звуки вокруг поглощаются и все замерло в какой-то таинственной тишине. Потрясающая атмосфера!
Финиширую на стоянке у озера я одновременно с Уралом, подъехавшим из Инты. Впрочем, назад он поедет только завтра утром. А сейчас я стягиваю грязные бахилы и иду пить чай с уже знакомой группой из Перми, с которой договаривался о выброске. Ребята общительные, но мой одиночный шестидневный забег (они потратили 9 дней на этот маршрут) посчитали крайне самоотверженным). Рассказали о встрече с медведем у подъема на Зиг-Заг. Пили чай с ними до темноты, пока их не разогнал по палаткам подошедший инструктор. Не успел я поставить свою палатку и начать готовить ужин, как на долину и озеро обрушилось то, что собиралось уже давно - мощнейший ливень. Слушая шум дождя под тентом палатки у Озера Болванов, я в очередной раз подумал о том, что я все сделал правильно и поблагодарил Урал за удачу с погодой в течение всего похода: "Спасибо!"
Выброска с группой прошла без каких-либо приключений, и в 12 часов утра я был уже у вокзала станции В. Инта (к слову, расположен он километрах в десяти от города). Заранее билетов на поезд я не покупал из-за неопределенностей с выброской. А сейчас обнаружил, что выбраться отсюда будет даже сложнее, чем забраться) Схему с ночным поездом до Ухты и самолетом я отбросил - не очень хотелось торчать еще день с рюкзаком в Ухте. Прямой поезд до Питера был через два дня, а билет на ближайший вечерний поезд до Москвы стоил 13к. Поэтому, я решил не торопиться, и уехать завтра вечером, а сейчас двинуть в гостиницу - отмываться, отъедаться и осматривать Инту.
Погулял немного по Инте (нен. и'(д)та - "место, обильное водой, переувлажнённое место"). Несмотря на статус умирающего шахтерского города (из шести угольных шахт сейчас действует только одна), лагерное прошлое(Инталаг) и большую удаленность на север, Инта показалась мне гораздо интереснее Ухты. Например своей смесью архитектур: тут можно найти и деревянный модерн, и конструктивизм, и сталинки, и советскую архитектуру. Встречаются на окраинах и бараки, конечно. Много интересных декораций фасадов и крыш. На некоторых советских домах - коми-орнаменты из кирпича.
Знаменитая водонапорная башня, построенная(1953-1955) по проекту шведского архитектора Артура Тамвелиуса, одного из заключенных Инталага. В строительстве башни участвовали 11 506 человек. Высота со шпилем - 54 м. Один из символов города, заметный почти из любой точки города. В башне расположен музей политических репрессий и обзорная площадка, но из-за вируса все было закрыто(
Абсолютно прекрасный и достаточно типичный для северных советских городов герб. Ничего лишнего
Полтора дня обратного пути в поезде до Москвы показались мне невыносимо долгими, я уже очень давно не проводил в плацкарте столько времени. Кажется, из всего вагона не кашлял, не орал, не ругал Путина, и не пил только лишь я. Пересел в Сапсан до Питера с огромным удовольствием, и вскоре был дома.
Ну и я не был бы собой, если бы не подвел здесь краткие итоги похода:
1) Приполярный Урал - одно из самых красивых мест, что я видел в своей жизни. Если Вам нравится северная природа, то посетить однозначно стоит. Это как смесь Хибин, Алтая и Норвегии, с красками выкрученными на максимум. Множество климатических зон, причдливо переходящих одна в другую.
2) Народу на удивление немного, территория огромная - рай для одиночки.
3) С транспортом беда. Для групп - не проблема, но вот подсаживаться куда-то затруднительно. Ни водителям, ни группам одиночки особо не интересны, никаких гарантий, никакого точного расписания движения. Все меняется, можно легко пролететь
4) Маршруты маркированы, но слабо. Национальный парк Югыд-Ва, берущий немалые деньги за вход, мог бы лучше. При этом заблудиться сложно.
5) Мне с погодой сказочно повезло, но по отзывам и отчетам так бывает крайне редко. Угадать сложно, погода переменчива, как и везде в горах
6) Снаряга индивидуальна, я рекомендую только бахилы или сапоги для болотистых долин рек и накомарник. Репелленты не работают, можно не смешить насекомых. При подъеме на Манарагу, на крутом куруме была полезна палка
7) Шесть дней для такого маршрута маловато, приходится гнать без остановки, подустал. Оптимально было бы дней восемь
Все фотографии последних двух дней похода и из Инты можно найти по ссылкам:
https://photos.app.goo.gl/6Jzacm9L6DTsxdCGAhttps://photos.app.goo.gl/TEXjQk3dDCGbAc6Y6https://photos.app.goo.gl/xnQziHeEWsVJWX7J8